М.В. Панов,С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина «Русский язык» 5-9 классы М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИздательствоИздательство «Русское слово» Сохраняя традиции…
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Наука о языке родилась из филологии- науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их,
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Блинов Андрей Иосифович. В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Русский язык.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в Магдагачинском районе При анализе использованы аналитические и статистические материалы.
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
Транксрипт:

М.В. Панов,С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина «Русский язык» 5-9 классы М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина «Русский язык» 5-9 классы

Панов Михаил Викторович (1920 – 2002) русская фонология (эволюция русской фонологической системы с XVIII по XX в.). русская морфология (проблемы членимости слова, тенденции эволюции русской морфологической системы) русская орфография и орфоэпия русский синтаксис методика обучения русскому языку Его идеи опережали своё время...

Современный русский язык: Фонетика. М.: Высшая школа, Русский язык: Лексика. Фонетика. Теория письма. Морфология. Л.: Просвещение, Русский язык: Синтаксис. Л.: Просвещение, Позиционная морфология русского языка. М.: Наука, И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М.: Просвещение, Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 78-х классов. М.: Просвещение, По его книгам учатся до сих пор…

Авторы учебников – научные сотрудники Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской Академии наук М.В. Панов,С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина

Основные принципы обучения Подход к обучению должен быть научным; это дает единый ключ к пониманию различных языковых фактов. Овладение нормами русского литературного языка должно происходить сознательно на основе постижения законов языка, умения оценивать языковые факты. Для успешного обучения языку необходимо пробудить активность мысли учеников, желание и умение искать решения лингвистических вопросов. Обучение русскому языку должно быть эмоциональным, воспитывать ценностное отношение к языку. Изучение русского языка не может обойтись без игровых форм, которые открывают большие возможности для детской выдумки и изобретательности.

Отличительные черты курса Школьники изначально знакомятся с фонемным принципом русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Школьники изначально знакомятся с фонемным принципом русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Теоретические сведения не преподносятся в готовом виде учебники подводят детей к открытию. Процесс обучения строится как совместный поиск языковых законов. Правила и понятия вводятся через решение проблемных задач, цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке. В процессе обучения формируются умения понимать лингвистический текст, пересказывать его, рассуждать на лингвистические темы с использованием научной терминологии. При научной строгости мысли авторы говорят простым, живым языком.

История создания Учебники написаны в середине 1980-х гг. Апробация проходила в школах Москвы, Магадана, Владимира, Харькова, Киева и др. Несколько поколений выпускников подтвердили жизнеспособность курса.

Эволюция учебников Использование учебников в школах и гимназиях Москвы и ряда регионов России Регулярные публикации в газете «1 сентября» поурочных разработок по учебникам Панова Доработка учебника в соответствии с новыми стандартами Все учебники получили гриф Министерства образования и науки РФ. Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Русский язык учебники для классов под. ред. М.В. Панова

Ближайшее будущее Программа курса Книга для учителя Дидактические материалы Рабочие тетради

5 класс О ЯЗЫКЕ О ЯЗЫКЕ ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА ФОНЕТИКА ФОНЕТИКА УЧЕНИЕ О МОРФЕМЕ УЧЕНИЕ О МОРФЕМЕ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Синтаксис и пунктуация Подчинительные грамматические связи в предложении: согласование, управление, примыкание. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Подчинительные грамматические связи в предложении: согласование, управление, примыкание. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Прямая речь.(Прямая речь, прерванная словами автора). Прямая речь.(Прямая речь, прерванная словами автора). Понятие об актуальном членении предложения, о движении мысли в предложении от известного к новому. Понятие об актуальном членении предложения, о движении мысли в предложении от известного к новому. Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. Связь цепная и параллельная. Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. Связь цепная и параллельная.

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Синтаксис и пунктуация Типы предложений по составу: безличные и назывные. Типы предложений по составу: безличные и назывные.Лексика Слова-названия (знаменательные) и слова- указатели (местоимения). Слова-названия (знаменательные) и слова- указатели (местоимения). Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Имя собственное как средство характеристики героя литературного произведения. Говорящие имена. Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Имя собственное как средство характеристики героя литературного произведения. Говорящие имена.

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Лексика Переход знаменательных слов в междометия. Переход знаменательных слов в междометия. П а р о н и м ы. Слова-ловушки. Предостережение от ошибок в употреблении паронимов. П а р о н и м ы. Слова-ловушки. Предостережение от ошибок в употреблении паронимов. Метонимия. Метонимия. Замена одного синонима другим в творческих поисках поэтов, анализ причин таких замен (в творчестве А.С. Пушкина и других авторов). Замена одного синонима другим в творческих поисках поэтов, анализ причин таких замен (в творчестве А.С. Пушкина и других авторов).

