Cобаки – ближайшие друзья и компаньоны человека. Трудно предположить, как складывалась бы жизнь человека, если бы ни собаки. Как и подобает верным друзьям,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«…что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование» П.В.Анненков.
Advertisements

Иван Сергеевич Тургенев Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе вероятно скучно станет – и книга вывалится у тебя.
Легендарные собаки и благодарное человечество «…любящим нас больше, чем себя» Ч.Дарвин.
СОБАКИ КОЛЛИ Колли (шотландская овчарка) – крупная служебная собака. Покладиста, необычно умна, любит детей. Колли (шотландская овчарка) – крупная служебная.
Муниципальное образовательное учреждение Войловская основная образовательная школа Людиновского района Калужской области Людиново Автор: Астахова.
Собаки домашние (Canis Familiaris), - млекопитающие семейства волчьих. Произошли от волка. Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком.
«Каждый понимал каждого и не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа и соль дружбы».
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Тема: Как устроен мир? Как устроен человек?. Мир, в котором мы живем.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Работу выполнил: Тарасов Антон, ученик 9 класса МБОУ Большетумановская ООШ. Руководитель: Боровкова Елена Викторовна г. Районный фестиваль мультимедиа.
ЛИТЕРАТУРА: В КАМНЕ И БРОНЗЕ ВИКТОРИНА - ОБЗОР. Там на неведомых дорожках… Люди любят ставить памятники: героям и полководцам, писателям и композиторам,
В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» 8 класс.
Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» (быль) 1. Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с произведением Л.Н. Толстого « Пожарные.
« Спешите стать терпимей и добрей» В. Сергеев. Рассказ П.Краснова «Шатохи». Рассказ П.Краснова «Шатохи».
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Проблема нравственного выбора в литературе xx века (По произведениям Б.Лавренева, В.Быкова, В.Распутина)
Транксрипт:

Cобаки – ближайшие друзья и компаньоны человека. Трудно предположить, как складывалась бы жизнь человека, если бы ни собаки. Как и подобает верным друзьям, собаки всегда находятся рядом, их не надо просить о помощи, им не надо ничего рассказывать – собаки и так все прекрасно видят, чувствуют и понимают. Именно собаки стали главными героями самых прекрасных произведений искусства – фильмов, скульптур, картин, песен. Собаки способны понимать нас без слов и жестов, слушать, как никто из людей, оставаться с нами до самого конца. Можно сказать, что собаки – самые человечные существа на планете. Именно собаки стали главными действующими лицами нашего проекта. Это попытка сказать спасибо, тем, кто нам так предан и так нужен. Вам, собаки!

Вероятнее всего, первой четко выделившейся породой собак была салюки, арабская борзая, название которой переводится с арабского как благородная. В пользу этого говорит тот факт, что впервые понятие порода было определено именно арабами.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СОБАКА Что означает собака. Олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы- эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют "консервативное, бдительное, философское начало в жизни". "Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами" (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых, психопомп. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака - посредник между лунными божествами.

По словам выдающегося мифолога XIX века А.Н.Афанасьева, в украинских поверьях Большая Медведица - это запряженные кони; "черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и через то разрушить весь строй мироздания, но не успевает в своем пагубном деле: перед рассветом побежит она к студенту, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается". В другом варианте этой истории говорится о псе, прикованном на железную цепь возле Малой Медведицы. Пес всячески старается перегрызть свою цепь; "когда цепь будет порвана - тогда и кончина мира".

ОБРАЗ СОБАКИ В АСТРОНОМИИ Созвездие Большого Пса Одним из созвездий на ночном небосклоне является Большой Пёс древнее созвездие, конфигурацией ярких звёзд действительно напоминающее собаку, сформировалось вокруг главной звезды Сириус ярчайшей звезды ночного неба. Мифы о происхождении звезды переносятся и на всё созвездие. Так, древнегреческие мифы называют прототипом небесного Пса собаку Ориона (созвездие находится рядом) или Икария. Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея « Альмагест » под названием « Пёс ».Большой Пёс ОрионаИкариякаталог звёздного неба Клавдия Птолемея Альмагест Существует также созвездие Малого Пса, включённое в « Альмагест » под именем главной звезды созвездия « Процион ».созвездие Малого Пса Альмагест

ПАМЯТНИКИ И НАГРАДЫ В благодарность за свою преданность и безупречную службу собаке во многих странах установлены памятники. В Санкт-Петербурге, во дворе Института экспериментальной медицины находится памятник с надписью « От благодарного человечества », который был установлен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова, посвящённый безымянной собаке, внёсшей вклад в развитие науки о человеке. В 2003 году в Тольятти установлен памятник « Преданности » Преданности псу, который 7 лет, до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии. Подобные же памятники Подобные же памятники устанавливались в разных странах в разные времена. В японских городах Вакканае и Сакаи сооружены памятники 15 ездовым собакам, которых не смогли эвакуировать из Антарктики во время проведения Второй антарктической японской экспедиции. [84] [84] В 2007 году в вестибюле станции « Менделеевская » Московского метрополитена открыт памятник « Сочувствие », посвящённый гуманному отношению к бездомным животным и дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции и жестоко убитой здесь в 2001 году. Менделеевская Сочувствиебездомным животным дворняге 2001 году В Воронеже возле Кукольного театра установлен памятник Белому Биму Чёрное ухо, герою книги Гавриила Троепольскогокниги Гавриила Троепольского В Париже, на р. Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах.сенбернару 25 марта 2004 года в Петербурге к 150-летию выхода рассказа Тургенева открыли памятник Муму. Чугунную композицию – собака, свернувшаяся возле мужских сапог – установили у входа в клуб-кафе "Муму" на площади Тургенева. А на самом здании появилась памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа "Муму".

