Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования
Методы общественного влияния:
Специальные или частные педагогические методы:
Самокоррекция включает в себя:
В работе с подростками следует придерживаться следующих принципов: В работе с подростками следует придерживаться следующих принципов:
Реализация комплекса педагогических условий содействия ресоциализации подростков осуществляется в рамках модели.
задачи и функции
Основным условием позитивной деятельности отделения социальной реабилитации стал правильный выбор приоритетных методов работы
Основным компонентом для компенсации психического состояния является формирование жизненных, социально-психологических навыков (ФЖН): обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей, укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми. На занятиях дети приобретают знания, помогающие самостоятельно мыслить и строить свое поведение.
Ключевой момент педагогической реабилитации – целенаправленное комплексное воздействие на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
Педагогическая реабилитация в отделении направлена на:
От волевых качеств личности зависит многое:
От воспитания воли зависит процесс социальной адаптации подростка в условиях противоречивых воздействий окружающей среды.
Дезадаптированный подросток отличается тем, что постоянно стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и фрустрации; и мы, воспитатели, можем ему помочь выразить свое стремление в положительном направлении..
У подростков, с которыми не проводится реабилитация, могут развиться состояния постоянной тревожности, страховые реакции, чувство неполноценности и др., что нередко приводит к более серьезным расстройствам психики
Современный взгляд специалистов, работающих с детьми
Воспитатель стимулирует себя самовоспитанием, поддерживая на высоком уровне свои знания, умения и навыки, поведение. Тем самым он способствует самосовершенствованию своих воспитанников, так как становится для них авторитетом (что в подростковом возрасте особенно важно).
. «Только личность может формировать личность.» К.Д. Ушинский Известно также, что воспитатель воздействует на своих воспитанников не только своими высказываниями, но и внешним видом, поведением. На воспитанников влияют и способ общения, и тембр голоса, и мимика, и жесты. Большое значение имеет речь воспитателя.
Ораторские навыки воспитателя показывают как положительные, так и отрицательные лингвистические свойства личности. Положительные свойства проявляются в общительности воспитателя когда он демонстрирует избирательное отношение к людям, такт, интеллект. Красноречие – это гармоничное единство мысли и слова, лаконизм языковых средств, убедительность речи. Отрицательным свойством может быть замкнутость воспитателя (когда он не делится своими мыслями и чувствами). Болтливость же воспитателя – неудержимое желание говорить – является демонстрацией поверхности ума, низкого развития волевых качеств, неразборчивости в общении.
При педагогической реабилитации подростков необходимо также учитывать
В ходе педагогической реабилитации несовершеннолетних оцениваются их компенсаторные возможности, требуется длительный срок для преодоления их патологических стереотипов и отношений.
Чрезмерная похвала разжигает амбиции и ведет к неадекватной оценке подростком своих возможностей. Беседы, смена обстановки, доверительные отношения с воспитателем создают уверенность подростков в том, что у них есть свои собственные силы и возможности для преодоления затрудненных приспособительных реакций, неуверенности в себе и т. д..
Известно также: если требования превышают возможности несовершеннолетнего, страдающего психическими расстройствами, это может привести к необратимому ухудшению состояния его здоровья.
В целом педагогическая реабилитация осуществляет методом наблюдения. Первое – это опосредованное наблюдение, анализ (история развития ребенка). Второе – непосредственное наблюдение за поведением и изменениями подростка В целом педагогическая реабилитация осуществляет методом наблюдения. Первое – это опосредованное наблюдение, анализ (история развития ребенка). Второе – непосредственное наблюдение за поведением и изменениями подростка
. В педагогическом реабилитационном процессе применяются также психолого- педагогические методы, помогающие постепенному восстановлению больных подростков, приспособлению их к своему психическому состоянию и изменениям психики; уравновешиванию их со средой, в которой они живут.
.. С учетом того, что у несовершеннолетних возникают нарушения психической активности (снижается концентрация внимания, абстрактное мышление приобретает примитивный, образный вид, словарный запас становится бедным и др.), – реабилитационные мероприятия желательно выстраивать по линии компенсации и психокоррекции внимания, мышления и др.
Педагогическая реабилитация является одним из важнейших средств повышения сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности.
Трудовая деятельность
Коррекция девиантного поведения возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Работа с подростками направлена на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений. Работа с подростками направлена на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений.
Таким образом, все направления педагогической реабилитации взаимосвязаны, взаимозависимы; Направленность на совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.
Спасибо за внимание!