Как учить детей быть успешными?. Какими качествами и умениями обладает успешный человек? Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Advertisements

Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
Цели современного урока. Цели деятельности учителя Цели деятельности ученика.
Структура урока информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ? ЦЕЛЬ – ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬТ В БУДУЩЕМ.
Триединая цель урока.. Марк Твен «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». «Кто не знает, куда направляется, очень удивится,
План урока Выполнила: Пандырева А.И. МОУ СОШ36. ЦЕЛЬ -это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления.
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При проектировании учебного занятия разрабатываются и формулируются: Обучающая цель; Воспитательная цель; Развивающая цель.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Транксрипт:

Как учить детей быть успешными?

Какими качествами и умениями обладает успешный человек? Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление своей жизни, он ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужие ошибки и корректирует планы, он способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность.

Успешный человек должен уметь: организовать свою жизнь (ставить цели и составлять планы), анализировать, творить. Он – организатор, мыслитель и творец!

Технология целеполагания урока МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Новоалтайск 2010

Цель семинара Определить место и роль целеполагания в образовательном процессе, познакомиться с современными требованиями к технологии целеполагания урока.

Вопросы Что такое цель? Что такое целеполагание? Почему целеполагание является компетенцией? Какие виды целей вы знаете? Каков алгоритм постановки цели? Современные требования к целеполаганию? Целеполагание учитнеля, целеполагание ученика. Существуют ли проблемы в области целеполагания. Каковы пути их решения?

А. В. Хуторской Главный аспект компетентностного подхода – определение целей. Здесь важны два момента: как ставит цель учитель при подготовке к уроку и как ставится цель на уроке (участвует ли в этом процессе ученик)? Что здесь должно быть важным для учителя и любого наблюдателя на уроке?

Правильно называть – правильно понимать Цицерон Что такое «цель»? 1)осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3)субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. 4)цель - структурный компонент деятельности. Нужда Потребность Мотив Цель Способы Действия Результат

Чем цель отличают от задачи? Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели. Ценности Смысл Миссия Цель Задача

Классификации педагогических целей ЦЕЛИ локальные СТРАТЕГИЧЕСКИЕ глобальные Деление целей по масштабу ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Деление целей по направленности педагогического процесса ЦЕЛИ ОБЩИЕ ЧАСТНЫЕ Деление целей по степени общности ЦЕЛИ СУБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕСУБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ ОБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕОБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ Направления для деления целей по признаку взаимодействия сторон педагогического процесса ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗНАНИЯ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ Направления для деления образовательных целей согласно элементам содержания образования

Классификации педагогических целей (продолжение) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ТРУДОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕФИЗИЧЕСКОЕ УМСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Направления для деления воспитательных целей по направлениям воспитательной работы.

Целеполагание и целеосуществление Урок - это функционирование процессов целеполагания и цели осуществления. Целеполагание – это «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания» (Ю. А. Конаржевский). Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм: анализ обстановки (учебной ситуации); учет соответствующих нормативных документов; установление на этой основе потребностей и интересов, под- лежащих удовлетворению; выяснение имеющихся для этого ресурсов; выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны; формулировка цели. Целеосуществление – процесс достижения цели.

Формулировка цели Целеполагание – это взаимный процесс, основанный на взаимодействии учителя и учащихся. Во многих случаях учащимся трудно определить для себя цель. Чаще всего учитель сам формулирует или навязывает цель, не обеспечивая её принятие учениками. Чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности учащихся, деятельность учащихся и тот объект, на который направлена деятельность учащихся.

Целеполагание – ключевая компетенция Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.

Субъекты образовательного целеполагания 1) сам ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы - главным заказчиком своего образования; 2) родители, семья, – претендуют на свою часть заказа в образовании своего ребенка; 3) школа – выступает заказчиком на определенный тип образования сообразно своей педагогической концепции и образовательной программы; 4) регион, местный социум в лице муниципалитетов, культурных образований, промышленных предприятий, служб сервиса и т.п. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования; 5) государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта, других документов, а также косвенными способами, например, «модными» профессиями, общественным мнением, рекламой и др.; 6) человечество в целом вправе ожидать от каждого из людей продолжения своего развития, т.е. оно задает некий вектор заказа на образование, которое является условием самообразования и самоподдержания человечества; 7) окружающая среда также выступает заказчиком образования находящихся в ней людей, например, это относится к сфере живого на земле (биосфера), сфере разума (ноосфера), сфере духа (пневматосфера по П.Флоренскому), сфере космоса (К.Э.Циолковского называли гражданином Вселенной) и др.

Цели должны быть: Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.

