Исследовательская деятельность учащихся. Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Advertisements

Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Научно- исследовательская работа в школе Подготовила: Булавина С.В. Учитель биологии высшей категории МОУ СОШ 5 с.Новоромановского.
«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ». С.Соловейчик.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Семинар Городская лаборатория по научно-исследовательской деятельности педагогов г.
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Выберем тип проекта: 1. Исследовательский 2. Творческий 3. Информационный 4. Практический.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся

Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается. Дистервег Дистервег

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров

Поиск ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере Поиск ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере Исследовательская деятельность:

Задачи исследовательской деятельности: Создание положительной мотивации учения и образования; Создание положительной мотивации учения и образования; Формирование глубоких, прочных и действенных знаний; Формирование глубоких, прочных и действенных знаний; Развитие интеллектуальной сферы личности; Развитие интеллектуальной сферы личности; Формирование способов активной познавательной деятельности; Формирование способов активной познавательной деятельности; Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Классификация исследовательских работ Проблемно-реферативные (сопоставление разных литературных источников и на основе этого собственная трактовка поставленной проблемы) Проблемно-реферативные (сопоставление разных литературных источников и на основе этого собственная трактовка поставленной проблемы) Экспериментальные (на основе выполнения эксперимента) Экспериментальные (на основе выполнения эксперимента) Натуралистические и описательные(на основе наблюдений и качественного описания какого либо явления, может иметь элемент научной новизны) Натуралистические и описательные(на основе наблюдений и качественного описания какого либо явления, может иметь элемент научной новизны) Исследовательские (на основе получения собственного исследовательского материала) Исследовательские (на основе получения собственного исследовательского материала)

Технология организации исследовательской деятельности учащихся: Выявление противоречий и постановка проблемы, требующей решения Выявление противоречий и постановка проблемы, требующей решения Выбор темы исследования Выбор темы исследования Выбор цели исследования Выбор цели исследования Определение задач для достижении цели Определение задач для достижении цели Определение методов исследования Определение методов исследования Сбор собственного материала Сбор собственного материала Анализ и обобщение собранного материала Анализ и обобщение собранного материала Собственные выводы Собственные выводы

Модели исследования: Модель 1. «Обучение исследованию» Шаг 1. Столкновение с проблемой Шаг 2. Сбор данных – «верификация» Шаг 3. сбор данных – экспериментирование Шаг 4. Построение объяснения Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модели исследования: Модель 2. «Приглашение к исследованию» Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания, как проблемы исследования Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры

Модели исследования: Модель 3. «Систематическое исследования» Шаг 1. Определение проблемы Шаг 2. Выдвижение гипотезы Шаг 3. Выбор источников информации Шаг 4. Анализ и синтез данных Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы Шаг 6. Интерпретация данных в соотношении с социальными, экономическими и политическими процессами

Ведущие методы исследовательского подхода: Исследовательский Исследовательский Индуктивный Индуктивный (от лат. inductio наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедуктивный Дедуктивный (от лат. deductio выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования Эвристический Эвристический

Приёмы исследовательской деятельности: 1. Приём сопоставления (сопоставление фактов и явлений) 2. Приём доказательства (требует анализа явления и его причинно – следственных связей) 3. Приём обобщения 3. Приём обобщения (обобщение известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод). 4. Приём выдвижения гипотез 4. Приём выдвижения гипотез (предполагает доказательство гипотезы или аргументированное обоснование её неправомерности) 5. Приём переноса знаний в новую ситуацию 6. Приём использования аналога 6. Приём использования аналога (группировка и систематизация изучаемых явлений и фактов) 7. Приём планирования.

Формы представления исследовательских работ доклада, доклада, стендового доклада, стендового доклада, реферата, реферата, рецензии, рецензии, научной статьи, научной статьи, научного отчёта, научного отчёта, компьютерной презентации, компьютерной презентации, видеофильма, видеофильма, проекта. проекта.

