Тема 2 Основные категории институциональной теории. Правила и институты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Advertisements

Тема 1: Правила и институты 1. 2 Источники 1. Норт Д. Институты, институциональные изменеия и функционирование экономики./ Д. Норт// - М.: Начала. – 1997.
«Теория прав собственности» «Теория трансакционных издержек» Выполнила: студентка группы ЗМ-ЭНН 1 Форгиева Б.Х. \ 2017 г. ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
Институты, нормы, происхождение норм В. Тамбовцев 6 марта 2013.
1 ПРАВИЛА и ИНСТИТУТЫ Тема 2. 2 Правила и права В НИЭТ правила – это общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные.
1 Тема: ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Вопросы: 1.Сущность собственности как экономической категории. 2.Многообразие форм собственности.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений».
Работа по дисциплине: «Институциональная экономика» Тема: «Проблемы реализуемости прав собственности между государством и бизнесом: экономические последствия"
Перечень Оноре и проблема спецификации прав собственности II МЭО группа 9 Бондаренко Оксана.
Правовое регулирование экономических отношений Выполнил студент 341 группы Долженко Олег.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ образовательных политик «в наибольшей степени от других общественных дисциплин ОТЛИЧАЕТ экономическую теорию не ее ПРЕДМЕТ,
Тема 3. Отношения собственности и их роль в экономике 3.1. Собственность как экономическая категория. Место и роль собственности в системе общественных.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
LOGO СОБСТВЕННОСТЬ. Company Logo Отношения собственности Результат исторического развития Основа хозяйственной системы Определяют.
Правовое регулирование права собственности публичные и гражданско- правовые аспекты.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Экономическая категория Юридическая категория Company Logo.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Транксрипт:

Тема 2 Основные категории институциональной теории. Правила и институты

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ 2. ИНСТИТУТЫ И ИХ ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ 3. СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ 4. ИЕРАРХИЯ ПРАВИЛ

экономическое поведение как принятие решений Поведение экономических агентов это действия, нацеленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, Представляют собой последовательность актов принятия решений. Выбор варианта действия (использования ресурсов) невозможен без наличия информации о цели действия и ресурсных ограничениях

Ограничения при принятии решений «Стандартные» ограничения: на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т.п. ресурсы. Дополнительные ограничения на: доступную информацию, временное ограничение на величину отрезка времени, в течение которого необходимо оптимально (с точки зрения целевой функции) распределить ресурсы.

Если время сбора необходимой информации в условиях существования других ограничений (например, на денежные средства для ее приобретения) превышает максимально допустимое, индивид вынужден принимать решение при неполной информации, при этом он теряет в эффективности использования имеющихся у него ресурсов.

Таким образом реальные экономические агенты являются ограниченно рациональными субъектами (согласно терминологии, предложенной Гербертом Саймоном), поскольку они принимают решения: на основе неполной, ограниченной информации о ресурсах и способах их использования ограничены в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий.

Ограниченная рациональность это ограниченность возможностей экономических агентов по переработке информации.

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ИНФОРМАЦИИ, имеет место применение шаблонов применение шаблонов происходит по стандартной схеме: идентификация ситуации; подбор шаблона, включающего идентифицированную ситуацию; действие способом, соответствующим шаблону

шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов при определении наилучших способов действий

Правила (нормы) это модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации.

в составе правила выделяются: ситуация (условия приложения правила), индивид (адресат правила), предписываемое действие (содержание правила), санкции за неисполнение предписания, субъект, применяющий эти санкции к нарушителю, или гарант правила.

Вывод: в реальной жизни, кроме известных из экономической теории ресурсных, временных и информационных ограничений на выбор направлений действий и способов использования ресурсов, существуют ограничения, связанные с существованием правил или норм

Наличие в обществе норм как образцов поведения, отклонение от которых порождает наказание нарушителя со стороны других членов общества, ограничивает возможности выбора для индивида, препятствуя реализации его стремления к рациональности

Если агент видит, что его действие способно принести ему значительную выгоду, но запрещено неким правилом, у него может возникнуть стимул к нарушению этого правила. Как в этом случае обычно принимается решение? Если ожидаемая выгода от нарушения превышает ожидаемые издержки нарушения, то рациональным оказывается нарушить правило.

Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, называется оппортунистическим поведением.

санкции те или иные наказания за нарушение правила, т.е. действия, направленные на снижение полезности для их объекта, например, путем возложения на него некоторых дополнительных издержек.

Типология санкций общественное осуждение, выражающееся в неодобрении поступка словом или жестом, утрате уважения или ухудшении репутации санкционируемого субъекта; официальное порицание, в форме устного или письменного замечания, сделанного формальным гарантом правила; денежный штраф, налагаемый на нарушителя; силовое прекращение начатого действия; силовое принуждение (или его угроза) к повторению совершенного действия, но уже по правилам в тех случаях, когда совершенное нарушение не является необратимым; ограничение нарушителя в некоторых из его прав, например, запрет под угрозой более серьезного наказания на занятие определенным видом деятельности; лишение свободы (заключение в тюрьму); смертная казнь.

