Управление образования администрации Назаровского района « Модель организации работы по освоению читательской грамотности» Рассудова Т.Г., начальник отдела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
ФГОС НОО: методическая работа Совещание директоров
ФЦПРО. Базовая площадка Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Курсы.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
« «Учет индивидуальных достижений учащихся как фактор повышения мотивации обучающихся.» Выступление заместителя директора по УВР школы 185 Колотовой М.Н.
Моделирование муниципальных мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО второго поколения на 1 ступени обучения Федотова Анжелика Владимировна, методист.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Транксрипт:

Управление образования администрации Назаровского района « Модель организации работы по освоению читательской грамотности» Рассудова Т.Г., начальник отдела информации Образовательная сессия 1 краевого проекта «Возможности изменения практики педагогов по достижению младшими школьниками гарантируемых планируемых результатов обучения » г.

Площадь района ,1 кв. км. Количество населенных пунктов Муниципальных образований - 10 Численность населения - 23,413 тыс. чел. Протяженность территории с севера на юг -71 километр, с запада на восток 100 километров лет создания Назаровского района

Как всё начиналось? В заявочную кампанию на 2 полугодие 2012 года получили дополнительную информацию о проведении курсов по новой программе «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»; Из ОУ поступило 8 заявок и все они ИПК были приняты и утверждены; Провели установочный семинар для представителей от школ с включением учителей, прошедших курсовую подготовку ( на тот момент их было только 5, позднее ещё 2 учителя ): семинар показал, что данные учителя не готовы войти в создаваемую творческую группу и взять на себя ответственность по распространению опыта; Что делать? Какую форму взять за основу, чтобы охватить как можно больше учителей начальных классов?

Выход найден!? Дистанционная форма обучения; Необходимо рассмотреть возможности использования этой формы: - обсудить с разными субъектами ОУ (заместители директоров, учителя начальных классов, школьные библиотекари); -разработать содержание, регламент работы, распределить функции и ответственность,; -предусмотреть риски:( не охватим 100% учителей начальных классов; часто отсутствует интернет и будет мешать его низкая скорость; не все зам.директоров организуют методическое сопровождение учителей и др.) Проведение разработческого семинара (заместители директоров, учителя начальных классов, школьные библиотекари) ;

Читательская грамотность и УУД УУД Читательская грамотность

Процессы У1 У2 У3 УnУn Умения Неделя … Неделя 6 Неделя 5 Неделя 4 Неделя 3 Неделя 2 Неделя 1 Понимание Читательская грамотность Принятие Применение

Предполагаемые результаты 1) у учителей: освоены способы формирования читательской грамотности младших школьников и способы оценки уровня сформированности читательской грамотности. сформированы умения по составлению системы учебных заданий, направленных на формирование основных групп читательских умений, проектирования педагогических ситуаций, направленных на развитие читательской грамотности младших школьников. повысились результаты выполнения краевой контрольной работы по общеучебным умениям 2013 (в сравнении с ККР г г.). 2) у школьных библиотекарей: освоены новые способы проведения библиотечных уроков и мероприятий с младшими школьниками; создан банк разработок таких мероприятий и текстов из периодической печати для учеников начальной школы подготовлены качественные материалы на муниципальный конкурс «Библиотечный урок»; 3) у заместителей директоров: получены знания и умения по теме «Формирование читательской грамотности младших школьников» освоен эффективный способ методического сопровождения учителей и мониторинга профессиональных изменений учителей начальных классов в ОУ, в том числе и через Портфолио по теме; реализованы школьные проекты по читательской грамотности; подготовлены учителя, способные проводить мастер-классы; определено содержание и формы школьной методической работы по заявленной теме на следующий учебный год

Формы работы РИМЦ (с отдел информации) - семинары с заместителями директоров (в том числе и виртуально на Форуме сайта Управления образования в разделе Методическая работа Семинары для завучей); - еженедельные семинары с учителями начальных классов (виртуально на Форуме сайта Управления образования в разделе Методическая работа Формирование читательской грамотности младших школьников); - семинары со школьными библиотекарями (на сайте Управления образования в разделе Библиотечная страница); - консультации (по телефону, через сайт, по эл почте, в личной беседе и т.п.); Виды деятельности РИМЦ: разработка плана, заданий, рабочих материалов для семинаров; разработка формы учёта работы учителей в школе в рамках семинара (в помощь зам директоров); разработка материалов для диагностики сформированных ЗУН учителей по заданной теме и мониторинга профессиональных изменений учителя (для зам директоров, учителей); мониторинг деятельности зам. директоров; анализ; подбор необходимой информации; консультации по возникшим затруднениям

Выставление выполненных заданий Сайт Управления образования /Форум: выставление заданий на неделю, пятница до Гляденская СОШ Дороховская СОШ Краснополянская СОШ … 13. Сережская ООШ Работа с информацией Формы: -индивидуальная; -парная; - групповая Анализ и рекомендации Виды деятельности : -анализ; -моделирование- рефлексия --разработка заданий --оценка умений Методическое Портфолио Реальная практика

10 Методическое Портфолио Рубрики портфолио Разделы и содержание рубрик Самопрезентация Презентуете себя, главным образом, как педагога, работающего в соответствии с идеологией читательской грамотности. Осуществить самопрезентацию можно с помощью методического приема «Коллаж». Рабочие материалы Создали (придумали, разработали) сами - График-органайзер: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.п. (например, таблица «Группы читательских умений», схема «Структура..»); -Цитаты и афоризмы; - Банк идей: практические разработки форм работы (например, «Система заданий по формированию умения…», учебная ситуация «Постановка учебной задачи на основе …» список Интернет - сайтов по ФГОС;, интеллект-карты,.. Мои достижения - Стимулы успеха: что в ходе работы помогало моему прогрессу; - Мои открытия: информация, которая уди­вила, закономерности, которые установил самостоятельно; -Где и когда я смогу использовать …: практическое применение полученных знаний и многое друг

Ступеньки роста 5. – пятая ступень: могу научить коллег; 4. – четвертая ступень: отработано в системе: делаю уверенно и получаю запланированный результат; 3. – третья ступень: делаю, но допускаю неточности, которые могу определить самостоятельно; 2. – вторая ступень: понимаю, пробую делать, самостоятельно не могу определить ошибки; 1. – первая ступень: знаний не имею, в сущности вопроса не разбираюсь;

Источники информации Междисциплинарная программа «Чтение: работа с информацией»; М.А.Пинская, статья «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?» В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова «Формирование читательской грамотности младших школьников», учебно - методическое пособие. Видеолекции авторов учебников по дидактической системе Л.Занкова; Учебники и примерные программы; Интернет-ресурсы

«Чтение: работа с информацией» Раздел «Получение, поиск и фиксация информации» (6+3); Раздел «Понимание и преобразование информации» (6+3); Раздел «Применение и представление информации» (7+3); Раздел «Оценка достоверности получаемой информации» (2+3). ККР (Группа читательских умений ) Поиск информации, заданной в явном виде; Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. преобразовывать информацию (из текстовой формы в табличную)

Виды заданий Аргументировать высказывание, позицию автора по материалам статьи; Заполнять некоторые пустые ячейки таблицы, в том числе название столбцов, строк и название таблицы; Определять степень проявления различных факторов( например, факторов, влияющих на формирование читательской грамотности); Понимать свои методико-дидактические ресурсы, направленные на 1- научить ребенка читать, 2- развить технику и выразительность чтения, 3 – сформировать умения смыслового чтения. Составлять словарь терминов по теме «читательская грамотность» Составлять задания к тексту учебника по проверке планируемого результата, обозначенного в междисциплинарной программе «Чтение: работа с информацией» Выявлять собственные дефициты, обнаруженные в ходе выполнения заданий Разработка памятки «Как я буду работать с группами учеников в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией». разработка конструктора составления заданий по основным типам читательских умений Используя текст, разработать как можно больше заданий на формирование всех групп умений; Проектирование уроков, проведение открытых уроков, самоанализ и анализ. Анализ результатов ККР-2013 и др.

Конструктор (фрагмент, ККР ) Конструктор составления заданий по основным группам читательских умений п/п Группа читательских умений Типы заданий Варианты заданий (формулировки заданий) 1Поиск информации, заданной в явном виде: -найти конкретные сведения; -найти значения слова и фразы -определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; -определить время и место действия рассказа. 1. В какое время суток … 2. Что представляет собой … 3. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен … (перечислены 4-5 событий) 4. Озаглавь текст. 5.. Незнакомые слова выдели маркером. Попробуй догадаться об их значении самостоятельно, а после проверь себя по словарю. 6. Прочитай текст. Какое новое имя встретилось в нем? Выдели маркером и узнай, кто это. (Требуется также указать способ получения ответа.) Маркером выдели также все то новое, что содержится в тексте 2Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

Дата выставления заданий Тема недели Кол-во заданий срок выставления заданий 1 неделя « Вклад школы в развитие грамотности чтения младших школьников » неделя « Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности » неделя « Анализ результатов выполнения учащимися краевых контрольных работ: качественная характеристика » неделя « Организация действий учеников по формированию каждой группы читательских умений. Рефлексия и Потфолио » неделя 08.02Каникулы: путешествие по сайтам, играм и упражнениям неделя « Учебные задания, направленные на формирование основных групп читательских умений » неделя « Учебные задания, направленные на формирование основных групп читательских умений (занятие 2) » неделя « Проектирование педагогических ситуаций, обеспечивающих формирование читательской грамотности младших школьников » неделя « Неделя открытых уроков » неделя 22.03Рефлексия неделя « Анализ ККР ООУ » неделя « Работа с информацией на уроках и математики » неделя « Работа с информацией на уроках русского языка » неделя « Мониторинг процесса формирования читательской грамотности младших школьников » План

Новые возможности: Еженедельная газета для 1-2 классов «Первоклассная»; Техника чтения с видеокамерой; Развитие речи с видеокамерой