ОБРАЗ СОБАКИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве. Многие великие мастера изображали собаку в своих творениях. «Лучший друг человека» (1908), Частная коллекция И.Е. Репин И.Е. Репин «Портрет Ю. Кустодиевой (1903)», Б.М. Кустодиев Б.М. Кустодиев

«У калитки» (1871), Н.Рачков «Игра малой собаки (1980)», Гвидо Марзулли (итал. Guido Marzulli),итал.

РОЛЬ ОБРАЗА СОБАКИ В ЛИТЕРАТУРЕ Поскольку судьбы человека и собаки кажутся прочно и навсегда связанными, например писатели-фантасты, естественно, не смогли пройти мимо такого удобного персонажа. У Стивена Кинга в романе « Кладбище домашних любимцев » собака, вернувшаяся с того света, не только догадывается, что происходит с ее хозяином, но и предчувствует, что ему грозит в ближайшем будущем. Другой писатель, Франк Герберт, посвятил животному рассказ в сборнике с характерным названием « Ментальное поле, собаки » : свирепствующая среди собак эпидемия порождает всеобщую истерию и панику в предчувствии надвигающейся ка ­ тастрофы весьма мрачная картина будущего, в котором собаку и человека подстерегает общая беда. Таким образом, собака, вечная спутница человека, по-прежнему живет на страницах книг, будучи невинным отражением наших слабостей и горестей, и все так же дружит или враждует с литературными героями, порой столь одинокими, что даже им, выдуманным, требуется четвероногий товарищ.

В литературе образ собаки используется и также как аллегория разных человеческих недостатков. Например, выражение « собака на сене » намёк на человека, который сам чем-то не пользуется и не даёт другим. Выражение « собака лает, а караван идёт » намёк на бестолковую разговорчивость. Образ « злобных псов » часто использовался карикатуристами для изображения политических деятелей, « идущих на поводу » у своих покровителей.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Собака" О чем же размышляет автор: о природе, о ее детях, о ее законах, о связи всего живого на земле, о равноценности жизни на земле, о жизни и смерти, о назна ­ чении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле, о созидании и разрушении … Созидает жизнь любовь, радость, счастье, сердечная теплота и огонек в душах людей, их умение жить в мире с самим собой, другими людьми, окружающей нас природой: животными и растениями, воздухом, водой, землей. Во время прочтения стихотворения возникает чувство общности человека и собаки. Они союзники, друзья, понимающие друг друга без слов и испытывающие потребность в защите. Мы нужны друг другу! « Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга » - и этим все сказано: глаза - зеркало души, душа человека в душе собаки, они в данный момент единое целое.

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема рассказ автора о нем самом и его собаке. Главная тема произведения- одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова смерть, жизнь, огонек (в значении жизнь), конец. В произведении можно выделить следующие микротемы : погода (на дворе воет страшная, неистовая буря), собака. Тургенев олицетворяет бурю: воет страшная, неистовая буря. Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет неистовая. Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: немая, без слов. Другое олицетворение - чувство живет. Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет трепетный. Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая налетит, махнет (метафора) на огонек жизни холодным широким крылом. Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и одна жизнь жмется пугливо к другой (метафора). Во втором случае повторение глагола понимать используется как стилистический прием, который подчеркивает незримую связь между человеком и животным.

Значение образа собаки в рассказе И. С. Тургенева « Муму » Заглавный образ Муму помогает понять характер главного героя произведения. Собака помогает понять человека. Прокомментируем реплику барыни: « И на что немому собака? » Немота Герасима для Тургенева очень важна, поскольку подчеркивает его пассивную роль в рассказе - роль жертвы. В данном случае немота может трактоваться как безответность, как немота слуги, раба, животного. Герасим, таким образом, оказывается в одной позиции с Муму, максимально к ней приближен. Читателя мучают переживаниях, которые оказываются слишком сильными. При чтении рассказа "слезы наворачиваются на глаза". Собачку очень жалко, и эта жалость запоминается надолго. Тем более, что встреча с тургеневским сюжетом происходит в детском возрасте. И некоторая абсурдность происходящего (зачем утопил?), и невозможность помочь, и жалость только усиливают сопереживание. Читатель чувствует себя соучастником преступления, так как не может помешать его осуществлению. В этом заключена воспитательная функция произведения. В рассказе прослеживается исключительная роль зверя. Зверь задевает совесть и мысли человека. Жалость относится именно к животному началу в человеке, ко всяческой "твари" и к человеку как твари; к духовному, надтварному, свободному началу (там, где человек не совпадает с самим собою, со своим "есть") относится любовь. Рядом с образом зверя становится образ ребенка. Простое сердце. Невинность и беззащитность элементарного бытия, оно создано, оно невинно в своем "есть", безответственно за свое бытие; не оно себя создало, и оно не может спасти себя самого (его нужно жалеть и миловать). Оно глубоко доверчиво, оно не подозревает о возможности предательства (Муму, виляющая хвостиком).