Институт это совокупность, состоящая из правила или нескольких правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила.

лауреат премии имени Нобеля по экономике Дуглас Норт дает следующие варианты определений: «институты это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми», это «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, кото­рые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми», «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений», или же «придуманные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей. Их составляют формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения к их исполнению. В совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках».

Функции институтов Ограничительная функция: ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений.

Ограничивая возможные способы действий и линии поведения, предписывая только один допустимый способ действия, координируют поведение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы.

Координационная функция Суть ее заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучения и прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях. Снижается уровень неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.

Распределительная функция ограничивая множество возможных способов действий, влияют на распределение ресурсов экономическими агентами, выполняя распределительную функцию.

Формальные и неформальные правила. Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами. Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами.

Иерархия правил Институциональная среда (третий уровень) Институциональные соглашения (второй уровень) Взаимодействие индивидов (первый уровень)

институциональные соглашения это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Пример: контракты добровольно установленные экономическими агентами правила обмена, правила функционирования экономических и политических рынков, правила взаимодействия внутри иерархических структур (организаций)

Институциональная среда совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения. Составляющими институциональной среды выступают правила: социальной жизни общества, функционирования его политической сферы, базовые правовые нормы конституция, конституционные и иные законы

В рамках институциональной среды можно выделить правила: над конституционные, конституционные экономические Это деление предложил Д. Норт

Надконституционные правила Наиболее общие и трудно изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., зачастую перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения, Определяют иерархию ценностей, разделяемых широкими слоями общества, отношение людей к власти, массовые психологические установки на кооперацию или противостояние и т.д.

Конституционные правила устанавливают иерархическую структуру государства; определяют правила принятия решений по формированию государственных органов власти (министерств, ведомств, агентств и т.п.), например, правила голосования в демократических государствах, правила наследования в монархиях и т.п.; определяют формы и правила контроля действий государства со стороны общества. могут иметь как формальный, так и неформальный характер.

Экономические правила определяют формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические агенты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов. Например, квоты на импорт или экспорт той или иной продукции, запреты на использование некоторых видов контрактов, законодательно установленные предельные сроки действия патентов на изобретения и т.п.

Правила и права Любое право индивида (или организации) это возможность беспрепятственно осуществлять некоторые действия, в частности действия с тем или иным объектом (имуществом). Такая возможность есть прямое следствие правила, в соответствии с которым подобные действия не подвергаются санкциям со стороны гаранта этого правила. Действия, наказываемые в рамках принуждения правила к исполнению, не составляют содержания чьего-либо права.

Права собственности представляют собой такие разрешенные и защищенные от препятствий к их осуществлению возможные способы использования ограниченных ресурсов, которые являются исключительной прерогативой отдельных индивидов или групп.

два подхода к опреде­лению и исследованию собственности: 1) как внутри себя нерасчлененное целое, абсолютное и неделимое; основан на континентальной правовой традиции, представленной в Кодексе Наполеона 2) как набор правомочий, которые представляют собой открытое множество. Реализован в рамках англосаксонской традиции. Значимость второго подхода обусловлена возможностью дифференцированного отношения к вещи экономических агентов в соответствии с их сравнительным преимуществом в ее использовании.

Пучек прав собственности (в перечне А.Оноре) Право владения в защищенная возможность осуществления физического контроля над вещью. Данное правомочие лежит в основе исключительности права собственности. Если отсутствует право владения (вне зависимости от того, кому оно принадлежит), то бессмысленным становится и сам термин«собственность». Право пользования относится к вещам, обладающим как непосредственной, так и косвенной полезностью. Право управления включает в себя возможность определения направления, в котором может быть использована данная вещь, а также определение круга лиц и порядка доступа к ресурсу.

Право на доход, может проистекать из непосредственного пользования вещью (имплицитный доход) или пользования вещью другими индивидами (доход в явной форме денежной или натуральной). Право на капитал (или капитальную стоимость), предполагает возможность дарения, продажи, изменения формы или уничтожения блага. Право на безопасность, или иммунитет от экспроприации

Право на передачу вещи по наследству. Бессрочность, которая означает отсутствие каких-либо временных границ в осуществлении правомочий. Запрет вредного использования. По сути, это «отрицательно» право, которое не позволяет использовать вещь таким образом, чтобы это было связано с вредом, наносимым имущественным объектам других агентов. 10. Ответственность в виде взыскания. Это правомочие дает возможность отчуждать вещь в уплату долга, позволяет использовать иму­щество в качестве залога. 11. Конечные права возможность заполнять пробелы в уже заключенных соглашениях.

Спецификация права собственности создание режима исключительности для отдельного индивида или группы посредством определения субъекта права, объекта права, набора пра­вомочий, которыми располагает данный субъект, а также механизма, обеспечивающего их соблюдение.

размывание прав собственности практика нарушения исключительности прав, приводящая к снижению ценности объекта права для субъекта, так как поток ожидаемых доходов должен дисконтироваться по более высокой ставке процента (учитывающей риск экспроприации).