Ташкентский Институт Текстильной и Легкой Промышленности Кафедра философии Старший преподаватель Мурадымова Т.Я. Ташкент 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнекитайская философия связана с книгами. Всего их пять. Они называются «Пятикнижие»: «Книга песен» «Книга истории» «Книга перемен» «Книга обрядов»
Advertisements

Философия Древнего Китая: Даосизм. Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов,
Мо-Цзы (ок. 470 ок. 391 до н. э.) Астанина Наталья.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Кун Цю – настоящее имя философа, мыслителя и педагога Конфуция. Ему удалось создать философскую систему, которая и сейчас популярна в Китае. Практически.
Выполнила: студентка 2 курса Факультета биологии и химии Группа АБ Дябина Ольга ДАОСИЗМ.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае В VI в. до н.э. в Китае наступила эпоха «борющихся царств»,
Школа моистов Школа моистов Философия Древнего Китая Устиленцева А. – ИУ-1-03.
Конфуций Страница управления Показ презентации Просмотр картинок О разработчиках…
Древнекитайская цивилизация. Период развития могущественной китайской цивилизации охватывает более трех с половиной тысяч лет! За это время китайцы оказали.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
КОНФУЦИЙ – ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ МЫСЛИТЕЛЬ КОНФУЦИЙ – ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ МЫСЛИТЕЛЬ Конфуций ( до н.э.) – выдающийся философ Древнего.
«Для чего нужна философия?» Выполнила: Ширшикова Екатерина студентка группы Преподаватель: Белая И.А.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Каким был человек в разные исторические эпохи
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Китайский Мудрец Конфуций ДЕРЖУНИН ИГОРЬ 5 «А». Конфуций Конфуций древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая.
Конфуций. Страница управления. Показ презентации. Просмотр картинок. О разработчиках…
Художественная культура Китая Автор: О.Р.Солодова Учитель МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Транксрипт:

Ташкентский Институт Текстильной и Легкой Промышленности Кафедра философии Старший преподаватель Мурадымова Т.Я. Ташкент 2009

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Предфилософия древнего Китая Эпоха Шань Инь и начальный период династии Чжоу Религиозно – мифологическое мировоззрение Зооморфный характер богов и духов Главный бог – покровитель и родоначальник китайцев Воля неба Культ предков Религия оправдывает власть родоплеменной знати

Пятикнижие Книга песен Книга истории Книга перемен (и комментарий к ней Сицы Чжуань) Книга обрядов Летопись «Чунь-цю»

Древнекитайские философские школы Конфуцианство Моизм Школа закона или легизм Даосизм Школа инь-янь (натурфилософы) Школа имён

Конфуцианство

Конфуцианство и Пятикнижие Конфуцианство оказало исключительно сильное влияние на Пятикнижие Книга песен и книга истории отредактированы Конфуцием Летопись написана Конфуцием

Имена конфуцианства Кун Фу-цзы Мэн-цзы Сюнь-цзы

О небе Небо – это высшая сила Сила эта абстрактна, многогранна Люди живут отдельно от этой силы, свою жизнь они должны устраивать сами «Не научившись служить людям, можно ли служить духам »

Общество Центральная тема Конфуцианства Отношения в обществе должны строиться на уважении и почитании старших младшими За идеал общественной жизни берётся прошлое

Этика Золотая середина, срединный путь Идеалы человеколюбия «Не делай другим того, чего не желаешь себе» Идея благородного мужа

О благородном муже Благородный муж – это человек, следующий заповедям конфуцианства Как правило, принадлежит правящей элите Противопоставляется «низкому» человеку «Благородный муж боится 3-х вещей: веления неба, великих людей, слов совершенно мудрых»

Об управлении Пример вышестоящих нижестоящим «мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека – траве»

Знание Подчинено социальной проблематике Учение должно быть избирательным Учение должно сопровождаться размышлением Знание состоит в совокупности сведений и в умении всестороннего рассмотрения вопроса

Мэн-цзы Человек стремиться к добру, всем людям от природы свойственны положительные качества Недоброта противоестественна, для неё нужны особые условия: неурожай и голод Усилил учение о небе как о безличной необходимости стоящей на страже добра Воля неба отражается в воле народа, воля господствует над ци Против диктатуры закона

Сюнь-цзы Человек о природы зол Государство существовало не всегда Оно было создано совершенно мудрыми правителями древности Они ввели ритуалы и законы, чтобы привить равным от рождения людям ощущение неравенства. Ибо равные люди не могут едины Привычки и объяснения лучше запугиваний и угроз

Небо не обладает сверхъестественными качествами Люди должны занимать активную позицию, в этом случае они смогут подчинить себе небо и использовать его в своих интересах

Мир познаваем и люди способны его познать «Способность познавать – врождённое свойство людей, возможность быть познанным –закономерность вещей» Источники заблуждения: однобокое рассмотрение вещей, когда часть приравнивается к целому неправильное употребление имён Разномыслие надо ликвидировать уничтожив инакомыслящих

Проблема мироздания и школа натурфилософии Вопрос о первоначале Объяснение природных явлений

Инь, Янь, Ци Ци – это первородная материя, сама по себе она не обладает свойствами Два начальных и полярных свойства материи – это Инь и Янь Янь – небесная, лёгкая, тёплая Инь – земная, тяжёлая, холодная Их различные комбинации превращают Ци в 5 начальных веществ

Начала и явления Пять начал мира: вода, огонь, дерево, металл, земля Пять явлений природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер

Моизм

Мо-ди (Мо-цзы) Основатель томизма и его наиболее значимая фигура Даты жизни: рождение – год смерти Конфуция, умер: 400 г. д.н.э.

