Презентация к уроку информатики 9 класс Автор: Юдин Андрей Борисович МКОУ Плесская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку информатики 7 класс Автор: Юдин Андрей Борисович МКОУ Плесская СОШ.
Advertisements

Реализация программ с циклом с предусловием. Формат и действие оператора После слова WHILE выполняется проверка условия. При значении условия «истина»
Язык программирования Pascal Ветвление А. Жидков.
Циклы в языке программирования Pascal
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Знакомство с языком Паскаль Структура программы Ветвление на Паскале Циклические программы Пример линейной программы Пример программы с ветвлением Пример.
Начала программирования Занятие 7. Вещественный тип данных. Вычисления по формулам. Арифметические операции. Деление целочисленное и с остатком. Общий.
Язык программирования Pascal Линейные алгоритмы. Выражение Выражение – совокупность операндов и операций. Операнды – константы, переменные, функции. Арифметические.
Понятие оператора и программы 11 класс. Программирование.
Язык программирования Pascal Повторение А. Жидков.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ Цели: -Познакомиться с понятием циклического алгоритма. -Освоить языковые средства для реализации циклических алгоритмов.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Часть 1 Простейшая программа Программа на языке QBASIC состоит из последовательности инструкций – команд компилятору. Если в строке записано несколько.
Pascal Алгоритмы разветвляющейся структуры, программирование на языке Pascal 10 «А» класс.
Условный оператор 1. Задать с помощью условного оператора следующее действие большее из трех данных чисел (а, b, и с) уменьшить на Запишите условный.
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Алгоритмы Алгоритмы Базовые структуры. Виды алгоритмов линейный Циклический Разветвляющийся.
Программирование
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. Алгоритм Алгоритм – описание конечной последовательности действий, приводящей от исходных данных к нужному результату. Где встречаются.
Транксрипт:

Презентация к уроку информатики 9 класс Автор: Юдин Андрей Борисович МКОУ Плесская СОШ

1 1 char символы int целые float дробные logical логические Типы переменных int a, c = 0; float s = 1,b1; char c1 = 'f'; Например: Начальные значения можно присваивать во время описания Занятие 1. Переменные. Операции ввода с клавиатуры и вывода на экран.

Переменная Операция присваивания 9 Значение = - знак присваивания имя = значение a=5; a=a+5; a=b+c; a=c; 2 2 Присваивание

Переменная 9 Значение - вывод информации на экран cout << имя переменной; В системе программирования «Исполнители» существуют операторы потокового ввода и вывода (который принято использовать в С++)

4 4 Потоковый вывод cout << имя переменной; coutln << имя переменной; Cout << A - выводит содержимое переменной А Cout << "A" - выводит букву А Cout << "A" << A - выводит букву А и содержимое переменной А или

Переменная Значение Клавиатура 9 5 5

sin >> А - ввод информации с клавиатуры в переменную А Выводим поясняющую надпись, что вводить Ждем, пока пользователь не введет с клавиатуры значение и нажмет Enter Cout > F; Cout > m; Cout > t; cin >> А; Cout << "Введи A"; Потоковый ввод 6 6

Запись математических выражений Математическая запись Строчная запись SQRT(x+2) x2x2 x^2 или х*х xnxn x^n (2 – x) / (y + 5) ABS(x – 2) 7 7

Математическая запись Строчная запись (аргумент в радианах) sin X SIN(x) cos X COS(x) tg X TAN(X) ctg X COS(x) / SIN(x) sin 2 X SQR(SIN(x)) sin X 2 SIN(X*X) Запись тригонометрических функций 8 8

Функция Назначение Random Псевдослучайное дробное число в интервале [0, 1) Random(N)Псевдослучайное число в интервале [0, N) Round(x)Округление до ближайшего целого Trunc(x)Отбрасывание дробной части числа a % b Остаток от деления a на b 9 9 Встроенные функции

y:=(2*(x*x-4)+1)/sqrt(x*x-3*x); y:=abs(x*x*x-3*x)/(sqrt(x)+4); 10

x1:=(-b+sqrt(D))/2*a; ? x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a); 11

Даны стороны прямоугольника a и b. Найти его площадь S=a*b и периметр P=(a+b)*2. Программа { float s,p,a,b; cout > a; cout > b; p=2*(a+b); s=a*b; coutln <<"Площадь =" << s; coutln <<"Периметр =" << p; } Выводим результаты на экран Описаны четыре переменных действительного типа Вводим с клавиатуры значения переменных А и В Вычисляем площадь и периметр 12 Занятие 2. Линейная вычислительная программа.

