Воспитание в свете современной государственной политики ГОУ ДПО ЧИППКРО Кафедра воспитания и дополнительного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Advertisements

Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
Воспитательные технологии. Педагогическая технология - это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
(Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская).
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Технологии воспитания Технология воспитания – это совокупность и строгая последовательность форм, методов, приёмов и средств, воспроизведение теоретически.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя.
Семинар педагогов дополнительного образования « Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования» Малова Татьяна Юрьевна.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Идеальная цель: подготовка детей с отклонениями в развитии к полноценной жизни, их социализация, к умению реализовывать в жизни свою индивидуальность.
Транксрипт:

Воспитание в свете современной государственной политики ГОУ ДПО ЧИППКРО Кафедра воспитания и дополнительного образования

Многообразие авторских воспитательных систем Отсутствие стандарта воспитания и единой федеральной программы Абстрактность понимания результата воспитания Самоотстранение педагога от организации воспитания НЕТ понимания и целостного видения процесса воспитания

ПАРАДИГМА ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих изменений или теория, отражающая важные, существенные черты действительности

Знаниевая парадигма Личностная парадигма Культурологическая парадигма Компетентностная парадигма

ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИЯ определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса

СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ название концепции – ключевая идея авторы концепции понятие воспитание цель и принципы воспитания содержание воспитательного процесса механизмы воспитания критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИЯ ПОДХОД ориентация педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности

подход Личностно- ориентированный Компетентностный Деятельностный Средовой Системный

Системное построение процесса воспитания В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова

разностороннее гармоничное развитие личности 1. Формирование целостной научно обоснованной картины мира 2. Формирование гражданского самосознания 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям 4. Развитие креативности «творческости» как черты личности 5. Формирование самосознания, помощь ребенку в самореализации целенаправленное управление развитием личности

Содержание воспитательного процесса целенаправленное управление развитием личности МИР ЗЕМЛЯ ОТЕЧЕСТВО КУЛЬТУРА ЗНАНИЯ ТРУД СЕМЬЯ ЧЕЛОВЕК

Механизмы воспитания Создание воспитательных систем (класса, школы, детского лагеря и т.д.) Создание воспитательного пространства целенаправленное управление развитием личности

Условия функционирования воспитательного пространства наличие цели единая педагогическая концепция «мягкая» структура пространства педагогически организованное сетевое взаимодействие различных субъектов разветвленная система открытых отношений между различными компонентами и субъектами матричная структура и проектные технологии управления развитием пространством целенаправленное управление развитием личности

Основные понятия концепции воспитательная система системообразующий вид совместной деятельности ключевое дело – «крупная доза воспитания» событийность сбор коллективная творческая деятельность целенаправленное управление развитием личности

Критерии и показатели эффективности Критерии факта упорядоченность жизнедеятельности школы наличие сложившегося единого коллектива интегрированность воспитательных воздействий в комплексы и дискретность Критерий качества степень приближения системы к поставленным целям общий психологический климат школы уровень воспитанности выпускников целенаправленное управление развитием личности

Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О.С. Газман Н.Б. Крылова Н. Н. Михайлова С.М. Юсфин

РЕБЕНОК обладает СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЛОГИКОЙ РАЗВИТИЯ (САМОРАЗВИТИЯ), КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ ИЛИ ВИДОИЗМЕНИТЬ, а можно лишь "вписаться в нее", приняв ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ТАКОВОЙ, КАКАЯ ОНА ЕCTЬ

ОБРАЗОВАНИЕ Обучение усвоение знаний, умений, способов познавательной и предметно- технологической деятельности Воспитание обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм отношений

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТЬ Образ «Я» Образ мира Образ мыслей сознание самосознание Образ действий Образ жизни социальная деятельность, поведение и общение

Педагогическая поддержка – оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем: физического и психического здоровья, социального и экономического положения, успешного продвижения в обучении, принятия школьных правил, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненного, профессионального, этического выбора – самоопределением

цель-идеал: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон, личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности…

Базовая культура личности – целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой Культура жизненного самоопределения Культура семейных отношений Экономическая культура и культура труда Политическая культура Интеллектуальная Коммуникативная Нравственная Интеллектуальная Экологическая Физическая

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретной деятельности и общении. ЗДОРОВЬЕОБЩЕНИЕУЧЕНИЕ ДОСУГ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 1. Диагностический 2. Поисковый 3. Договорный 4. Деятельностный 5. Рефлексивный

Диагностический этап диагностика проблемы установление контакта с ребенком вербализация проблемы самим ребенком совместная оценка проблемы с точки зрения ее значимости для ребенка

Поисковый этап совместный поиск причин возникновения проблемы взгляд на ситуацию со стороны

Договорный этап проектирование действий ребенка и педагога разделение функций и ответственности заключение договорных отношений

Деятельностный этап разрешение проблемы стимулирование инициативы и действий ребенка координация деятельности других субъектов оказание помощи

Рефлексивный этап совместное обсуждение успехов и неудач каждого этапа констатация факта решения проблемы осмысление нового опыта

