Проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МГУ им. М.В.Ломоносова Экономический факультет Бакалавриат КУРС История Управленческой Мысли КУРС История Управленческой Мысли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Advertisements

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
МЕНЕДЖМЕНТ. Значение экспериментов Ч. Бэббиджа в становлении научного менеджмента
МЕНЕДЖМЕНТ И.В.Поповкин Канд.физ-мат.наук, доцент, руководитель Центра консультирования Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Транксрипт:

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) МГУ им. М.В.Ломоносова Экономический факультет Бакалавриат КУРС История Управленческой Мысли КУРС История Управленческой Мысли Лектор д.э.н., проф. Маршев В.И. (каф. Управления организацией, Лектор д.э.н., проф. Маршев В.И. (каф. Управления организацией,

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Слушатели Студенты I курса ( уч/г) Весенний семестр (2009 г.) Количество часов 16 часов - Лекционных часов – Семинарских Дни и время занятий Лекции – пятница (ч/н) Семинары – по расписанию Место занятий Лекции – ауд. П11 Семинары – по расписанию

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Задачи учебного курса по ИУМ Сформировать знания: Сформировать знания: - о теоретических основах ИНИ и ИУМ, - о различных идеях, концепциях, теориях и школах в области управления, Выработать умения: Выработать умения: - историко-сравнительного и теоретико- логического анализа данных об управленческой мысли - организации исследований по ИУМ, - организации и участия в научных дискуссиях

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Учебная литература 1. У.Д. Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте. М., Дело, Э.Корицкий и др. Научный менеджмент. Российская история. Спб., Питер, Маршев В.И. История управленческой мысли. М., ИНФРА-М, George C.S. Jr. History of Management Thought. (2 nd.ed.). Englewood Cliffs, N.J.:Prentice-Hall, 1972

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Темы учебного курса ИУМ 1. Место и роль историко-управленческих дисциплин в развитии теории и практики управления. Хронология ИУМ 2. Методологические проблемы ИУМ 3. Общая характеристика развития всемирной управленческой мысли. Истоки управленческой мысли (до V в. н.э.) 4. Развитие зарубежной управленческой мысли (V-XIX вв.) 5. Управленческая мысль в России IX-XIX вв. 6. Управленческая мысль в России и СССР до 1980-х гг. 7. Зарубежная управленческая мысль XX вв. 8. Новая и новейшая управленческая мысль (конец XX- начало XXI вв.

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Тема 1. Место и роль историко- управленческих дисциплин в развитии теории и практики управления Тема 1. Место и роль историко- управленческих дисциплин в развитии теории и практики управления 1.1. Система наук об управлении 1.2. Управление как система 1.3. Предмет науки управления 1.4. История управления (ИУ) – предмет 1.5. История управленческой мысли (ИУМ) – предмет 1.6. Связь ИУМ с другими ИНИ 1.7. Предметные уровни ИУМ 1.8. Хронология основных результатов в ИУМ

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.1. Система наук об управлении Фундаментальные науки Прикладные науки Управленческие науки Политэкономия, в т.ч. ИЭУ, ИНХ Эконометрика Теория (наука) управления История Планирование История управления Социология БухгалтерияИУМ Психология Право Демография Статистика Политология Экология

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.2. Управление как система Статика Динамика Механизм СтруктураПроцесс Развитие Функции КадрыСодержание Экономика Методы ТехникаОрганизация Результат Цели ОСУТехнология Наука управления Принципы ОрганыЭксперимент Новые кадры

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.3. Предмет науки управления Управленческая деятельность Управленческая деятельность и/или Управленческие отношения Управленческие отношения Проблемы: Организация научных экспериментов Организация научных экспериментов Наблюдение изменений (в предмете) Наблюдение изменений (в предмете) Измерение изменений Измерение изменений

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.4. История управления (ИУ) История управления организацией это либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены конкретных систем управления организацией (или их отдельных элементов) и управленческих отношений в организациях в конкретных исторических условиях в прошлом либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены конкретных систем управления организацией (или их отдельных элементов) и управленческих отношений в организациях в конкретных исторических условиях в прошлом либо система научных знаний об этих процессах либо система научных знаний об этих процессах