Небо и его воля Небо – высшая абстрактная сила Небо имеет свою волю (осталось от предфилософии) Небо пассивно желает всем добра, олицетворяя доброту природы к человеку Все люди – слуги неба и равны перед ним

О судьбе Человек способен и должен влиять на свою судьбу

Любовь Любовь к дальним: любить надо всех, а не только ближних Отсутствие всеобщей любви – главная причина беспорядков Любить окружающих надо бескорыстно, не ожидая ничего взамен

Народ Народ - это высшая ценность Воля неба и воля народа совпадают. Любовь неба к людям – это прежде всего любовь к простому народу. (т.к. его большинство). Правитель, подражая небу, должен заботиться о народе. Однако народ терпит лишения, а знать – купается в роскоши «Мой замысел, чтобы уничтожить всё это»

Управление Надо совершенствовать управление, так как оно несовершенно Путь - реформы Идеал – просвещённый правитель

Война и мир Моисты – убеждённые противники войны. Война противоречит воле неба.

Традиция и закон Традиции надо соблюдать лишь пока они приносят пользу В новом тоже есть много хорошего

Знание Нет людей, родившихся со знанием Всякий может его добиться Источник знания – народ, его трудовая и практическая деятельность Знание должно служить людям, иметь практическую ценность. Знания народа – критерий истины «Правило проверки знания о том, существует ли нечто в поднебесной или нет, непременно состоит в том, чтобы брать за образцы факты, которые слышали или видели массы людей»

Даосизм

Самобытность Основополагающий труд «дао дэ цзин» (Книга о дао и дэ) Конфуцианство, легизм, моизм – этико- политические учения, дао же занимается проблемами и бытия. Наиболее значимая личность: Лао - цзы

дао дао – это всеобъемлющая философская категория дао – это первоначало, первооснова и завершение всего сущего

Диалектика дао дао наделено диаметрально противоположными характеристиками «дао пусто» … «дао неисчерпаемо» «дао постоянно осуществляет недеяние» … «однако нет ничего такого, чего бы оно не делало»

Два дао дао, обладающее именем – положительные характеристики дао, не обладающее именем – нулевые характеристики НО «оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями»

Бытие и небытие дао, имеющее имя – бытие дао, не имеющее имя – небытие Небытие порождает бытие, бытие порождает вещи, но глубинная основа всех вещей – небытие, поэтому все вещи возвращаются в небытие. Это возвращение – единственное постоянное явление в мире вещей.

Знание Двум видам дао соответствует два вида знания Знание безымянного дао: «тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает» … «тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао]» Знание дао, имеющего имя: «кто имеет страсти, видит его только в конечной форме»

Этический идеал Идеал – Шэньжень (совершенномудрый) Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен Шэньжень подобен дао: «Человек с высшим дэ бездеятелен и осуществляет недеяние» Он «не борется, но умеет побеждать»

Управление Принцип недеяния как высшей формы поведения положен в основу концепции управления «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным»

Социальный идеал Культура и стремление к научным познаниям – отход от дао Народ должен быть невежественным Государства должны быть небольшими Люди должны оставаться на месте «Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга»

О войне Путь дао – путь мира «хорошее войско – средство [порождающее] несчастье» «Прославлять себя победой – значит радоваться убийству людей» «победу следует отмечать похоронной процессией»

Законники или легисты

Историческая ситуация Эпоха борющихся царств Основная цель – объединение Китая, победа в войне

Имена легистов Шан Ян (сер. 4 века д.н.э.) Хань Фэй-цзы (период Чжань - го)

Государство Полный отказ от нравственного принуждения в пользу правового принуждения Высшая цель – победа царства, завоевание соседей, воссоединение Китая Упразднение искусства, философии, разномыслия

Экономика и общество Основа могущества государства в земледелии (ущемление ремёсел и торговли) Концепция равных возможностей

Шан Ян Законник – практик Частная собственность на землю Система круговой поруки и взаимного доносительства Новаторство «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими»

Хань Фэй-цзы Ученик Сюнь-цзы Злая природа человека не может быть изменена, а может быть лишь подавлена Философия вредна для государства Правитель – государственное воплощение дао

Реализация программы законников Единственное учение, реализованное на государственном уровне Шан Ян Победа государства Цинь Культурный кризис Недолгое существование государства, казнь Шан Яна

Проблемы, которые рассматривает древнекитайская философия Онтологические (существование мира) Антропологические Социальная философия Логическая ступень познания мира Эстетика (человек и прекрасное) Этика (регуляция отношений между людьми) Гносеология (проблема познания)