Основные понятия концепции: свобода личности саморазвитие личности культура образования базовая культура личности культура жизненного самоопределения педагогическая поддержка

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации, самореабилитации; развитость индивидуальных способностей ученика; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье; сформированность базовой культуры учащегося; защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности

Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования. Воспитание ребенка как человека культуры. Евгения Васильевна Бондаревская

воспитание процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении

Базовые понятия концепции Жизнетворчество Социализация Культурная идентификация Духовно-нравственное развитие Индивидуализация Субъектность

Цель воспитания целостный человек культуры

Содержание воспитательного процесса субъективный опыт личности ребенка с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения

Компоненты личностного опыта Ценностно-смысловой Культурологический Жизнетворческий или событийный Морально-этический Гражданский Личностный Индивидуально-творческий

Механизмы воспитания источник активности личности внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. важным становится развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, - внутренней независимости. духовные, интеллектуальные, физические силы ребенка еще не развиты, соответственно ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка

Технология личностно- ориентированного воспитания 1. Изучение узловых событий жизни ребенка; 2. Педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; 3. Эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; 4. Совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; 5. Адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; 6. Вовлечение его в педагогические и жизненные события; 7. Раскрепощение для диалога, творчества саморазвития.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в само строительстве собственной личности

Формирование образа жизни, достойной Человека Надежда Егоровна Щуркова

Воспитание целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; формирование образа жизни достойной Человека; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути

Содержание воспитательного процесса Философическое воспитание – формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого Диалогическое воспитание – «это стиль педагогического взаимодействия или стиль жизни» Этическое воспитание Два главных запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать

Механизмы воспитания природа первоклассник социальные нормы младший школьник человек младший подросток общество старший подросток жизнь старшеклассник мое «Я» в этой жизни выпускник

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса внешний облик ребенка физическое и психическое развитие детей их поведение качественность разнообразной деятельности способности и самочувствие ребенка ценностные предпочтения отношение ребенка км своему «Я»

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка М.И. Рожков Л.Б. Байбородова О.С. Гребенюк

Воспитание педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Идеальные цели – гармонично развитый человек Реальные цели - задачи - формирование у ребенка гуманистического мировоззрения - развитие потребностей и мотивов нравственного поведения - создание условий для реализации этих мотивов и стимулированием нравственных поступков детей

Содержание воспитательного процесса - развитие всех сущностных сфер личности ребенка Интеллектуальная сфера формирование объема, глубины, действенности знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения Мотивационная сфера формирование правомерного и обоснованного отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, правдивость, цели и смысл жизни, отношение к своим обязанностям

Эмоциональная сфера формирование характера нравственных переживаний: сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, стыд Волевая сфера формирование нравственно-ролевых устремлений в реализации поступков: мужество, смелость, принципиальность Содержание воспитательного процесса - развитие всех сущностных сфер личности ребенка

Сфера саморегуляции формирование нравственной правомерности выбора: совестливости, самооценки, самокритичности Предметно- практическая сфера формирование способности совершать нравственные поступки, умение оценить нравственные поступки Экзистенциальная сфера формирование сознательного отношения к своим действиям, стремление к самосовершенствов анию

Механизмы воспитания Определение форм, методов, и приемов воспитания направленных на формирование сущностных сфер ребенка Рефлексия Метод диллем Экзистенциальная Социальные пробы Воспитывающие ситуации Предметно- практическая Самокоррекция КоррекцияСаморегуляция Упражнение ТребованиеВолевая сфера Самовнушение ВнушениеЭмоциональная Мотивация СтимулированиеМотивационная Самоубеждение УбеждениеИнтеллектуальная Метод самовоспитания Доминирующий метод воспитания Сущностная сфера

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса изучение воспитанности, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка; уровень развития коллектива и межличностных и деловых отношений; определение эффективных педагогических средств и установление результативных и отрицательных воздействий

Воспитание в свете современной государственной политики ГОУ ДПО ЧИППКРО Кафедра воспитания и дополнительного образования

ЦЕЛЬ: осознаваемый образ предвосхищаемого результата (А.Н. Леонтьев) ; образ потребного будущего (Н.А. Бернштейн)

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение чего-либо Показатель – это количественное измерение критерия Результат –это итог; то, что получено по окончании какой-либо деятельности Результативность – совокупность итогов (результатов) достижений воспитанников. Эффект – следствие от произведенной работы, впечатление Эффективный – действенный, реально полезный, связанный с достижением или извлечением эффекта.

Личностно-ориентированный подход самопознание самореализация самостроительство педагогическая деятельность педагогическая деятельность педагогическая деятельность

Компетентностный подход готовность отношение к жизни педагогическая деятельность педагогическая деятельность

Деятельностный подход педагогическая деятельность педагогическая деятельность

Средовой подход среда педагогическая деятельность педагогическая деятельность

Системный подход развитие цель содержание условия оценка результата педагогическая деятельность