КОНЦЕПЦИЯ развития воспитания в образовательной системе Челябинской области на период до 2010 года Материалы для семинара Утверждена решением Коллегии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Advertisements

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
«Развитие воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ 2» на годы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ развития воспитания в образовательной системе Челябинской области на период до 2010 года Материалы для семинара Утверждена решением Коллегии МОиН Челябинской области 28 ноября 2006 г.

Основные понятия Концепция (от лат. conceptio - определенное понимание явлений, система взглядов) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, а также основная точка зрения, конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру интерпретации. Воспитание – процесс целенаправленного создания условий, обеспечивающих личностный рост ребенка, способствующих формированию его личностного образа. Социализация – двусторонний процесс, одна сторона которого – усвоение человеком определенной системы ценностей, позволяющих функционировать в обществе (социальная адаптация), другая – обретение им собственного социального опыта, активного само построения Себя (социальная автономизация). Педагогический принцип – методологический и методический компонент педагогической теории и практики, являющийся основным правилом исследования и практического действия. Культура личности – некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Воспитательное пространство – целостная, и в тоже время динамическая (непостоянная), сеть взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием развития индивидуальности личности, формирования ее адаптивных и интегративных способностей, социальной и культурной компетенций.

Основные понятия Личностно ориентированный подход - ориентация педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Компетентностный подход – это ориентация педагогической деятельности, направленная на формирование готовности личности проявить свое отношение к важным жизненным процессам; отношение человека к себе как субъекту деятельности и общения; как субъекту взаимодействия с социальной средой, как субъекту собственной деятельности. Деятельностный подход - организация и управление целенаправленной деятельности воспитанников в контексте их жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Системный подход - ориентация в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Средовой подход – совокупность принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей воспитания.

Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 1. Идея системности организации процесса воспитания и создания единого воспитательного пространства области Стабильное функционирование и поступательное развитие воспитательной системы способствует формированию целесообразно организованного пространства, представленного динамической сетью взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающей интегрированным условием личностного развития ребенка. Условиями эффективного функционирования воспитательного пространства являются: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистических ценностей; «мягкая» структура пространства, событийность, диалоговый режим создания; педагогически организованное сетевое взаимодействие различных субъектов; разветвленная система открытых отношений между различными компонентами и субъектами; матричная структура и проектные технологии управления развитием пространством.

Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 2. Идея многоуровневости воспитательного пространства области Реализация данной идеи обеспечивает многообразие и вариативность воспитательных систем и пространств на институциональном и муниципальном уровнях, учитывающих: социокультурные особенности территории; потребности социума в услугах по воспитанию детей и молодежи; сложившиеся традиции и позитивный опыт воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов; основные направления государственной и областной политики в области воспитания.

Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 3. Идея преемственности воспитания на различных ступенях образования детей и молодежи Взаимодействие данных учреждений образования обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных групп детей и молодежи. Дошкольное образовательное учреждение – обеспечивает важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и понимаю других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в учреждении общего образования должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций гражданского и патриотического воспитания, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном, конкурентном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Интеграция дошкольного, основного общего и дополнительного образования - реальный путь реализации стратегии непрерывности образования.

Ведущие концептуальные идеи развития воспитания 4. Идея ресурсного обеспечения развития воспитания Развитие воспитания в образовательной системе Челябинской области требует своего ресурсного обеспечения, являющегося источником и условием организации воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях. Основными видами ресурсов являются: нормативно-правовые; организационно-управленческие; научно-методические; информационно-аналитические; кадровые; финансово-материальные.

Цель развития воспитания в образовательной системе Челябинской области Цель – создание системы нормативно-правового, организационно-управленческого, научно-методического, информационно-аналитического, кадрового, финансово- материального обеспечения развития воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов, с учетом социокультурных особенностей воспитательных пространств муниципального уровня, ориентированных на формирование их социальной активности, гражданской ответственности, духовности и культуры, творческих способностей и навыков здорового образа жизни, в условиях единого воспитательного пространства Челябинской области.