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.5. История управленческой мысли (ИУМ) История управленческой мысли это либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены учений, концепций, теорий, взглядов, идей, представлений об управлении организацией (в целом или её отдельными функциональными областями) в различных конкретно- исторических условиях, либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены учений, концепций, теорий, взглядов, идей, представлений об управлении организацией (в целом или её отдельными функциональными областями) в различных конкретно- исторических условиях, либо система научных знаний об этих процессах либо система научных знаний об этих процессах

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.6. Связь ИУМ с другими науками 1. Связь ИУМ с экономическими науками 2. Связь ИУМ с историко-социальными науками 3. Связь ИУМ с историей техники и технических наук 4. Связь ИУМ с историей управления 5. Общее и различия в предметах ИУМ, Истории экономических учений (History of Economic Thought), Истории народного хозяйства (Business History), Истории управления (Management History) 6. Связь ИУМ с управленческим консультированием 7. Связь ИУМ с обучением управлению

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 1.7. Предметные уровни ИУМ 1. История научных знаний и методов (филиация управленческих идей, закономерности в развитии самой науки) 2. История отношений внутри научного сообщества (управленческая мысль vs. научное сообщество) 3. История отношений «наука - общество» (управленческая мысль vs. общество) Вопросы – Как наблюдать ИУМ? Как выстраивать исследовательский процесс в каждом из трёх случаев?

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Хронология основных результатов в ИУМ или Управленческий континуум 5000 до н.э. – XXI в.

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Годы (до н.э.) Личность или этническая группа Основной вклад в развитие управленческой мысли Основной элемент системы Управления Шумеры Первые записи для контроля хозяйства; ведение учета затрат и доходов Функции управления Египтяне Планирование, организация и контроль Функции управления Египтяне Признание потребности в честности и/или справедливости в управлении. Терапевтическое интервью (наставления) Принципы управления Научение 42600Египтяне Децентрализация в управлении Принципы управления

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Египтяне Письменные распоряжения. Использование совещательных органов Техника управления Хаммурапи Письменные доказательства для контроля; Установление минимальной заработной платы. Признание того, что ответственность не может быть делегирована Техника Кадры 71600Египтяне Централизация в организации.Принципы Иудеи Понятия организации, скалярный принцип, принцип исключения. Принципы 91100Древний Китай (Чжоу) Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля. Функции управления

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 10600Nebuchadnezzar Производственный контроль Стимулирование заработной платой Функции Кадры Мэнь Цзы Признание необходимости в систематизации и стандартизации Система Древний Китай Признание принципа специализации Принципы Сунь Цзы Признание необходимости планирования, руководства и организации. Функции 14400Сократ Признание универсальности управления Система 15400Ксенофонт Признание менеджмента как вида искусства Система

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 16400Кир Признание потребности в человеческих ресурсах, в человеческих отношениях. Использование знаний о движении, схемах организации работ и обработке материалов. Работа Кадры Древние Греки Применение научных методов. Использование рабочих методов и производительности труда Методы 18350Платон Принцип специализации. Принципы Александр Великий (Македон- ский) Управление персоналом Кадры

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Kautilya (India) Наука и искусство управления государством Система 21175Cato Использование "должностных инструкции" Оргструктура Кадры до н.э. Varro Использование "должностных инструкций" Оргструктура Кадры

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Годы Персона или группа Основной управленческий вклад Основной элемент системы 1 20 н.э. Иисус Христос Человеческие отношение Золотое правило Единоначалие Функции 2284Диоклетиан Делегирование полномочий Оргструктура 3900Аль-Фараби Создание списка характеристик лидера Кадры 41100Аль-Газали Создание списка характеристик менеджера. Кадры L. Pacioli (Genoa) Двойная бухгалтерия Техника Francisco Di Marko Бухгалтерский учет Функция,Техника Coranzo Brothers Использование журналов учета и бухгалтерские книги Функция, техника

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 81418Barbarigo Формы бизнес – организаций Учет в процессе выполнения работ Система управления Arsenal of Venice Учет и контроль издержек; Использование сборочных линий Управление персоналом Стандартизация частей Контроль запасов Функции, Кадры, Техника Сэр Томас Мор Cпециализация. Выявил недостатки слабого управления и лидерства Принципы Процессы Николо Макиавелли Принцип согласия масс с лидером Взаимосвязи в организации Выявил качества лидера Принципы Кадры Сэр Джеймс Стюарт Теория источников власти Значение автоматизации Кадры Процессы Адам Смит Специализация производственных работников. Концепция контроля. Принцип окупаемости. Принципы Кадры Функции