13 Начало Ввод А, В S=ab P=2(a+b) Вывод S,P Конец Вводим с клавиатуры значения переменных А и В Вычисляем площадь и периметр Выводим результаты на экран

Задачи для самостоятельного решения: Найти расстояние между двумя точками с заданными координатами (x 1, y 1 ), (x 2, y 2 ). На плоскости. Расстояние вычисляется по формуле. 1. С клавиатуры вводится число. После этого на экран выводится следующее сообщение. Например: если введено число 173, то сообщение будет «Следующее число после 173 это 174, а предыдущее 172» 3. Даны основание a и периметр P равнобедренного треугольника. Составить программу определяющую боковые стороны треугольника. 4. Даны боковая сторона C и периметр P равнобедренного треугольника. Составьте программу определяющую основание этого треугольника.

Дано число а. Не используя никаких операций, кроме умножения, и никаких функций получите а 8 за три операции и а 10 за четыре операции. a 2a 2 = a 2+2 = a 4 a 4a 4 = a 4+4 = a 8 aa = a 1+1 = a 2 a na m =a n+m c=a*a; b=c*c; d=b*b; a 8a 2 = a 8+2 = a 10 m=d*c; 15 Занятие 3. Переменные и степени.

16 Программа { int a,b,c,d,m; cout > a; c=a*a; b=c*c; d=b*b; coutln <<a <<" в 8 степени =" << d; m=d*c; coutln <<a <<" в 10 степени =" << m; } Объявляем пять целочисленных переменных Вводим с клавиатуры А Выполняем необходимые вычисления для 8 степени Выводим 8 степень Выполняем необходимые вычисления для 10 степени Выводим 10 степень

Задачи для самостоятельного решения: 17 Дано произвольное число a. Получить: а 6 за три операции а 7 за четыре операции а 9 за четыре операции а 13 за пять операций а 15 за пять операций а 21 за шесть операций а 28 за шесть операций а 64 за шесть операций а 3 и а 10 за четыре операции а 4 и а 20 за пять операций а 5 и а 13 за пять операций а 5 и а 19 за пять операций а 2, а 5 и а 17 за шесть операций а 4, а 12 и а 28 за шесть операций

18 Полное ветвление. if ( условие ) { действие 1; } else { действие 2; } Занятие 4. Полное и неполное ветвление.

19 условие действие 1 действие 2 да-нет Если условие выполняется Иначе, т.е. когда условие не выполняется

20 Неполное ветвление. условие действие 1 действие 2 да нет условие действие 1 действие 2 да нет if ( условие ) { действие 1; действие 2; } if ( условие ) { действие 1; } действие 2;

Знак Наименование < Меньше <= Меньше или равно > Больше >= Больше или равно == Равно != Не равно 21

22 Дано целое число. Если оно является положительным, прибавить к нему 1, в противном случае увеличить его в два раза. Вывести полученный результат на экран. Программа { int a; cout > a; if (a>0) {a=a+1} else {a=a*2}; coutln <<"Число =" << a; } A>0 A=A+1A=2A да-нет Ввод A Вывод A Конец Начало

23 Программа { int a; cout > a; if (a>=0) a=a+1; if (a<0) a=a*2; coutln <<"Число =" << a; } A>=0 A=A+1 A=2A да нет Ввод Х Вывод A Конец Начало A<0 да нет

Задачи для самостоятельного решения: Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число. 2. С клавиатуры вводятся два числа А и В. Определить, является ли число А делителем числа В. 3. С клавиатуры вводятся два числа А и В. Вычислить : А - В, если А > В С = В - А + 1, если А <= В

25 Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И- &, ИЛИ - |, НЕ - ! Если А, В – простые условия, то: 1. Составное условие ( А & В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий. 2. Составное условие ( А | В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий. 3. Составное условие ( ! А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А. Занятие 5-6. Сложное условие.

(условие 1) & (условие 2) должны выполняться оба условия (условие 1) |(условие 2) должно выполняться хотя бы одно условие АBA & BA & B АBA | BA | B

Примеры простых условий: a > 0 – положительное А a % 2 == 0 – А четное a % 2 != 0 – А нечетное a % b == 0 – А кратно В a == trunc(a ) – А целое число Для объединения простых условий используют логические связки: & – и | – или Для отрицания простого условия используют связку ! – не Например: (x<0 & x % 2 == 0) – четные отрицательные числа (x>0 | y>0) – одно из двух чисел х и y положительно (! x % 2 ==0 ) – нечетные числа 27

28 Даны три числа являющиеся углами треугольника. Классифицировать этот треугольник (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, разносторонний, остроугольный, тупоугольный) если (a=b) и (b=c) Треугольник равносторонний если (a=b) или (b=c) или (a=c) Треугольник равнобедренный если (a=90) или (b=90) или (c=90) Треугольник прямоугольный если (ab) и (ac) и (bc) Треугольник разносторонний если (a<90) и (b<90) и (c<90) Треугольник остроугольный если (a>90) или (b>90) или (c>90) Треугольник тупоугольный Математическая модель:

29 Программа { int a,b,c; cout > a; cout > b; cout > c; If (a==b & b==c) cout <<"Равносторонний"; If (a==b | b==c | a==c) cout <<"Равнобедренный"; If (a==90 | b==90 | c==90) cout <<"Прямоугольный"; If (a!=b & a!=c & b!=c)cout <<"Разносторонний";; If (a<90 & b<90 & c<90) cout <<"Остроугольный"; If (a>90 | b>90 | c>90) cout <<"Тупоугольный"; }

Задачи для самостоятельного решения: Написать программу нахождения N номера четверти декартовых координат, которой принадлежит заданная точка с координатами X и с координатами X и Y. Предусмотреть случай когда точка лежит на оси OX или OY. 2. Дано целое число. Вывести его строку – описание вида «отрицательное четное число», «нулевое число», «положительное нечетное число» и т.д. 3. Дано целое число, лежащее в диапазоне Вывести его строку описание вида «четное двузначное число», «нечетное трехзначное число», и т.д. 4. Составить программу идентификации трапеции по двум прилежащим углам U 1 и U 2. Определяемое свойство: обыкновенная, прямоугольная, равнобедренная, прямоугольник.

31 с = a % 10 a = trunc(a / 10) - остаток от деления числа на 10 выделяет крайнюю правую цифру в числе (разряд единиц) - деление числа на 10 с отбросом дробной части, убирает крайнюю правую цифру из числа (разряд единиц) Занятие 7. Разложение числа на разряды.

С клавиатуры вводится трехзначное число. Определить сумму цифр этого числа. Математическая модель: а – исходное число с= a % – исходное число c = 256 % 10 = 6 a= trunc(a / 10) a = trunc(256 / 10) = 25 d= a % 10d= 25 % 10 = 5 a= trunc(a / 10)a= trunc(25 / 10) = 2 S= c + d + aS= = 13 32

33 Программа { int s,a,c,d; cout > a; c = a % 10; a = trunc(a / 10); d = a % 10; a = trunc(a / 10); s = c + d + a; coutln <<"Сумма цифр =" << s; } Выделяем крайнюю правую цифру Уменьшаем число на один разряд Выделяем крайнюю правую цифру Уменьшаем число на один разряд Находим сумму цифр

Задачи для самостоятельного решения: Дано целое двузначное число. Определите, какая цифра больше, стоящая в разряде единиц или десятков. 2. Дано целое трехзначное число. Получите из него число записанное цифрами в обратном порядке. Например: Дано целое четырехзначное число. Определите, что больше сумма цифр разрядов десятков и единиц или сотен и тысяч. 4. Дано целое четырехзначное число. Определите, является ли сумма цифр, входящих в это число, четным числом.

35 for ( начальное значение ; конечное значение ; шаг ) { повторяемые действия; } Цикл с параметром: i,1,N Действие Занятие 8. Циклы.

Вывести на экран в столбик 20 раз слово ИНФОРМАТИКА 36 Программа { int i; for ( i=1 ;i<=20 ;i=i+1) { coutln << "ИНФОРМАТИКА"; } Начальное значение Пока i меньше равено 20 Увеличиваем i на 1 (шаг) Выводим на экран слово

37 условие Действие да нет while ( условие ) { повторяемые действия; } Цикл ПОКА

38 нет условие Действие 1 Действие 2 да while ( условие ) { Действие 1; Действие 2; } условие Действие 1 Действие 2 да нет while ( условие ) { Действие 1; } Действие 2;

39 Вывести на экран в столбик 20 раз слово ИНФОРМАТИКА Программа { int i; i=1; while (i<=20) { coutln << "ИНФОРМАТИКА"; i=i+1; } Начальное значение Пока i меньше равен 20 Выводим на экран слово Увеличиваем i на 1 (шаг)

Задачи для самостоятельного решения: С клавиатуры вводится число N, вывести на экран все четные числа от 2 до N. 2. С клавиатуры вводятся два числа А и В. Вывести на экран квадраты всех чисел от А до В включительно. 3. С клавиатуры вводятся два числа А и В. Найти сумму четных чисел от А до В. 4. Найти сумму всех двузначных чисел.

41 Программа { int i,a,s,n; i=1; s=0; coutln << "Введи количество чисел"; cin >> n; while (i<=n) { coutln << "Введи" << i <<" число"; cin >>a; s=s+a; i=i+1; } coutln << "Сумма = " << s; } С клавиатуры вводится N произвольных чисел. Определить сумму этих чисел. Вводим количество чисел Цикл пока i меньше или равно n Вводим очередное число Добавляем его к сумме Увеличиваем номер числа Занятие 9. Числовые последовательности вводимые с клавиатуры.