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Лексика Источники фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Выдающиеся лингвисты России: В.И. Даль, Д.Н. Ушаков. Выдающиеся лингвисты России: В.И. Даль, Д.Н. Ушаков.Фонетика Фонетическая позиция. Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Позиционные мены согласных звонких шумных на глухие, глухих на звонкие, твердых - на мягкие. Фонетическая позиция. Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Позиционные мены согласных звонких шумных на глухие, глухих на звонкие, твердых - на мягкие. Фонема как смыслоразличительная единица языка. Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков. Сильная и слабая позиции фонемы. Сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Сильная и слабые позиции гласных.. Фонема как смыслоразличительная единица языка. Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков. Сильная и слабая позиции фонемы. Сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Сильная и слабые позиции гласных..

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Фонетика Отличие ошибок от описок: у них разные причины и разные способы их преодоления. Общее правило русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Отличие ошибок от описок: у них разные причины и разные способы их преодоления. Общее правило русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Отступления от фонемной основы русского письма. Отступления от фонемной основы русского письма. Учение о морфеме Фонемный принцип написания окончаний и исключения из него. Проверка безударных окончаний ударными. Фонемный принцип написания окончаний и исключения из него. Проверка безударных окончаний ударными. О с н о в а с л о в а. Членение слова на морфемы. Критерий Винокура. Основа делится на морфемы только в том случае, если она соотнесена с более простой основой другого слова. О с н о в а с л о в а. Членение слова на морфемы. Критерий Винокура. Основа делится на морфемы только в том случае, если она соотнесена с более простой основой другого слова.

Углублённое изучение русского языка (5 класс) Учение о морфеме Связанные корни. Связанные корни. В а р и а н т ы м о р ф е м. Чередование фонем в разных морфемах. Закономерности чередования фонем в разных морфемах. Правописание слов с чередованиями фонем. Ряды чередующихся фонем. Историческое объяснение появления беглых гласных; полногласных и неполногласных сочетаний фонем. В а р и а н т ы м о р ф е м. Чередование фонем в разных морфемах. Закономерности чередования фонем в разных морфемах. Правописание слов с чередованиями фонем. Ряды чередующихся фонем. Историческое объяснение появления беглых гласных; полногласных и неполногласных сочетаний фонем. Выдающиеся лингвисты России: И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский. Выдающиеся лингвисты России: И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский.

6 класс СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (предлог, союз, частицы, связка) СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (предлог, союз, частицы, связка) САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (существительное, прилагательное) САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (существительное, прилагательное)

Углублённое изучение русского языка (6 класс) Словообразование Производные и непроизводные слова. Критерий Винокура как средство определения производности или непроизводности слова. Производные и непроизводные слова. Критерий Винокура как средство определения производности или непроизводности слова. Словообразовательный тип. Слова вне словообразовательных типов. Словообразовательный тип. Слова вне словообразовательных типов. Словообразовательная цепочка (из двух, трех,… шести, семи слов). Словообразовательная цепочка (из двух, трех,… шести, семи слов). Словообразовательное гнездо. Словообразовательное гнездо. Сложносокращенные слова. Аббревиатуры. Сложносокращенные слова. Аббревиатуры. Исторические изменения в словообразовательной структуре слова. Как производные слова становятся непроизводными? Исторические изменения в словообразовательной структуре слова. Как производные слова становятся непроизводными? е

Углублённое изучение русского языка (6 класс) Морфология Понятие парадигмы как системы форм слова. Понятие парадигмы как системы форм слова. Аффиксы (в том числе нулевые) как основное средство выражения грамматических значений словоформы; ударение и чередование фонем в основах словоформ как дополнительные грамматические средства. Аффиксы (в том числе нулевые) как основное средство выражения грамматических значений словоформы; ударение и чередование фонем в основах словоформ как дополнительные грамматические средства. Понятие о словоизменительном типе. Понятие о словоизменительном типе. Отношения, выражаемые сочинительными союзами: соединительные, разделительные и противительные. Отношения, выражаемые сочинительными союзами: соединительные, разделительные и противительные. Нулевая связка. Пунктуация при нулевой связке. Нулевая связка. Пунктуация при нулевой связке.

Углублённое изучение русского языка (6 класс) Морфология Слова мужского рода в немаркированном употреблении. Понятие о немаркированных (беспризнаковых) единицах в грамматике. Слова мужского рода в немаркированном употреблении. Понятие о немаркированных (беспризнаковых) единицах в грамматике. Местоимения и вежливость. Местоимения и вежливость. Употребление относительных прилагательных в значении качественных. Употребление относительных прилагательных в значении качественных. Порядковые относительные прилагательные (порядковые числительные). Порядковые относительные прилагательные (порядковые числительные). Выдающиеся лингвисты России: Выдающиеся лингвисты России: М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев,. Винокур. М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев,. Винокур.

7 класс САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (числительное, глагол, наречие) САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (числительное, глагол, наречие)

Углублённое изучение русского языка 7 класс Морфология Сравнение количественных числительных с существительными. Производные и непроизводные количественные числительные. Сравнение количественных числительных с существительными. Производные и непроизводные количественные числительные. Главное противопоставление в русской грамматике: глагол имя. Глагол как центр. Грамматические классы глагола. Главное противопоставление в русской грамматике: глагол имя. Глагол как центр. Грамматические классы глагола. Двувидовые глаголы (видовые омонимы). Двувидовые глаголы (видовые омонимы). Ступени видового словообразования. Случаи омонимии при образовании видовых ступеней. Ступени видового словообразования. Случаи омонимии при образовании видовых ступеней.