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Томас Джефферсон Концепция стандартизации в производстве, взаимозаменяемости частей. Стандартизация в производстве Eli Whitney Научный метод; учета затрат; контроль качества; прикладная концепция взаимозаменяемости частей; норма управления. Система Джеймс Уатт, Мэтью Болтон (Сохо, Англия). Стандартизация, специализация; методы выполнения работ; функция планирования; прогрессивная система заработной платы; страхование служащих; аудит Система Роберт Оуэн (Нью Ланарк, Шотландия) Персонал – основа управления и производства; Обучение рабочих; Социальные условия для рабочих. Кадры

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Джеймс Милль Анализ и синтез мотивации человека Кадры Чарльз Бэббидж Научный подход; Специализации и разделение управленческого и производственного труда; мотивация и изучение времени; учет затрат; влияния цвета на эффективность работы. Система, Техника, кадры Маршалл Лоуглин Признание и обсуждение относительной важности функций управления Функции Милль и др. Предельный объем ответственности; единство команды; контроль рабочей силы и материалов; специализация - разделение труда; премиальная система заработной платы. Принципы, функции, кадры Генри Пур Принципы организации, коммуникация и информация (применительно к железным дорогам). Функции, технология

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Даниэль С. Мак Каллум Организационные структуры управления. Применение системного подхода к управлению (железные дороги) Система Уильям С. Джевонс Мотивация; проблемы «усталости» Кадры Джозеф Уортон Первая школа бизнеса Кадры Генри Меткалф Искусство управления, наука администрирования Система Генри Р. Таун Наука управления Система

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Фредерик Хэлси Премиальные системы заработной платы Кадры Фредерик В. Тейлор Научный подход в менеджменте, применение систем, управление персоналом, необходимость сотрудничества между рабочими и руководством, высокая заработная плата, равное разделение труда, функциональность организации, система стоимости, изучение методов, изучение времени, акцент на исследовании, стандартах, планировании, контроле и кооперации. Научный подход к управлен ию Техника Фрэнк В. Гилбрет Научное изучение мотивации Кадры Генри Л. Гант Система норм и бонусов, гуманистический подход к рабочим, диаграммы Ганта, ответственность менеджмента за обучение рабочих. Кадры

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Хьюго Минстерберг Применение психологии к служащим и рабочим. Кадры Вальтер Дилл Скотт Применение психологии в рекламе и в кадровой работе. Кадры Харингтон Эмерсон Эффективный инжиниринг, принципы эффективности. Эффективн ость Х. Даймер Основы фабричной администрации. Система Харлоу С. Персон Провел первую научную конференцию по управлению в США, придал академическое признание научному менеджменту. Наука управления Джон Дункан Общий учебник по менеджменту. Кадры Хорас Дрюри Критика научного менеджмента - подтверждение начальных идей. Система Роберт Ф. Хокси Критика научного менеджмента - подтверждение начальных идей. Система

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ф.В. Харрис Экономическая модель долевого участия в управлении Эффективность, мотивация Томас Эдисон Разработка и использование военных игр (в управлении военно- морскими сражениями) Подготовка кадров управления Подготовка кадров управления Анри Файоль Первая законченная теория управления, функции управления, принципы управления, признание потребности в управлении. Функции и принципы управления Ал. Черч Функциональная концепция управления, Систематизация управленческих концепций Система А.К. Эрланд Теория ожидания оплаты труда Мотивация Уильям Лефинг- вел Приложение научного менеджмента к офисной работе.Технология

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Меер Блумфилд Управления персоналом Кадры Карл С.Парсонс Прикладной научный менеджмент в офисе Технология Орлвэй Тид Применение психологии в производстве Кадры Моррис Л. Кук Разнообразное применение научного менеджмента Технология Оливер Шелдон Развитие философии менеджмента, принципы менеджмента Принципы Х. Додж, Х. Ромиг, В. Сьюхарт Использование статистики и теории вероятности в управлении качеством Технология