Задачи для самостоятельного решения: С клавиатуры вводится N произвольных чисел. Найти сумму четных чисел из этой последовательности. 2. С клавиатуры вводится N произвольных положительных и отрицательных чисел. Найти среднее арифметическое положительных чисел. 3. С клавиатуры вводится N произвольных положительных и отрицательных чисел. Выяснить каких чисел больше положительных или отрицательных. 4. С клавиатуры вводится N произвольных чисел. Найдите произведение чисел оканчивающихся на 0.

43 Дано целое число А и целое число N (N>0). Найти А в степени N. A N = A*A*…*A N раз Программа { int i,a,s,n; coutln << "Введи основание А"; cin >> a; coutln << "Введи показатель степени"; cin >> n; s=1; for (i=1;i<=n;i=i+1) s=s*a; coutln <<a <<" ^ " <<n <<" = " << s; } Вводим исходные данные Цикл N раз Выполняем умножение N раз Выводим результат на экран Занятие 10. Сумма и произведение числовой последовательности.

44 Дано целое число N (N>0). Найти факториал числа N. N! = 1*2*3*…*N Программа { int i,s,n; coutln << "Введи число"; cin >> n; s=1; for (i=1;i<=n;i=i+1) s=s*i; coutln << "Факториал = " << s; } Вводим исходные данные Цикл N раз Выполняем умножение N раз Выводим результат на экран

45 Дано целое число N (N>0). Используя один цикл найти сумму Программа { float i,s,n; coutln << "Введи число"; cin >> n; s=0; for (i=1;i<=n;i=i+1) s=s+1/i; coutln << "Сумма = " << s; } Вводим исходные данные Цикл N раз Выполняем умножение N раз Выводим результат на экран

Задачи для самостоятельного решения: Дано целое число N (N>0). Найти произведение N сомножителей 1,1*1,2*1,3*… 2. Дано целое число N (N>0). Найти значение выражения из N слагаемых (знаки чередуются). Условный оператор не использовать. 1,1 - 1,2 + 1,3 - … 3. Дано целое число N (N>0). Найти квадрат данного числа, используя для его вычисления следующую формулу: N 2 = … +(2*N – 1) 4. Дано вещественное число А и целое число N (N>0). Используя один цикл, вывести все целые степени числа А от 1 до N.

47 В 1998 году на счету было 10 долларов, каждый год сумма увеличивалась на 11%, через сколько лет на счету будет 100 долларов Программа { float d=10; int g=1998; while (d<=100) { g=g+1; d=d+d*0.11; } coutln << "Сумма = " << d; coutln << "Год = " << g; } Описываем переменные и сразу присваиваем значения Цикл пока d меньше или равно 100 Увеличиваем на 1 год Находим сколько стало на счету за этот год Выводим результат на экран Занятие 11. Текстовые задачи.

Задачи для самостоятельного решения: Царевна – лягушка ежедневно съедает на 20 % комаров больше, чем в предыдущий день, и еще 2 комара. Написать программу, определяющую через сколько дней количество съеденных комаров превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров. 2. Мой богатый дядюшка подарил мне 1 доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько мне исполнилось лет. Написать программу, определяющую, сколько денег будет на счете в 16 лет. 3 Начав тренировки, спортсмен пробежал в первый день 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10 процентов, нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней.

49 Написать программу выводящую на экран все двузначные числа сумма цифр которых равна 10. Программа { int d,e; for (d=1;d<=9;d=d+1) for (e=0;e<=9;e=e+1) if (d+e==10) coutln << d*10+e; } Цикл перебирающий десятки Цикл перебирающий единицы Проверка условия Занятие 12. Вложенные циклы.

начало D,1,9 E,0,9 d+e=10 Вывод d*10+e конец Тело цикла Внутренний цикл Внешний цикл да нет 50

Задачи для самостоятельного решения: Найти все натуральные числа A, В, С из интервала от 1 до 20 для которых выполняется равенство: А 2 + В 2 = С Найти все четырехзначные числа для цифр из которых состоит это число выполняется равенство АВ – СД = А+В+С+Д (Где А,В,С,Д – цифры из которых состоит число) 3. Число Армстронга - такое число из k цифр, для которого сумма k-x степеней его цифр равна самому числу. Например, число 153 является числом Армстронга (k=3) т.к. 153= Требуется написать программу для нахождения всех трёхзначных чисел Армстронга.

52 Список литературы и интернет источников 1. Система «Исполнители 2.5» и методические рекомендации к ней. – Автор: Поляков К.Ю В.В. Подбельский, С.С.Фомин. Программирование на языке Си. М.: ФиС, 1999, 600 с. 3.Х.М.Дейтел., П.Дж.Дейтел. Как программировать на Си++. М.: ЗАО БИНОМ, 1999, 1000 с. (первые 600 страниц - изложение обычного Си, наиболее подходят для начинающих).