Учебное занятие по русскому языку Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности русского ударения Презентация по дисциплине Практический курс русского языка
Advertisements

Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А. Добролюбов Культура речи.
Рефлексия 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я.
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я научился…
Ударение Урок 5 Урок подготовила Толкачева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 24 Асбестовского городского округа.
Мне приходилось делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по - моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для.
Физическая Сенсорная Интеллектуальная Духовная Плюс МинусИнтересно.
1. Прочитайте притчу. 2.В чем заключается смысл притчи? 3. В чем мораль? 4. Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? 4. Чему она вас научила?
Единицы измерения площадей
Было интересно… Было интересно… Сегодня я узнал… Сегодня я узнал… Было трудно… Было трудно… У меня получилось… У меня получилось… Я понял что… Я понял.
А-1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.. Алкоголь аналог апостроф асимметрия афера Алкогóль анáлог апострóф асимметри́я афéра РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.
Умножение натуральных чисел. 5 класс.
Степень. Квадрат и куб числа
Подготовила Минигулова Алина МахмутовнаЭтим словом день недели назовём И окружение, в котором мы живём. (СРЕДА) СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНЯ.
Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
Доли. Обыкновенные дроби
Ребята! -Сегодня вам придётся поработать, засучив рукава. -Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и.
Вычислите: 3!5! 6!/4 6!/4! 5!/3 5!/3! Верно ли что? да ! = 7· 6! 8! = 4!· 2! 6 нет а)Старосты класса и его заместителя; б) 6 человек останутся.
«Задачи по орфоэпии» Новикова Ирина Александровна, ГБОУ СОШ 515 г. Москвы, 2012.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Звуки [л] - [л`], буква Лл. УМК «Перспектива» г.
Транксрипт:

Учебное занятие по русскому языку Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Илькинская СОШ » Меленковского района Владимирской области

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим. Н. М.Карамзин Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Д. С. Лихачёв

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка ( слов, словосочетаний, предложений )

Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Нормы ударения в современном русском языке многолики и нелегки. Б. Н. Головин.

Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения

Подвижность – способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой Произнеси правильно : Произнеси по аналогии : Понять – Понял – Поняла - Поняли Создать Прожить Обнять Начать

Свёкла Шофёр Магазин Медикаменты Разноместность - способность ударения падать на любой слог русского слова

Особенности русского ударения Подвижность Разноместность ?

Особенности русского ударения Подвижность Разноместность Изменчивость

Чрезвычайная ситуация

1. Столяр 2. Завсегдатай 3. Августовский 4. Мусоропровод 5. Туфля 6. Намерение 7. Тяжба 8. Квартал 9. Соглядатай 10. Избалованный 11. Гастрономия 12. Жердочка 13. Корысть 14. Бряцать 15. Завидно 16. Танцовщица 17. Эксперт 18. Знахарь 19. Дояр 20. Сливовый 21. Сетчатый 22. Ломтями 23. Пломбирует 24. Закупоривает 25. Ходатайством 26. Уведомили 27. Приняла 28. Мытарства 29.Облегчит

Акцентологические варианты ( дублеты ) слова с так называемым двойным ударением : Иначе, тефтели, баржа, петля иначе – иначе тефтели – тефтели баржа – баржа петля - петля

Ирис замок атлас мука гвоздики хлопок

ирис - ирис замок – замок атлас – атлас мука - мука гвоздики – гвоздики хлопок – хлопок

Омографы – разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении Семантические варианты – пары слов, в которых разномастность ударения предназначена для различения смысла слова

Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях ? Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях ? 1. Что это тут, духи или духи ? ( Л. Н. Толстой ) 2. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. ( А. Н. Толстой ) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. ( А. Эфрон ) 4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. ( П. Вяземский ) 1. Что это тут, духи или духи ? ( Л. Н. Толстой ) 2. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. ( А. Н. Толстой ) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. ( А. Эфрон ) 4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. ( П. Вяземский )

Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный Поставить точки над ё Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый

Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё Совершенный, падеж, небо, поем, все Совершённый, падёж, нёбо, поём, всё

Выполни тест 1 вариант 2 вариант 1. Сколько слов будут являться омографами ? стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село ? ( А ) 2;( Б ) 3;( В ) 4;( Г ) 5; ( Д ) В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё : вел, мел, сел, осел, дел ? ( А ) в одном ; ( Б ) в двух ; ( В ) в трёх ; ( Г ) в четырёх ; ( Д ) в пяти. Ключ : 1 – Д ; 2 - В 1. Какое слово можно прочитать с ударением на любом слоге ? вырезать, дороги, округа, издали. ( А ) Вырезать ; ( Б ) дороги ; ( В ) округа ; ( Г ) издали ; ( Д ) никакую. 2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё : берет, жилет, живет, запрет, скребет ? ( А ) Ни в одном ;( Б ) в одном ( В ) в 2- х ;( Г ) в 3- х ;( Д ) в 4- х. Ключ : 1 – В ; 2 - В

« Моцарт и Сальери » « Моцарт и Сальери » « Я посетил твое кладбище » « Я посетил твое кладбище » « Лебедь, Щука и Рак » « Лебедь, Щука и Рак » « Я помню чудное мгновенье …» « Я помню чудное мгновенье …»

Нормативно - хронологические варианты – это пары слов, в которых разномастность связана с временным периодом употребления данного слова в речи : ножны – ножны безудержный – безудержный случай – случай библиотека – библиотека жаворонок – жаворонок украинский – украинский ракурс – ракурс

Памятка « Говори правильно » - следи не только за тем, что сказать, но и как сказать ; - говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок ; - если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя ; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом ; - чаще произноси « трудные » слова вслух ; - тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких ; - учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров ; - помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.

Домашнее задание Выучить слова из акцентологического минимума Написать эссе о функции ударения в речи

Саморефлексия Продолжи предложение : Сегодня я узнал ( а )… Было интересно … Было трудно … Я выполнял ( а ) задания … Я понял ( а ), что … Теперь я могу … Я почувствовал ( а ), что … Я приобрел ( а )… Я научился … У меня получилось … Я смог ( ла )… Я попробую … Меня удивило … Мне захотелось …

Благодарю за работу! за работу!

%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D 0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0% B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE %D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D 0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0% B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE htm ed=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu- sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid% ed=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu- sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid% html main.isuct.ru/files/Lecture%202. doc 0%B8%D0%BC%D1%8B 0%B8%D0%BC%D1%8B 7. php 7. php UQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1 UQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1

1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1% 80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB %D1%8C%D0%BD%D0%BE 1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1% 80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB %D1%8C%D0%BD%D0%BE %80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1 %88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0% BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) %80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1 %88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0% BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)