Требования к содержанию научной работы: 1. Титульный лист: Наименование учебного заведения, где выполняется работа Наименование учебного заведения, где выполняется работа Тема научной работы Тема научной работы Фамилия, имя, отчество автора и руководителя Фамилия, имя, отчество автора и руководителя Населенный пункт и год Населенный пункт и год

Требования к содержанию научной работы: 2. Оглавление: Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Требования к содержанию научной работы: 3. Введение: Оценка современного состояния решаемой проблемы Оценка современного состояния решаемой проблемы Обоснование необходимости проведения работы Обоснование необходимости проведения работы Постановка цели и задач, которые должны быть решены в этой работе Постановка цели и задач, которые должны быть решены в этой работе Пути их выполнения и характеристика предмета исследования Пути их выполнения и характеристика предмета исследования

Требования к содержанию научной работы: 4. Основная часть: Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме Должны быть ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материал Должны быть ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материал

Требования к содержанию научной работы: 5. Заключение. Краткие выводы по результатам данных, полученных в ходе исследования Краткие выводы по результатам данных, полученных в ходе исследования 6. Список литературы Перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке) Перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке) Приложение (вспомогательные и дополнительные материалы) Приложение (вспомогательные и дополнительные материалы)

Основные требования к представляемым работам: Четкость и доступность изложения материала Четкость и доступность изложения материала Соответствие темы работы ее содержанию Соответствие темы работы ее содержанию Актуальность и практическая значимость работы Актуальность и практическая значимость работы Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме Умение использовать специальную терминологию по теме Умение использовать специальную терминологию по теме Оформление работы Оформление работы Культура выступления на конференции Культура выступления на конференции

Критерии оценки исследовательских работ: Четкость постановки проблемы, цели работы и задач Четкость постановки проблемы, цели работы и задач Глубина анализа литературных данных, объем использованной литературы Глубина анализа литературных данных, объем использованной литературы Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы Логичность изложения материала Логичность изложения материала Оригинальность к подходам решения проблемы Оригинальность к подходам решения проблемы Новизна исследуемой проблемы Новизна исследуемой проблемы Практическая значимость Практическая значимость Логичность и обоснованность выводов, соответствие их поставленным целям Логичность и обоснованность выводов, соответствие их поставленным целям Уровень стилевого изложения материала Уровень стилевого изложения материала Уровень оформления работы Уровень оформления работы

Требования к личности ученика Умение работать с рекомендованной литературой Умение работать с рекомендованной литературой Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы Умение четко и ясно излагать свои мысли Умение четко и ясно излагать свои мысли

Требования к личности педагога, занимающегося исследовательской деятельностью: Должен быть творческой личностью Должен быть творческой личностью Постоянно заниматься самообразованием Постоянно заниматься самообразованием Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, диагностировать творческие способности учащихся в определенной области Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Основные моменты исследования Проблема исследования (нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать) Проблема исследования (нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать) Тема отражает характерные черты проблемы Тема отражает характерные черты проблемы Объект- это совокупность связей и отношений, свойств служащие источником информации для исследователя Объект- это совокупность связей и отношений, свойств служащие источником информации для исследователя Предмет- связи и отношения, которые нужно исследовать. В объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет- связи и отношения, которые нужно исследовать. В объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи Предмет исследования определяет цель и задачи Цель вытекает из названия работы, задачи из цели Цель вытекает из названия работы, задачи из цели Выводы должны соответствовать поставленным задачам Выводы должны соответствовать поставленным задачам

Этапы работы над исследованием Ознакомить ученика с перечнем тематик и в соответствии с его интересом выбрать тему Ознакомить ученика с перечнем тематик и в соответствии с его интересом выбрать тему Выбранную тему обсудить на консультации Выбранную тему обсудить на консультации Изучить литературу по выбранной теме Изучить литературу по выбранной теме На основе изученных материалов написать анализ собственного изучения темы На основе изученных материалов написать анализ собственного изучения темы На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую часть работы На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую часть работы Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на конференции Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на конференции

Исследовательская деятельность во внеурочное время Факультативныезанятия, элективные курсы Конкурсы,конференции Ученическиенаучно-исследовательские общества общества Исследовательскаяпрактика

Исследовательская деятельность на учебном занятии Проведение учебного Применение экспериментаисследовательского эксперимента исследовательского метода обучения метода обучения Некоторые нетрадиционные Домашние задания Некоторые нетрадиционные Домашние задания Формы занятий исследовательского характера характера