Источник понятия «Краткая философская энциклопедия» Словарь «Психология» «Педагогический энциклопедический словарь» Загвязинский В. И. Поташник М. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Advertisements

Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Методический центр 2007 С С. Факторы успешности педагогического эксперимента Информационные условия о текущих результатах экспериментальной деятельности:
Эксперимент (от лат.experimentum проба, опыт) метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Критерии, показатели, измерители результативности инновационной и экспериментальной деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ИЛИ ИСКУССТВЕННО.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Изменение подходов к содержанию деятельности администрации школы в условиях перехода на новое качество образования.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

Источник понятия «Краткая философская энциклопедия» Словарь «Психология» «Педагогический энциклопедический словарь» Загвязинский В. И. Поташник М. М. Существенные признаки Наблюдение, условия, знания о закономерностях Активность исследователя, проверка гипотезы Метод познания, контролируемые и управляемые условия Воспроизводимость, проверка гипотезы, установление и уточнение фактов Естественно или искусственно созданные, контролируемые условия исследовательской работы

Эксперимент в образовании Исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической (управленческой) деятельности

Признаки эксперимента Наличие гипотезы Ориентация на получение новых знаний Создание контролируемых и управляемых условий Разработка программы Оформление результата Диагностичность Достоверность и воспроизводимость

Констатирующий Поисковый Формирующий

Локальный Индивидуальный Региональный Муниципальный Федеральный

Уровень эксперимента Экспериментально- исследовательская Опытная работа Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментально- поисковая

Факторы успешности Правовое обеспечение Стратегическое планирование результатов Согласование планов и программ Кадровая подготовка Инновационные изменения образовательного пространства Научно- методические условия Мотивационные условия Информационные условия Материально- технические условия

п/п Этапы Функция Обобщающий Практический Подготовительный Диагностическая, проектировочная, организационная Контрольно- коррекционная Деятельностная Внедренческий Социализации Этапы и функции педагогического эксперимента Этапы и функции педагогического эксперимента

Проблемная ситуация Характеристики: Потребность в новом знании или способе действия Наличие неизвестного знания Опора на известный опыт, теорию, факт, закономерность Наличие противоречия (как несоответствия между желаемым и действительным состоянием ) Наличие проблемы (как существующего незнаемого, звучащего вопросительно или повествовательно) Особенности :

Пример проблемных фактов и негативных тенденций в основной школе Для подростка школа – повинность, поскольку она не решает тех возрастных задач, на которые ориентирован ученик лет (младший подросток) и лет (старший подросток) Нацеленность в массовой практике основной школы на передачу основ наук, что является прерогативой старшей школы. Потеряно (не найдено, не конкретизировано) специфически подростковое содержание образования, не выработаны собственные организационные формы (жесткая классно-урочная система, предметно- урочная форма организации учебного материала, классная форма организации учебного сообщества детей – перешли без изменений из начальной школы) Не учитываются особенности современного подростка: потребность в успешности и признании микро социумом, самоопределение и развитие самосознания

Пример проблемных фактов и негативных тенденций в старшей школе Стиль, содержание, методики и технологии обучения предметам в старшей школе, когда учащиеся больше всего нуждаются в социализации и выборе дальнейшего жизненного пути, остаются МОНОЛОГИЧНЫМИ, АВТОРИТАРНЫМИ, направленными лишь на усвоение информационных массивов В большинстве случаев слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности У многих учащихся отсутствует позитивная мотивация к продолжению образования, недостаточный уровень осознания собственных интересов и перспектив Результаты обучения по-прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибалльной системе 1234

Пример проблемных фактов и негативных тенденций в старшей школе Нарастающая тестовая практика учебного контроля и бес тестовая, экспертная по смыслу практика личностно развивающего обучения, на которую пытается ориентироваться старшая школа Провозглашаемая ориентация на развитие школьников и реальная ориентация на освоение (подкрепленное традицией, программами, учебниками) МАКСИМАЛЬНО БОЛЬШОГО ОБЪЕМА ЗНАНИЙ Провозглашаемое стремление к системности знаний, формированию компетенций, ориентированности на индивидуальность ученика как ценности и преобладающая бессистемная, «валовая» ориентация большинства школ и внешкольных форм образования на подготовительные курсы, школы дополнительного образования, репетиторство Стремление большинства учителей максимально «захватить» часы из вариативной части в пользу интересов конкретной профилизации 5678

