ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в проект примерной основной образовательной программы образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Проектирование программы воспитания и социализации Кафедра воспитательных систем Тема 1.Основания программирования воспитания и социализации в сфере среднего.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
© Чистяков Ю.А., РЦРО, 2013 г.. Самоуправление - это То же, что автономия (Автономия - право самостоятельного осуществления государственной власти или.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Изменения в системе воспитательной работы Разработка Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Анализ состояния.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в проект примерной основной образовательной программы образовательного учреждения основного общего образования Подготовлено в Институте педагогики и психологии образования МГПУ ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования; 6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания; 7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно- транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ 8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся; 9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.); 10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

основные термины программы воспитания и социализации обучающихся воспитание - составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно- нравственные ценности духовно-нравственное развитие - последовательное расширение и укрепление в процессе социализации ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом воспитание создает условия для социализации (в широком смысле) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком смысле социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье

Цель и задачи развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационально го народа России освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; формирование экологической культуры

Ценностные ориентиры программы - базовые национальные ценности российского общества Родина гражданское общество и правовое государство человек и человечество социальная солидарность семья традиционные религии России труд и творчество рыночная экономика и частная собственность здоровье и природа наука искусство ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Основные направления деятельности образовательной организации - формирование мотивов и ценностей обучающегося в сферах отношений к России как Отечеству отношений с другими людьми трудовых отношений и выбора будущей профессии отношений к природе самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования здорового образа жизни социального взаимодействия искусства ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Определяющим способом деятельности школы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни Уклад школьной жизни – тип жизнедеятельности школьного сообщества, основанный на определенном способе социокультурного воспроизводства и соответствующие отношения в ходе этого воспроизводства - обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, - включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, - основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, - учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Вариативность укладов школьной жизни гимназический (восхождение к культурному эталону, репродуктивные методы, метод примера, систематические тренировки, стимулирование - поощрение, наказание, соревнование, испытания (экзамен); взаимоотношения носят императивный характер) лицейский (решение творческих задач в эвристической среде, демократический характер открытой дискуссии, подчинено решению изобретательской задачи; воспитание происходит продуктивными методами (проект, исследовательская деятельность, сократическая беседа, дискуссия) клубный (свободное времяпрепровождение в общности людей, имеющих сходные интересы, отношения основаны на общности интересов, характеризуются атмосферой дружелюбия и доверия, взаимодействие отличает низкая регламентированность; социальные роли - лидеры и ведомые, знатоки и любители); военный (имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники служат, преодолевают трудности; метод инициации; военная игра определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, этикет отношений - социальные роли командира и подчиненного); производственный (сочетание решения учебно- воспитательных задач с задачами материального воспроизводства; методы инструктаж, материальное и моральное поощрение за производственные достижения; подобие производственной организации задает социальные роли педагогов и обучающихся - руководитель участка и подчиненный работник, техник, инженер и рабочий)

формирование уклада школьной жизни В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвано сыграть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей. ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

формирование уклада школьной жизни Для стимулирования мыследеятельности общности участников образовательного процесса могут быть использованы варианты уклада школьной жизни, список которых не является исчерпывающим, а позволяет выделить наиболее полярные уклады. В этом качестве могут быть названы пять вариантов уклада школьной жизни:

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся) Формирование российской идентичности внеурочная деятельность в составе коллектива ученического класса, участие в военно- патриотических объединениях, путешествия по родному краю, фестивали культуры народов России Формирование компетенций в сфере общественной самоорганизации - приобщение обучающихся к общественной деятельности, в ученическом классе, и школьным традициям, в сфере школьного ученического самоуправления, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общественными организациями и объединениями

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми - уроки предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», внеурочная деятельность в ученическом классе, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей) Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии система работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместная деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; - использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах) ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися Формирование ответственного отношения к учебно- познавательной деятельности -программы допобразования, помощь в самоопределении -учителя предметники, организуемые классным руководителем Формирование у школьников здорового образа жизни -формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; - овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; - профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактика инфекционных заболеваний), - изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», программы дополнительного образования школьные спартакиады ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся) развития эстетического сознания учащихся - уроки предметной областей «Филология», «Искусство», программы дополнительного образования (в школе и УДОД), посещение музыкальных мероприятий, художественная самодеятельность, просветительская работа формирование основ экологической культуры - изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», программы дополнительного образования, экскурсии, просмотр документальных фильмов формирование целостного мировоззрения - уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предме ты», воспитательная деятельность классного руководителя, дополнительные образовательные программы естественнонаучной направленности, дискуссионные формы («дебаты», диспуты, ток- шоу), использование сетевой активности подростков (в Интернете) ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся степень обеспечения в образовательном учреждении жизни и здоровья учащихся, формирования здорового и безопасного образа жизни (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях) степень обеспечения в образовательном учреждении позитивных межличностных отношений обучающихся степень содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России

Инструментарий мониторинга духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся - профессиональная и общественная экспертиза планов и программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет следования требованиям ФГОС и учета специфики общеобразовательного учреждения (социокультурное окружение, уклад школьной жизни, запрос родителей и общественности; наличных ресурсов); - периодический контроль за исполнением планов деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся; - профессиональная и общественная экспертиза отчетов о реализации планов и программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет анализа и рефлексии изменений, произошедших благодаря деятельности педагогов в жизни школы, ученических групп (коллективов), отдельных учащихся

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 1. Российская гражданская идентичность 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3. Развитое моральное сознания и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира 9. Сформированность основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Спасибо за внимание! ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»