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Рональд А. Фишер Статистика и теория вероятности в управлении Технологии Элтон Мэйо Школа человеческих отношений Система Т.С. Фрай Статистические основы теории массового обслуживания (теории очередей) Технология Мэри П. Фоллет Мотивация. Привлечение групп к решению управленческих проблем Функции, Кадры Джеймс Д. Муни Признание универсальных принципов организации Принципы Честер И. Барнард Теория организации, социологические аспекты управления, коммуникации Система П. Блакет и др. Исследование операций Технология Линдал Урвик Принципы управления Принципы

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Макс Вебер, Ренсис Ликерт, Крис Арджирис Социальная психология и концепции человеческих отношений в теории организации Теория открытых систем в организациях Системный подход в управлении Норберт Винер, Клод Шэннон Системный подход, информационные теории в управлении Системный подход в управлении Фрэнк Абрамс, Бенжамин М. Селигмен Формирование специальных управленческих знаний Теория управления Герберт Саймон, Гарольд Д. Ливитт, Роберт Шлейфер Роль человеческого поведения в принятии решения. Организационное поведение и психология Оргповедение

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Эдит Пенроуз Разработала Теорию роста фирмы Теория организации Дуглас Макгрегор Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" принцип распределения ответственности Оргповедение Игорь Ансофф Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования, а чуть позднее - модель Стратегического менеджмента Стратегиче- ский менеджмент Фред Фидлер Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения Лидерство Дж. Томпсон, Дж. Гелбрайт, П. Лоренс, Дж. Лорш, Р.Моклер Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства Ситуационный подход в управлении

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Карл Вейк Исследовал организации как интерпретируемые системы Теория организации Вильям Оучи, Оливер Вильямсон Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка причина существования фирм Оргповедение Генри Минцберг «Природа управленческой деятельности» Роли менеджера Генри Минцберг Исследовал организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок"- кратии Оргструктуры Геральд Саланчик Теории властных структур внутри и между организациями Лидерство Розмари Стюард Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач Функции менеджера

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Майкл Портер Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентных преимуществ, конкурентоспособности Стратегический менеджмент Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье Разработали теорию властных структур внутри и между организациями Лидерство Джон Коттер, Джон Габарро Исследование работы высших руководителей. Разработали технологии Change Management Функции менеджера. Управление изменениями Теренс Дил, Аллан Кеннеди Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие Корпоративная культура Вильям Оучи Разработал теорию Z Оргповедение

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Майкл Хаммер, Джеймс Чампи Разработали концепцию «Реинжиниринг корпорации» Развитие организации Скиннер Беррес Фредерик Разработал теорию оперантного поведения Оргповедение Хамел, Прахалад Выдвинули концепцию «ключевых компетенций» в стратегическом управлении Стратегиче- ское управление Ким Камерон, Роберт Куинн Разработали технологии диагностики корпоративной культуры Корпоративная культура Гэрет Морган Разработал систему образов организации Теория организации

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Р.Каплан. Д.Нортон Разработали концепцию «Сбалансированная система показателей» Контроль над реализацией стратегий Дж.Браун, П.Дагвид Выдвинул концепцию «Knowledge Management» Управление персоналом Джим Коллинз Выявил характеристики успешного «Менеджера 5 уровня» Образ и роли менеджера М.Хансен, Б.Отигер Разработали концепцию T-shaped Management Развитие организации М.Малетц, Н.Нориа Разработали теорию White Space Management Развитие организации 90 XV- XXI вв. Русская ИУМ Советская ИУМ Российская ИУМ

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) ДЗ 1. Обнаружить в двухтомнике «Хрестоматия по истории Древнего Востока» (М., Изд-во «Высшая школа») материалы (тексты), подтверждающие гипотезу о том, что «методы управления» были упомянуты гораздо раньше,чем в 340 до н.э. (о чем говорит хронологическая таблица Claude George, приведенная здесь на слайдах На семинаре выступить с обоснованием объективных причин (факторов, условий, обстоятельств и т.п.), объясняющих «появление» «методов управления» в ИУМ.

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Тема 2. Методологические проблемы ИУМ 2.1. Предметные уровни ИУМ 2.2. Гносеология ИУМ 2.3. Источники ИУМ 2.4. Этапы жизненного цикла ИУМ

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 2.1. Предметные уровни ИУМ История научных знаний и методов (филиация управленческих идей) История научных знаний и методов (филиация управленческих идей) История отношений внутри научного сообщества (управленческая мысль vs. научное сообщество) История отношений внутри научного сообщества (управленческая мысль vs. научное сообщество) История отношений «наука - общество» (управленческая мысль vs. общество) История отношений «наука - общество» (управленческая мысль vs. общество) Вопрос – как наблюдать ИУМ, как выстраивать исследовательский процесс в каждом из трёх случаев?

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 2.2. Гносеология ИУМ-1 Задачи: выявить социально-экономические причины возникновения управленческой концепции выявить социально-экономические причины возникновения управленческой концепции исследовать зависимость становления и развития концепции от выявленных причин в конкретно-исторических условиях исследовать зависимость становления и развития концепции от выявленных причин в конкретно-исторических условиях установить существенные различия и сходства, связи и отношения изучаемой («настоящей») концепции с предыдущими и «параллельными» установить существенные различия и сходства, связи и отношения изучаемой («настоящей») концепции с предыдущими и «параллельными» обнаружить и оценить проявления изучаемой концепции в последующих концепциях управления обнаружить и оценить проявления изучаемой концепции в последующих концепциях управления

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Гносеология ИУМ-2 Конкретизация предмета исследований ИУМ: Системы управления (СУ) в целом (синтетические теории) Системы управления (СУ) в целом (синтетические теории) Элементы СУ (элементные теории) Элементы СУ (элементные теории) Составные части элементов СУ (мотивация, управление по целям, лидерство и т.п.) Составные части элементов СУ (мотивация, управление по целям, лидерство и т.п.) Функциональные области организации (концепции управления производством, персоналом, финансами, маркетингом и т.д.) Функциональные области организации (концепции управления производством, персоналом, финансами, маркетингом и т.д.) Процессы в организации ( ППР и др.) Процессы в организации ( ППР и др.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Гносеология ИУМ-3 Аспекты объекта исследований ИУМ: Время (=филиация, хронология идей); Время (=филиация, хронология идей); Персоналии (=«гуру» менеджмента) Персоналии (=«гуру» менеджмента) Сословно-классовые группы Сословно-классовые группы Регионы (региональные/национальные модели) Регионы (региональные/национальные модели) Структура хозяйства (отраслевые концепции) Структура хозяйства (отраслевые концепции) Организационно-правовая форма организации Организационно-правовая форма организации Размер бизнеса (малый, средний, крупный) Размер бизнеса (малый, средний, крупный) Бизнес-группы (в т.ч. семейный бизнес) Бизнес-группы (в т.ч. семейный бизнес) Содержание (экономика, право и др.) Содержание (экономика, право и др.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Гносеология ИУМ-4 Контексты исследований : Другие ИНИ - истории экономических, правовых, социологических и других наук (сравнительный подход) Другие ИНИ - истории экономических, правовых, социологических и других наук (сравнительный подход) Теории организаций (организация - объект управления) Теории организаций (организация - объект управления) Парадигмы менеджмента (в стиле Т.Куна, И.Пригожина, др. науковедов) Парадигмы менеджмента (в стиле Т.Куна, И.Пригожина, др. науковедов) «Фоны» – гражданская история, экономика, политика, культура, демография и т.д. «Фоны» – гражданская история, экономика, политика, культура, демография и т.д.

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 2.3. Источники ИУМ Источники - тексты Источники - тексты «Наблюдение» источников = чтение текстов (+ интервью). «Наблюдение» источников = чтение текстов (+ интервью). Виды источников (тексты) – мемуары, дневники, письма, архивные материалы, периодика, статистика, законодательные акты, уставы, протоколы совещаний, труды съездов, учебники, монографии, научные статьи и т.д., и т.п. Виды источников (тексты) – мемуары, дневники, письма, архивные материалы, периодика, статистика, законодательные акты, уставы, протоколы совещаний, труды съездов, учебники, монографии, научные статьи и т.д., и т.п. Вопросы: Как классифицировать источники? Есть ли специфика в изучении различных видов источников? Есть ли специфика в изучении различных видов источников? Сопоставимы ли представители разных видов и что есть «мера» их сравнения? Сопоставимы ли представители разных видов и что есть «мера» их сравнения? Как организовать рациональный поиск источников? Как организовать рациональный поиск источников? Как «получать новое знание» из источника прошлого? Как «получать новое знание» из источника прошлого?