Часть объекта, свойства, отношения, функции, выделяемые в данном эксперименте Границы исследования и изменения практики, область педагогического пространства Объект эксперимента Предмет эксперимента Для осуществления исследовательской деятельности педагогу необходимо выбрать ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ эксперимента

Пример объектов экспериментирования Процесс совершенствования содержания и технологии преподавания в профильном обучении Процесс предпрофильной подготовки

Пример направлений и предметов экспериментирования Выбор (корректировка) образовательной программы школы, вступающей в эксперимент 1 Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании интегративных подходов и проектной формы обучения в конкретной школе 5 Частичное обновление содержания образования за счет введения учебных модулей с социально и личностно значимым учебным материалом, а также путем реализации интегративных подходов 4 Разработка модели проектного обучения в конкретной школе как средства реализации интегративного подхода, с учетом специфики школы 3 Проектирование образовательной программы данной конкретной школы (согласование целей, ценностей, определение желаемого результата, выбор оптимального варианта учебного плана, учебных программ, технологий, программ дополнительного образования) 2 Использование дополнительного учебного времени для развития активных деятельностных форм обучения (напр. за счет практикумов) 6

Получить новое знание о… Разработать и апробировать… Выявить организационно-педагогические, организационно-методические и психолого-педагогические условия достижения нового качества образования

Личностные изменения в субъектах образования… Положительные приращения в личности учащегося… Положительные изменения в практике образования… Создание комплекса условий для обеспечения положительных изменений в базовом (педагогическом) процессе

Выявить способы повышения уровня востребованности обществом результатов школьного образования. Реализовать в полном объеме принцип доступности образования, отработать новую модель школьного образования на основе использования экспериментальных вариантов базисного учебного плана и методических рекомендаций по обновлению содержания учебных предметов. Сравнить образовательные результаты при разной продолжительности обучения в основной школе. Изучить подходы к модернизации образовательного процесса на разных ступенях школьного образования. Выявить условия, содействующие сохранению здоровья школьников. Исследовать влияние изменений оценки учебных достижений школьников на мотивацию их образовательной деятельности и на характер отношений участников образовательного процесса. Выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в старших классах. Задачи эксперимента

Максимально подробно изложенная модель нововведения, за счет которой ожидается получить определенную эффективность учебно- воспитательного процесса Научно-обоснованное предположение Совокупность управляющих воздействий Система мер по реализации задач эксперимента

Новое качество образования может быть достигнуто при модернизации содержания образования и его структуры. необходимо включить в содержание образования такие компоненты, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе из содержания образования должны быть исключены такие компоненты, которые оказываются невостребованными в жизни учащихся после окончания школы. Отбор содержания учебных курсов должен быть соотнесен с возможностями его усвоения всеми учащимися. Модернизация содержания образования

Контроль за проведением эксперимента Выбор количественных и качественных параметров Выбор этапов контроля Мониторинг результатов эксперимента (по И.Д.Чечель) Мониторинг результатов эксперимента (по И.Д.Чечель) Выбор диагностируемых целей по всем направлениям эксперимента Выбор диагностируемых целей по всем направлениям эксперимента Выделение критериев оценки результатов

Листы наблюдений интервью тесты Контрольные вопросы Педагогические разработки Видеозаписи Стенограммы уроков Анкеты

Критерий - (от греч. kriterion- средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий результативности – качественный или количественный, (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели. результативности ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

педагогической деятельности (обучения, воспитания, развития личности или коллектива) (дошкольников, школьников, молодежи, учителей, родителей, администрации); управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития, функционирования учебного заведения; обеспечение традиционного или инновационного педагогического процесса).

-комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -комплексность - возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого явления, процесса -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -диагностичность возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов -достоверность достаточность для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов

- сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации… Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия: - обученности - воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке) - развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления…)

( для режима развития, становления, функционирования учебного заведения инновационного типа) -научно-методической обеспеченности - информационной обеспеченности - кадровой обеспеченности -нормативно-правовой обеспеченности -материально-технической обеспеченности -финансово-экономической обеспеченности -ресурсной обеспеченности педагогического процесса инновационного (традиционного типа). Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:

Критерий количества (дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности). по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта воздействия: Критерий факта (позволяет ответить, на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности).