Петр Великий – «чудо» или «чудовище»? Ускорение процессов модернизации, их результаты Профильная группа, 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок истории в 7 классе Ждановой Оксаны Владимировны МБОУ СОШ 4 городского округа Стрежевой Томской области.
Advertisements

Учебное занятие по теме: Петр и его реформы. Учебное занятие по теме: Петр I и его реформы.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД УРОКА Составил: Бердник С. В.. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ.
Эпоха Петра Великого «Хозяин – чернорабочий, самоучка, царь, мастеровой» В.О.Ключевский.
Эпоха петровских преобразований Учитель истории МО СОШ 84 г. Краснодар Пономарева Е.В.
Реформы Петра I Подготовила Александрова Н.А. учитель истории МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2»
Реформы Петра 1. Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля Эпоха Петра.
Государственные реформы Петра I. Реформы центрального управления Коллегии ( гг) Военная коллегияЮстиц-коллегия Адмиралтейств- коллегия Коммерц-
Реформы Петра I. РеформаСодержаниеЗначение Центрального управления 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во.
Реформы Петра Великого. 1.Реформа центрального управления 1718 –1720гг. – введение 11 коллегий 1711 г. - создание Правительствующего Сената Законодательные,
История России План урока 1.Реформа госаппарата. 2.Прохождение службы. 3.Территориальное устройство. 4.Церковная реформа. 5.Новая.
Государственные реформы Петра I Цель урока: Как изменилось управление страной во время царствования Петра I? Тема урока:
Государственные реформы Петра I Подготовила учитель истории МОУ СОШ 15 г. Балашова Соловова К.В.
Реформы государственного управления при Петре І Реформы государственного управления при Петре І Автор – Худобец Александр.
Правление Петра I Необходимость преобразований. Основные реформы Соколова Ю.Е. ГОУ СОШ 1320.
Реформы Петра I Соколова Ю.Е. ГОУ СОШ Задание на урок Чем по вашему мнению была вызвана необходимость реформ в России? Чем по вашему мнению была.
Цели и задачи: 1. Познакомиться с преобразованиями в России I четверти 18 века. 2. Продемонстрировать технику логического мышления, умение делать выводы,
Преобразования Петра I 1682 – План 1.Учеба у Запада. 2.Развитие образование. 3.Новые правительственные учреждения. 4.Фискалы и прокуратура. 5.Областное.
Россия в XYIII веке Эпоха петровских преобразований Учебная демонстрация Презентацию подготовила учитель истории Карталинский район МОУ Полтавская СОШ.
Россия в XVIII веке Эпоха Петра Великого.. Цели: Актуализировать материал; Углубить представления учеников о реформах Петра, комплексе причин, их вызвавших,
Транксрипт:

Петр Великий – «чудо» или «чудовище»? Ускорение процессов модернизации, их результаты Профильная группа, 10 класс

План Модернизация по-петровски: реформы, их результаты Рождение империи Роль Петра в истории

? Что такое модернизация? Был ли Петр инициатором реформ и модернизации в России начала XVIII в. или этот процесс начался раньше?

Этапы модернизации в ХVIII веке 1. Петр I - берем все и быстро 2. Середина ХVIII в. - европеизация образа жизни 3. Конец ХVIII в. - европеизация мышления, образа мыслей, идей

Преобразования в России при Петре Причины Социально- экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости Цели Обретение Россией статуса одной из ведущих мировых держав Изыскать ресурсы для победы в Северной войне

Преобразования в России при Петре I Особенности преобразований в России Проводились по европейском у образцу (Швеция) Отсутствие системы в проведении реформ Охватили все сферы деятельности и жизни общества Проходили на базе государственной системы крепостного права Зависимость внутренней политики от внешней Жесткий курс и быстрый темп реформ

? Что Петр взял у Запада ?Что отверг ? табак камзол политес ассамблея газета 12 коллегий готовую структуру управления государством современное производство литературу табак камзол политес ассамблея газета 12 коллегий готовую структуру управления государством современное производство литературу парламент частная собственность отсутствие крепостного права независимость церковной и светской власти парламент частная собственность отсутствие крепостного права независимость церковной и светской власти ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ Цивилизационное ядро или оболочка?