Целеполагание является проблемой современного урока В чем суть проблемы? Формальное целеполагание. Целеполагание от деятельности учителя, а не ученика. Подмена цели средствами урока. Подмена цели содержанием, методом или процессом урока. Завышение цели. Цель не зафиксирована во времени. Обилие целей на уроке. Отсутствие целеполагания на этапах урока. Постановка собственной цели учителя. Ученики не участвуют в определении цели деятельности.

Возможные ошибки при формулировании цели урока Суть ошибки Как нельзя формулировать Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с…» Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о …» «Показать учащимся…» Подмена цели процессом деятельности « Решение задач по теме…»

Локальные, стратегические, глобальные цели Локальная цель - цель отдельного урока. Стратегическая цель – планируемая модель выпускника учебного заведения. Глобальная цель – ориентир человеческой деятельности. Глобальные цели: 1. интеллектуальное развитие учащихся; 2. формирование представления об идеях и методах современного познания мира, о разных способах его изучения. 3. овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и для продолжения образования.

Глобальные и локальные цели Глобальная цель недиагностична. Она описывает выбор (ориентир, направление) деятельности, а локальная цель – соответствующую этому выбору деятельность. Локальная цель конкретна, диагностична, операциональна.

Таксономия, ранжирование учебных целей Таксономия – классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности. Ранжирование – определение последовательности решения той или иной учебной цели.

Таксономия целей Б. Блума В познавательной области он выделил 6 категорий целей: 1. Знание (запоминание и воспроизведение, общая черта – припоминание сведений, фактов, понятий, стихов, таблиц, текстов); 2. Понимание (преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, интерпретация – объяснение, краткое изложение, предсказание, предположение последствий, событий); 3. Применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий в конкретных условиях и новых ситуациях; 4. Анализ (вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними); 5. Синтез (сообщение, доклад, план действий или совокупность обобщенных связей (схемы и прочее); 6. Оценка (умение ученика оценивать по четким критериям).

Как формулировать цели уроков разных типов? Тип урока Примеры формулирования целей Урок знакомства с новым учебным материалом -учащиеся должны иметь представление о... - учащиеся должны иметь общее понятие о... - учащиеся должны распознавать... Урок усвоения нового материала - учащиеся должны понимать содержание... -учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях... - учащиеся должны уметь выявлять закономерности... Урок формирования новых умений - учащиеся должны уметь применить знания в стан­дартной ситуации -учащиеся должны уметь самостоятельно выпол­нить задание... - учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… Урок закрепления нового материала - учащиеся должны знать... - учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать) - учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания... Урок систематизации и обобщения учебного материала -учащиеся должны знать... - учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал... Урок проверки и оценки знаний В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) -учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре... -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу... - учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму... -учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию... - учащиеся должны владеть компетенцией...

Мотивация цель Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Триединая цель Познавательный (обучающий) аспект цели Развивающий аспект цели Воспитывающий аспект цели - Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания. - Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности. -Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма). -Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика. - Развитие мышления. - Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков). Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке: - «Другие люди», т. е. учитель, учащиеся, в общении с которым и формируются нравственные качества личности. - Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) - «Я», т. е. отношение к самому себе. - «Общество и коллектив» Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение Важно! Кредо обучающей деятельности учителя - воспитывающее обучение

Приёмы целеполагания 1. Цель урока: … Задачи: -Образовательная: … -Развивающая: … -Воспитательная: … 2. -Образовательная цель: … -Развивающая цель: … Триединая цель -Воспитательная цель: …

Из опыта регионов. Красноярск В помощь учителям ключевые клише: Дата: Предмет: Класс: Тема: Тип урока: Цель урока: к окончанию урока мои ученики -Будут иметь представление о… -Будут знать: -Будут уметь: -Приобретут навык: -Смогут размышлять о … -Смогут продемонстрировать: -Смогут проявить:

Из опыта регионов. Красноярск Формы организации УПД: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная. Методы обучения: - По источнику знаний: словесные, практические, наглядные; - По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; - По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. Оборудование: Структура урока: Этапы урока Цели Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формы УПД

Формулировки целей: Традиционный подход к целеполаганию «Познакомить уч-ся с образованием страдательных причастий прошедшего времени» Новый подход к целеполаганию «К окончанию урока мои ученики: -Будут знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени; -будут уметь выделять суффиксы причастий, будут производить морфемный анализ …»

Разница в формулировке Планируя изучение вопросов волновой оптики в курсе физики 11 класса, учитель может сформулировать основную дидактическую цель урока, например, так: «Сформировать у учащихся понятие интерференции» ( Эта цель звучит в терминах деятельности учителя). «Организовать деятельность учащихся по самостоятельному построению логического конспекта «Явление преломления света» согласно логической структуре учебного материала темы «Явление отражения света» (Цель отображает уже деятельность ученика).