Организационно-управленческие механизмы реализации основных направлений деятельности по развитию воспитания 1. Совершенствование управления воспитанием детей и молодежи в системе образования. 2. Обновление нормативно-правовой базы организации воспитания в областной образовательной системе. 3. Организационное совершенствование и обновление системы воспитания детей и молодежи. 4. Развитие содержания, программно-методического обеспечения воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях образовательной системы Челябинской области. 5. Совершенствование кадрового обеспечения функционирования и развития областной воспитательной системы. 6. Ресурсная поддержка и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью.

1. Совершенствование управления воспитанием детей и молодежи в системе образования 1.1. Внедрение научных основ в практику управления воспитанием. Научно-методическое сопровождение деятельности органов управления образованием на областном и муниципальном уровнях Создание на базе действующих образовательных учреждений ресурсных центров, исследовательских лабораторий, опорных и экспериментальных площадок для разработки и реализации научно-исследовательских и научно-внедренческих проектов по проблемам воспитания детей и молодежи Разработка и внедрение моделей деятельности структурных подразделений и специалистов органов управления образованием по управлению воспитанием Разработка и внедрение содержания и моделей деятельности методических служб в системе управления образованием по сопровождению воспитательных процессов Разработка и реализация проектов целевой подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сферы воспитания.

1.6. Отработка и внедрение содержания и технологий аттестации управленческих кадров в системе образования в части вопросов воспитания Отработка и внедрение технологий проектирования и разработки программ развития воспитательных систем институционального и муниципального уровней Разработка и реализация инновационного научно- методического проекта по мониторингу состояния и эффективности функционирования воспитательных систем институционального, муниципального и областного уровней Разработка и внедрение критериев и показателей оценки состояния воспитания в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов, на уровне муниципальных воспитательных пространств Отработка и внедрение технологий экспертной оценки и подготовки экспертов в сфере воспитания детей и молодежи Разработка и реализация информационных проектов для популяризации государственной и областной политики в области воспитания детей и молодежи, информирования населения о положительных результатах функционирования областной воспитательной системы, деятельности органов управления образованием.

2. Обновление нормативно-правовой базы организации воспитания в областной образовательной системе 2.1. Подготовка проектов нормативных документов о создании условий для реализации государственной и областной политики в области воспитания детей и молодежи на областном и муниципальном уровнях. Внесение изменений и дополнений в законодательство Челябинской области по образованию в части вопросов воспитания детей и молодежи Подготовка проектов нормативных документов о нормировании бюджетной доли расходов на организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, на проведение областных и муниципальных мероприятий, направленных на реализацию основных направлений и развитие данной сферы Подготовка проектов нормативных документов о нормативах штатной обеспеченности сферы воспитания детей специалистами в образовательных учреждениях разных типов и видов.

2.4. Подготовка проектов нормативно-правовых актов о сохранении, оптимизации и развитии межведомственной сети учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Подготовка проектов нормативных документов, регламентирующих государственную поддержку деятельности детских, юношески и молодежных общественных объединений и организаций, осуществляющих реализацию воспитательных проектов и программ Подготовка проектов нормативных документов, определяющих основные направления межведомственной работы с детьми, молодежью и семьей по месту жительства в аспекте формирования здорового образа жизни и организации культурного досуга.

3. Организационное совершенствование и обновление областной системы воспитания детей и молодежи 3.1. Научное обоснование, отработка и внедрение концепции развития воспитания в системе образования Челябинской области Научно-методическое обоснование моделей деятельности и разработка примерных положений об организации воспитания в общеобразовательных учреждениях с учетом их видового разнообразия Отработка и внедрение содержания, форм и методов проведения аттестации образовательных учреждений в части вопросов воспитания Разработка форм, статуса и технологий использования документов областного значения, фиксирующих образовательные и творческие успехи учащихся (воспитанников), достигнутые в сфере дополнительного образования, общественной и социально значимой деятельности.

4. Развитие содержания, программно-методического обеспечения воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях образовательной системы Челябинской области Разработка и реализация областных целевых программ по приоритетным направлениям воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение программ и моделей дистантных форм работы с детьми в сфере воспитания детей и молодежи Формирование современной программно-методической базы организации воспитания детей и молодежи, разработка классификатора программ воспитания, реализуемых в Челябинской области на институциональном, муниципальном и областном уровнях Отработка и внедрение комплексных программ и моделей интеграции основного общего и дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений.