Великий Петр был первый большевик, Замысливший Россию перебросить, Склонениям и нравам вопреки, За сотни лет, к ее грядущим далям. М. Волошин Вывод: Пётр явился родоначальником весьма эффективной «командно – административной» системы авторитарного управления. Поэтому он - «первый русский большевик» Самодержец считал, что при помощи государственного террора и насилия можно, нужно и должно ускоренно модернизировать российское общество, иначе оно станет лёгкой добычей хитрых и коварных соседей

? Какие сферы общественной жизни России в наибольшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления

Российская экономика при Петре I Цели экономических преобразований Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости Развитие внутренней и внешней торговли России

Российская экономика при Петре I Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию с 1721 г. принудительного труда крепостных и посессионных (приписанных)крестьян на мануфактурах и заводах Русская буржуазия была полностью зависима от государства, не боролась за ограничение монархии и уничтожения сословных барьеров

Российская экономика при Петре I Особенности государственных мануфактур Обеспечение сбыта продукции (государство-заказчик) Использование принудительной и дешевой рабочей силы (труд крепостных) Отсутствие естественной конкуренции Незаинтересован ность в техническом росте Консервация феодально- крепостнических порядков

Российская экономика при Петре I Основа экономической политики –концепция меркантилизма: Активный торговый баланс (экспорт должен превышать импорт) Накопление денег в казне Протекционизм – покровительство отечественной промышленности, высокие таможенные пошлины (таможенный тариф 1724 г.)

Податная реформа 1724 г. Единая подушная подать (74 коп. с помещичьего крестьянина; 1 руб. 14 коп. с посадского человека или государственного крестьянина) Раньше: Государство Крестьяне Помещики Теперь: Крестьяне Помещики

Результаты экономических реформ Построено свыше 200 мануфактур Впервые строятся бумажные, цементные, пороховые заводы, шпалерная фабрика, выпускавшая обои Центр металлургической и металлообрабатывающей промышленности перемещается на Урал В конце петровского царствования Россия не только прекращает импорт металла, но впервые начинает его экспортировать: к середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по объему выплавки металла (после Швеции). Высококачественное русское железо, медь, парусина, канаты, строевой лес, хлеб экспортировались в Англию

Результаты экономических реформ Производство осуществляется не на рынок, а на государственный заказ На мануфактурах используется не наемный труд, труд приписных крестьян (государственные, дворцовые крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним)

Реформы государственного аппарата управления при Петре I 1721 г. – по решению Сената царь получил титул – Император Всероссийский Реформы привели к установлению в России абсолютной монархии. Власть царя никем и ничем не ограничена «Птенцы гнезда Петрова»: А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Б.П. Шереметев

Реформы государственного аппарата управления при Петре I Император Обер- прокурор Синод 1721 Сенат коллегий 1718 Губернии с губернатора ми Провинции с воеводами Уезды с воеводами Генерал- прокурор 1722 («око государево») Иностранная Военная Адмиралтейская Штатс (госрасходы) Ревизион Коммерц (торговля) Берг Мануфактур Камер (сбор гос доходов) Вотчинная Юстиц Главный магистрат (система городского управления)

1711 г. ЗАСЕДАНИЕ СЕНАТА ПРИ ПЕТРЕ I

ЗДАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ

Реформа местного управления при Петре В 1708 г. – 8 губерний Во главе – губернаторы Губернии провинции дистрикты (уезды)

Церковная реформа 1700 г. – запрет выбора нового патриарха, после смерти Адриана 1701 г. – Монастырский приказ 1721 г. – Духовный регламент и Синод => церковь полностью подчинена государству Отмена тайны исповеди Преследование раскольников

Социальная политика Дворянская служба не привилегия, а обязанность 1714 г. – указ о майорате (единонаследии) Уравнение в правах владельцев поместий и вотчин (=> дворяне) Холопы платят подушную подать, не могут выйти на свободу после смерти хозяина, приравнены к крепостным крестьянам Меры против «вольных и гулящих»: перепись населения в 1718 г., введение паспортов (1719 г. – «проезжие грамоты»), прикрепление к тяглу, в т.ч. посадского населения 1722 г. – Табель о рангах

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ ГРАЖДАНСИЕ ЧИНЫВОЕННЫЕ ЧИНЫМОРСКИЕ ЧИНЫ 1Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал 2 Действительный тайный советник Генерал от кавалерии Генерал от инфантерии Генерал от артиллерии Адмирал 3Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал 4 Действительный статский советник Обер-прокурор; Герольдмейстер Генерал-майор Контр-адмирал 5Статский советник 6 Коллежский советник; Военный советник Полковник Капитан первого ранга 7Надворный советник Подполковник Капитан второго ранга 8Коллежский асессор Капитан и ротмистр 9Титулярный советник Штабс-капитан и штабс- ротмистр Лейтенант 10Коллежский секретарь ПоручикМичман 11Корабельный секретарь 12Губернский секретарь Подпоручик и корнет 13 Провинциальный секретарь Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор Прапорщик 14Коллежский регистратор