Компетентностный подход- социальный заказ общества Новая школа Массовая, а не эксклюзивная В основе – деятельностно- компетентностная образовательная модель

Структура компетенции ситуация мобилизация самоуправление Ресурсный пакет Внутренние ресурсы Внешние ресурсы

Компетенция формируется от цели до результата в деятельности, в деятельности она и проявляется.

Развивающий аспект цели Блоки: Развитие речи; Развитие мышления; Развитие сенсорной сферы; Развитие двигательной сферы

Развитие речи Обогащение и усложнение словарного запаса, Усложнение смысловой функции речи, Усиление коммуникативных свойств речи, Овладение художественными образами и выразительными свойствами языка. Речевое развитие – это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления Формирование и развитие логических умений учащихся: Анализировать, Выделять главное, Сравнивать, Строить аналогии, Обобщать и систематизировать, Доказывать и опровергать, Определять и объяснять понятия, Ставить и разрешать проблему.

Каждое умение имеет свою структуру, приемы и операции Например, формирование умения сравнивать – это формирование мыслительных операций: Умение определять объекты сравнения, Умение выделять основные признаки и параметры сравнения, Умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, Умение устанавливать сходство и различие.

Развитие сенсорной сферы Развитие глазомера, ориентировки во времени и пространстве, Точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы Овладение моторикой мелких мышц, Умение управлять своими двигательными действиями, Развитие двигательной сноровки и т.д.

Воспитывающий аспект цели Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке. Е.Ильин ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ТРУДОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕФИЗИЧЕСКОЕ УМСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Направления для деления воспитательных целей по направлениям воспитательной работы.

Воспитательная ветвь дерева целей «Другие люди». Отношение к другим людям через товарищество, доброту, вежливость, честность, т.е. формирование гуманных отношений на уроке – первостепенная задача учителя. ВОСПИТАНИЕ ЗЕМЛЯ ОТЕЧЕСТВО Я ТРУД ЗНАНИЯ КУЛЬТУРА Другие люди Направления для деления воспитательных целей по ценностям общечеловеческого характера. Общество и коллектив

Воспитательная ветвь дерева целей «Я». Воспитание качеств: гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. «Общество и коллектив». Качества проявления: чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других (отношение к коллективу). Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке (проявляет как член общества). «Труд». Качества: ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность, собранность. «Родина». Чувство сопричастности к её проблемам, личная добросовестность, ответственность.

Этапы обучения учащихся целеполаганию как компетенции Цель урока сообщает учитель и добивается её принятия учащимися (приемы интериоризации); Совместное целеполагание; Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.

Механизм целеполагания Н.Г. Калашникова в своей статье «Учебная деятельность: сущность, структура, процесс формирования», выделяя компоненты учебной деятельности, перечисляет действия, которые должны быть реализованы, чтобы процесс постановки (принятия) учебной задачи был эффектиным: 1. Анализ ситуации (учитель должен подготовить практическую ситуацию, в которой ученик может работать известным способом и встретится с тем местом в этой ситуации, где известный ему способ не годится). 2. Создание целостного образа предложенной ситуации. 3. Определение границ знания и незнания, т.е. вычленение вопросов непонимания. 4. Создание проблемного поля (на какие вопросы мы сможем ответить: индивидуальные вопросы, которые рождаются у детей). 5. Кристаллизация проблемы (формулировка проблемы и запись ее в знаковой форме).

Приёмы целеполагания Привлекательная цель (искать привлекательную цель в сфере непосредственных интересов учащихся) Удивляй! (найдите такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным) Отсроченная отгадка (найдите удивительный факт, ключ для понимания которого будет найден в конце урока, или в начале следующего урока) Фантастическая добавка (дополните реальную ситуацию фантастикой) Лови ошибку! Практичность теории (учитель предлагает практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам, но знаний явно не хватает для ее решения) Вопрос к тексту (перед изучением учебного текста поставьте ребятам задачу: составить к нему список вопросов; иногда целесообразно оговорить их минимальное число, например, не менее 3 репродуктивных, и не менее 5 расширяющих и развивающих) Столкновение противоречий в практической деятельности Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

Алгоритм анализа цели урока: - определить краткость, четкость и простоту формулировки цели; - определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель; - определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.; - какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; - определить степень осознанности учителем цели; - выяснить реальность достижения цели; - определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке; - определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Целеполагание - процесс творческий Кто хочет достичь цели, должен знать ее. Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный. Сенека Целеполагание - процесс творческий, каждый учитель определяет для себя выбор формулирования целей, учитывая психолого- педагогические особенности учебного процесса, современные научные требования к постановке целей

Проще простого стрелять в цель, когда цель есть!

Ресурсы: 1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока.- Волгоград: Учитель, с. 3. Шаповалов А.А. Педагогические цели.- Барнаул: Издательство БГПУ, с html 5. htm

«По итогам семинара я хочу знать…» «По итогам семинара я хочу уметь…».