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) 2.4. Этапы жизненного цикла ИУМ 1. Этап зарождения - хронологическая систематизация успехов ИУМ 2. Этап становления - причинно- следственный анализ развития идей 3. Этап развития - выявление причин развития ИУМ, обоснование «поворотов» в её развитии, формирование парадигм в науке управления, выявление закономерностей развития ИУМ

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Тема 3. Общая характеристика развития всемирной управленческой мысли Зарождение ИУМ I этап – (период 4000 до н.э. - конец XVIII в.) – Модель управления полицейским государством Становление ИУМ Становление ИУМ II этап – (конец XVIII в. – вт. пол. XIX в.) Модель управления правовым государством Развитие ИУМ III этап – (вт. пол. XIX в. – начало XXI в.) Модель управления культурным государством Модель управления культурным государством Системные и элементные концепции Системные и элементные концепции

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель управления полицейским государством-1 От древнегреческого понятия, означавшего искусство управления хозяйством полисов (городов) Теоретическая база: теория естественного права (Др. Китай) теория естественного права (Др. Китай) учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция) учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция) Цели государства - «общее благо, счастье и совершенствование общества». Цели управления – благополучие и безопасность граждан Методы управления – детализированная государственная регламентация и стандартизация общественной и частной жизни граждан

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 2 Критерии эффективности управления: психологические - удовлетворение потребностей психологические - удовлетворение потребностей правовые - сохранение правопорядка в обществе правовые - сохранение правопорядка в обществе экономические - эффективность общественного производства, рациональность организации производства экономические - эффективность общественного производства, рациональность организации производства политические – уровень и масштаб обладания властью политические – уровень и масштаб обладания властью социальные - сбалансированность сословий и классов в обществе социальные - сбалансированность сословий и классов в обществе

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 3 Тема. Организирование-Разделение труда- Специализация «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу… «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу… Можно сделать всё в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» Можно сделать всё в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» (Платон, IV в. до н.э.) (Платон, IV в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 4 Тема. Организирование-Разделение труда- Специализация «Когда советники исполняют свои обязанности и все служилые люди находятся на своём посту, а правитель использует каждого сообразно его способностям, это называется «претворять постоянство». Посему сказано: «Когда советники исполняют свои обязанности и все служилые люди находятся на своём посту, а правитель использует каждого сообразно его способностям, это называется «претворять постоянство». Посему сказано: Так покоен! Как будто нигде не пребывает. Так покоен! Как будто нигде не пребывает. Так пуст! Невозможно понять, где он. Так пуст! Невозможно понять, где он. Просветлённый правитель пребывает в недеянии наверху, а его чиновники трепещут от страха внизу. Таков путь просветлённого правителя: он побуждает знающих представить ему свои соображения, а сам принимает решения, поэтому его ум никогда не исчерпывается. Он побуждает достойных раскрыть свои способности, поэтому его достоинство никогда не истощается» Просветлённый правитель пребывает в недеянии наверху, а его чиновники трепещут от страха внизу. Таков путь просветлённого правителя: он побуждает знающих представить ему свои соображения, а сам принимает решения, поэтому его ум никогда не исчерпывается. Он побуждает достойных раскрыть свои способности, поэтому его достоинство никогда не истощается» (Хан Фэй-цзы, III до н.э.) (Хан Фэй-цзы, III до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 5 Две «тройки» Платона: Граждане идеального государства Платона разделены на 3 разряда: Граждане идеального государства Платона разделены на 3 разряда: правители-философы (=«разум государства»), правители-философы (=«разум государства»), стражи-воины стражи-воины ремесленники ремесленники Граждане идеального государства Платона должны получать обязательное три-виальное образование: Граждане идеального государства Платона должны получать обязательное три-виальное образование: Геометрия Геометрия Гимнастика Гимнастика Музыка Музыка