4.5. Отработка и внедрение моделей включения исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи в практику воспитания Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми в сфере образования Разработка и реализация инновационных проектов, программ экспериментальной и исследовательской деятельности по различным аспектам воспитания детей и молодежи в областной образовательной системе Отработка и внедрение программ дополнительного образования и педагогического просвещения родителей по различным аспектам психолого-педагогической и медико- социальной поддержки детей и семьи в сфере образования Отработка и внедрение областных межведомственных программ и проектов воспитания детей и молодежи Организация и проведение конкурсов моделей, программ организации воспитания на институциональном и муниципальном уровнях.

5. Совершенствование кадрового обеспечения функционирования и развития областной воспитательной системы 5.1. Научно-методическое сопровождение работы с кадрами специалистов в области воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение комплексных моделей профессиональной педагогической деятельности специалистов в области воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение технологий проведения мониторинга кадрового потенциала областной воспитательной системы Отработка подходов и формирование государственного заказа на подготовку специалистов в области воспитания детей и молодежи в системе профессионального образования Отработка и внедрение современных программ и технологий подготовки в учреждениях высшего образования специалистов в области воспитания детей и молодежи в системе профессионального образования Разработка и внедрение системы непрерывного повышения квалификации специалистов в области воспитания детей и молодежи.

5.7. Отработка и внедрение моделей, программ и технологий практической стажировки студентов и работающих специалистов в сфере воспитания Отработка и внедрение содержания и технологий подготовки специалистов в области воспитания детей и молодежи по вопросам развития инноваций социально-педагогического проектирования и программно-методического обеспечения воспитательного процесса, организации исследовательской и экспериментальной деятельности по разработке актуальных проблем воспитания детей и молодежи Отработка и внедрение дистантных форм повышения квалификации, методической и информационной поддержки деятельности специалистов в области воспитания Обновление содержания, форм и методов проведения аттестации педагогических кадров по профилю воспитательной деятельности Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта по организации воспитания на институциональном, муниципальном и областном уровнях Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства специалистов в области воспитания.

6. Ресурсная поддержка и укрепление материально- технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью Финансовая поддержка реализации муниципальных программ развития воспитания (на конкурсной основе) Финансовая поддержка деятельности образовательных учреждений реализующих системный подход в организации воспитания, программы экспериментальной работы (на конкурсной основе) Финансовая поддержка специалистов образования, реализующих программы инновационной и экспериментальной деятельности (на конкурсной основе) Формирование инвестиционной привлекательности деятельности образовательных учреждений, органов управления образования по реализации воспитательных проектов в социуме.

6.5. Отработка и проведение мониторинга состояния материально-технической базы учреждений образования с учетом современных требований к организации воспитания в части выполнения государственного и областного заказа Разработка и внедрение методик расчетов финансирования образовательных учреждений в части материально-технических затрат на организацию воспитательной работы с учетом современных требований и условий города и села Приобретение для образовательных учреждений оборудования, инвентаря и технических средств для обеспечения различных направлений воспитательной работы Формирование перспективного плана реконструкции действующих и строительства новых учреждений образования с учетом перспектив развития муниципальных образований и областной системы образования.

Ожидаемые результаты реализации основных направлений деятельности по развитию воспитания высокий статус воспитания как необходимого условия для социализации и становления личности юных жителей области, формирование образа жизни детского и взрослого населения Челябинской области; развивающееся воспитательное пространство Челябинской области; активная роль субъектов управления развитием воспитания всех уровней; устойчивое функционирование и развитие воспитательных систем институционального и муниципального уровней; сформированность современной нормативно-правовой, программно- методической базы организации воспитания на всех уровнях областной образовательной системы; наличие сети ресурсных центров на базе действующих учреждений образования для решения задач совершенствования научно-методического обеспечения, организации инновационной и экспериментальной работы в области воспитания; повышение профессиональной компетентности в сфере воспитания специалистов системы образования Челябинской области; укрепление финансовой и материально-технической базы образовательных учреждений Челябинской области для организации воспитательной работы с детьми и молодежью; эффективность механизмов и форм государственно-общественного управления и социального партнерства в организации воспитания, открытость воспитательных систем всех уровней; эффективность мониторинговых механизмов в управлении качеством воспитания на всех уровнях областной воспитательной системы.