Углублённое изучение русского языка (7 класс) Морфология Залог. Залог. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Понятие грамматической продуктивности. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Понятие грамматической продуктивности. Использование форм одного наклонения в значении другого. Функции такого переносного использования наклонений. Использование форм одного наклонения в значении другого. Функции такого переносного использования наклонений. Употребление форм наклонения, времени и лица в переносных значениях. Стилистическая роль таких приемов. Употребление форм наклонения, времени и лица в переносных значениях. Стилистическая роль таких приемов. Местоимения и этикет. Местоимения и этикет. Выдающиеся лингвисты России: Ф. Фортунатов. Выдающиеся лингвисты России: Ф. Фортунатов.

8 класс ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (вводные слова, обращения, слова-предложения да, нет ) СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (вводные слова, обращения, слова-предложения да, нет ) ЯЗЫК И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (русские диалекты и литературный язык) ЯЗЫК И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (русские диалекты и литературный язык)

Углублённое изучение русского языка (8 класс) Синтаксис Типы отношений, передаваемых подчинительными словосочетаниями.(Определительные, объектные, обстоятельственные) Типы отношений, передаваемых подчинительными словосочетаниями.(Определительные, объектные, обстоятельственные) Назывные предложения – не односоставные. Именительный представления. Назывные предложения – не односоставные. Именительный представления. Неполные предложения(Эллипсис). Неполные предложения(Эллипсис). Наречия русского языка. Диалектные словари. Наречия русского языка. Диалектные словари. Синтаксический параллелизм как средство выражения смысловой параллельной связи предложений в тексте. Синтаксический параллелизм как средство выражения смысловой параллельной связи предложений в тексте.

9 класс СЛОЖНЫЕ СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫЕ СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МНОГОПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МНОГОПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (вопросы терминологии, лексической стилистики, функциональных разновидностей речи) ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (вопросы терминологии, лексической стилистики, функциональных разновидностей речи) ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (свойства художественной речи, индивидуальность стиля, речь автора и речь героев) ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (свойства художественной речи, индивидуальность стиля, речь автора и речь героев)

Углублённое изучение русского языка (9 класс) Синтаксис Бессоюзные сложные предложения. Открытые и закрытые бессоюзные предложения (в открытых число предикативных конструкций не ограничено, закрытые состоят только из двух частей). Бессоюзные сложные предложения. Открытые и закрытые бессоюзные предложения (в открытых число предикативных конструкций не ограничено, закрытые состоят только из двух частей). Многопредикативные сложные предложения Последовательное подчинение и соподчинение. Строение многопредикативных сложных предложений. Многопредикативные сложные предложения Последовательное подчинение и соподчинение. Строение многопредикативных сложных предложений. Монолог,диалог, полилог. Монолог,диалог, полилог.

Углублённое изучение русского языка (9 класс) Синтаксис Сравнительно-исторический метод исследования языков. Сравнительно-исторический метод исследования языков. Языковые семьи. Языковые семьи. Индоевропейские языки. Индоевропейские языки. Славянские языки. Славянские языки. Терминология. Отличительные черты терминов. Выход терминов за пределы своей терминологической системы. Международные термины. Место термина в словарном запасе языка. Терминология. Отличительные черты терминов. Выход терминов за пределы своей терминологической системы. Международные термины. Место термина в словарном запасе языка. Выдающиеся лингвисты России: Выдающиеся лингвисты России: А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Н.Н. Дурново, Н.С. Трубецкой. А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Н.Н. Дурново, Н.С. Трубецкой.

Линейность построения курса не исключает повторения материала разных разделов Изучение нового материала опирается на знание пройденных разделов. При изучении морфем используются знания о смыслоразличительной роли фонем; правописание словообразовательных и словоизменительных аффиксов проходится с учетом фонемного принципа нашего письма и т. д. Изучение нового материала опирается на знание пройденных разделов. При изучении морфем используются знания о смыслоразличительной роли фонем; правописание словообразовательных и словоизменительных аффиксов проходится с учетом фонемного принципа нашего письма и т. д. Задания включают материал ранее изученных разделов. Задания включают материал ранее изученных разделов.

Изучать родной язык школьникам помогают персонажи учебника

В учебниках много ситуативных заданий

Многие задания требуют аргументированного ответа

Слова, имеющие трудности в написании, объединены в тематические группы рубрики «Пиши правильно!». К ним даются задания творческого характера.

Рубрика «Говори правильно!» учит школьников литературному произношению в соответствии с орфоэпическими нормами языка.

«Исторические справки» повествуют о развитии русского языка

Рубрика «Рассказы о лингвистах» знакомит школьников с деятельностью ученых

Орфографический словарь помещен в конце учебника

Для ряда заданий используются статьи толковых словарей

За дополнительной информацией, с вопросами и предложениями вы можете обращаться , Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. (495) , Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. (495)