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 6 Согласно Платону, идеальное государство (или «благое государство») обладает четырьмя главными добродетелями - это Согласно Платону, идеальное государство (или «благое государство») обладает четырьмя главными добродетелями - это «мудрость, «мудрость, мужество, мужество, рассудительность и рассудительность и справедливость». справедливость». Мудрость - это высшее знание, с помощью которого «можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями» Мудрость - это высшее знание, с помощью которого «можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 7 Иерархия потребностей «Займёмся мысленно построением государства с самого начала. Как видно его создают наши потребности… «Займёмся мысленно построением государства с самого начала. Как видно его создают наши потребности… А первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни… А первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни… Вторая потребность – жильё, Вторая потребность – жильё, Третья – одежда и так далее…» Третья – одежда и так далее…» Маслоу или ??? Сократ, главный герой трактата Платона «Государство»

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 8 Marketing Research по Аристотелю «Искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом – о пользовании ими… «Искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом – о пользовании ими… Какие из них наиболее полезны, где и каким образом можно достать их… Какие из них наиболее полезны, где и каким образом можно достать их… например, при приобретении …домашних животных, нужно быть опытным в знании того, какие из животных представляют наибольшую пользу, какие из них в каких местностях имеются…; затем, нужно быть осведомлённым относительно земледелия,… в плодоводстве, также и в пчеловодстве или летающих животных, от которых можно получить выгоду» например, при приобретении …домашних животных, нужно быть опытным в знании того, какие из животных представляют наибольшую пользу, какие из них в каких местностях имеются…; затем, нужно быть осведомлённым относительно земледелия,… в плодоводстве, также и в пчеловодстве или летающих животных, от которых можно получить выгоду» (Аристотель, Политика, IV в. до н.э.) (Аристотель, Политика, IV в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 9 Case по «искусству наживать состояние»: 1. Философ Ф.Милетский, на основании собранных им астрономических данных, предвидя высокий урожай оливок, до зимы роздал в задаток накопленные им деньги владельцам маслобоен, «законтрактовав их (маслобойни) дешево». Летом он отдал маслобойни «на откуп на желательных ему условиях и собрал много денег» Летом он отдал маслобойни «на откуп на желательных ему условиях и собрал много денег» 2. Скупка железа в железоделательных мастерских Сицилии и последующая перепродажа железа торговцам из гаваней по монопольным ценам (Аристотель, Политика, IV в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 10 «Искусство управления» или 8 принципов поведения руководителя: 1. Не уступать власть другим. 2. Заставлять людей следить за настроениями друг друга. 3. Быть скрытным, не разоблачать себя. 4. Считать всех людей дурными. 5. Не считаться ни с какими моральными ценностями. 6. Поощрять политику одурманивания народа. 7. В наказаниях проявлять непреклонность и строгость, в поощрениях - умеренность и осторожность. 8. При необходимости быть неразборчивым в средствах Маккивелли («Государь, 1513 г.» или…???… Хань Фэй-цзы (III в. до н.э.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель полицейского управления - 11 При всем различии структуры общественных отношений в странах Китая, Индии, Рима и Греции (в периоды VI - I вв. до н.э.) обнаружено сходство в направлениях развития управленческой мысли в этих странах. При всем различии структуры общественных отношений в странах Китая, Индии, Рима и Греции (в периоды VI - I вв. до н.э.) обнаружено сходство в направлениях развития управленческой мысли в этих странах. Пример. Борьба двух течений в Древнем Китае - патриархально-патерналистской концепции государства Конфуция и концепции Гуань Чжуна, Хань Фэй-цзы и других легистов отразилась в творениях одного древнегреческого мыслителя - Платона. Пример. Борьба двух течений в Древнем Китае - патриархально-патерналистской концепции государства Конфуция и концепции Гуань Чжуна, Хань Фэй-цзы и других легистов отразилась в творениях одного древнегреческого мыслителя - Платона. Если в «Государстве» он придерживался устоев патриархального строя, конструируя модель утопического общества с идеальными подданными, отличными от обыкновенных людей, то уже в диалоге "Законы", поняв потребности жизни, он приходит к необходимости управления людьми посредством законов принуждения. Если в «Государстве» он придерживался устоев патриархального строя, конструируя модель утопического общества с идеальными подданными, отличными от обыкновенных людей, то уже в диалоге "Законы", поняв потребности жизни, он приходит к необходимости управления людьми посредством законов принуждения.

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель правового управления -1 Тема. Организирование-Разделение труда-Специализация «Гораздо быстрее люди найдут более легкие и эффективные способы достижения любой цели, не распыляясь, а всецело сосредоточившись» «Гораздо быстрее люди найдут более легкие и эффективные способы достижения любой цели, не распыляясь, а всецело сосредоточившись» Разделение труда,…имеющееся в любом ремесле, пропорционально возрастанию производительных сил. Разделение различных ремесел и торговли представляется произошедшим в результате этого преимущества» Разделение труда,…имеющееся в любом ремесле, пропорционально возрастанию производительных сил. Разделение различных ремесел и торговли представляется произошедшим в результате этого преимущества» Разделение труда повышает производительность труда: за счет увеличения ловкости и искусства отдельного рабочего за счет увеличения ловкости и искусства отдельного рабочего за счет экономии времени, необходимого для перехода от одного вида работы к другому за счет экономии времени, необходимого для перехода от одного вида работы к другому Способствуя изобретению машин Способствуя изобретению машин (Adam Smith. The Wealth of Nations. London, 1776)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель правового управления - 2 Тема. Организирование-Разделение труда- Специализация «Глава мануфактуры, разделяя производимую работу на разные процессы, каждый из которых требует различной степени умения и силы, имеет возможность приобретать точное количество и того, и другого, необходимое для каждого процесса. В то же время, если бы вся работа выполнялась одним рабочим, ему потребовалось достаточно много умений, чтобы выполнить самую сложную операцию, и достаточно много сил, чтобы выполнить самую трудную операцию, на которую разделена вся работа» «Глава мануфактуры, разделяя производимую работу на разные процессы, каждый из которых требует различной степени умения и силы, имеет возможность приобретать точное количество и того, и другого, необходимое для каждого процесса. В то же время, если бы вся работа выполнялась одним рабочим, ему потребовалось достаточно много умений, чтобы выполнить самую сложную операцию, и достаточно много сил, чтобы выполнить самую трудную операцию, на которую разделена вся работа» (Ch.Babbage. On the Economy of Machinery and Manufactures. London,1832 г.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Модель правового управления -3 Специализация: позволяет сокращать время, необходимое для овладения профессией позволяет сокращать время, необходимое для овладения профессией уменьшает отходы материалов во время курса обучения уменьшает отходы материалов во время курса обучения исключает время, которое тратится на переход от одного вида задания или работы к другому исключает время, которое тратится на переход от одного вида задания или работы к другому дает возможность достичь высокого уровня квалификации дает возможность достичь высокого уровня квалификации стимулирует трудосберегающие инновации стимулирует трудосберегающие инновации обеспечивает большую сочетаемость человека и задания обеспечивает большую сочетаемость человека и задания (Ч.Бэббидж, 1832 г.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Процессы создания ценности продукта на современной фирме Основная деятельность по созданию продукта Закупки Производство Сбыт Послепродажное обслуживание Вспомогательная деятельность (функциональные области, обеспечивающие основную деятельность) Стратегия / Планирование / Учет / Анализ / Контроль Стратегия / Планирование / Учет / Анализ / Контроль Технологии / Исследования / Проектирование / Развитие продукта Технологии / Исследования / Проектирование / Развитие продукта Управление финансами Управление финансами Информационное и юридическое обслуживание Информационное и юридическое обслуживание Развитие человеческих ресурсов Развитие человеческих ресурсов Инфраструктура / Жизнеобеспечение зданий и сооружений / Безопасность / Общественное питание Инфраструктура / Жизнеобеспечение зданий и сооружений / Безопасность / Общественное питание

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Цепочка добавленной стоимости в организации Управление другими функциональными областями Инфраструктура организации ППР, Коммуникации, Логистика и др. Вспомогательные процессы Закупки Произво дство Продажи Обслужи вание Выход Вход Бизнес-процесс

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) ДЗ-1. Модель правового управления Сформулировать: 1. Теоретико-практические основы модели 2. Цели управления правовым государством 3. Методы управления правовым государством 4. Критерии эффективности управления 5. Привести 1-2 кейса (автор, источник)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) ДЗ-4. Модель культурного управления Сформулировать: 1. Теоретико-практические основы модели 2. Цели управления 3. Методы управления 4. Критерии эффективности управления 5. Привести 1-2 кейса (автор, источник)