Реформы в области культуры Служение государству требует знания компетентность Раскол общества:

Реформы в области культуры Упор в системе образования на естественнонаучные и технические предметы Замена церковнославянского шрифта более простым светским Типографии Заложены основы развития русской науки, в 1725 г. создана Академия наук 1719 г. – Кунсткамера (первый музей) С 1 января 1700 г. – новое летоисчисление (не от сотворения мира, а от рождества Христова) Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, ассамблеи)

Реформы в области культуры Н. М. Языков О! проклят будь, кто потревожит Великолепье старины, Кто на нее печать наложит Мимоходящей новизны! Н.П. Огарев Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная! ? Представителями какой идеологии и каких течений были авторы этих произведений?

Последствия и значение преобразований Петра I Превращение России в империю. Рост авторитета в мире Становление абсолютной монархии государству Подчинение церкви государству Активное вмешательство государства в социально- экономические отношения Подавление личности государством Ускорение темпов социально- экономического и культурного развития Консервация феодально- крепостнических отношений – единодержавие Петра I 1703 – основание Петербурга

Выводы Петр Великий одним из первых поставил перед Россией задачу догоняющего развития Заимствуя передовой опыт Европы, Петр I стремился дать ответ на вызов Запада выборочное заимствование, главным образом для военных целей, технических и организационных достижений более развитых стран в обмен на сырье и сырьевые продукты Одновременное ужесточение эксплуатации собственного народа традиционными, добуржуазными методами Растущая централизация и бюрократизация управления

Выводы Петровские преобразования остались незавершенными. Главные реформы происходили в последние годы правления Петра, шли по нарастающей, маховик набирал обороты. Но нужна была коррекция реформ. Однако умирает Петр, и проблемы остаются: государственный аппарат, созданный под харизму Петра, теперь теряет лидера представление о личности формирует новое представление о сфере деятельности. Можно заниматься политикой. У элиты новое поле деятельности груз государственного аппарата непосилен для народа (налоги). Что делать с огромной, созданной для войны армией, флотом? Государственные реформы оказались избыточными. После смерти Петра возникла тоска по прежним формам государственного управления (Боярская дума - Верховный Тайный совет - Государственный совет 1810 г.). Их объединяет одна идея: сидение царя с боярами.

Что от времени и дел Петра дошло да нас? мощное государство имперская политика вывоз сырья ВПК сильная бюрократия

Задания Согласились бы вы с выводом, что реформы Петра были вынужденными войной остались незавершенными, т.к. у государства не было сил менять общество целиком

Оценки Петра Великого «творец истории» («Петр - создатель великой России из «ничего», «Петр превратил русский народ в нацию», «Петр подобен Богу», «Петр создал тело России, Екатерина одухотворила его», «Петр вдохнул душу в Россию») «спаситель Отечества» («Петр - спаситель России от разложения», «спас Россию от тупиковых путей развития», «спаситель России от иностранного порабощения», «Петр - хирург, спасший Россию от смертельной внутренней болезни»)

«просветитель-универсалист» («просветитель по инстинкту», «один из самых самобытных гениев», «просветитель по исторической необходимости», «Петр привел к власти новый образованный слой», «русский народ виноват, что не сумел использовать просветительские усилия Петра») «наследник московского царства» («имел достойных предшественников», «легитимный царь», «сохранил московские традиции», «довел до крайности московские традиции», «воспринял худшие нравы московских царей»)

«антипатриот» («ненавистник и разрушитель всего русского», «унизил национальный дух русского народа», «Петровская дубинка - нерусского происхождения», «агент Запада в Москве», «лидер наемников и предателей», «сломал национальную традицию русской монархии») «псевдореформатор» («подражатель», «насильственные преобразования Петра прервали и деформировали естественный ход просвещения страны», «привел Россию в Европу, но привел рабой», «реформы Петра - отказ от внутреннего развития в пользу внешнего, экстенсивного», «реформы Петра затронули быт верхов, но не народа», «новации Петра ограничивались столицей», «бестолковый руководитель», «петровские новшества - лишь самообольщение и маскарад»)

«религиозный отступник» («антихрист», язычник в облике христианина, «русский леший», «дитя русского раскола», «источник подлинного русского раскола», «человек Реформации», «разрушил «симфонию властей» православной России») «человек крайностей» («гениальный сумасшедший», «баба», «ребенок- деспот», «охотник», «развратник и хулиган», «обуреваем фобиями», «обуян роковой страстью «изведать все до пределов», «пороки Петра уравновешены его добродетелями»)

«нетрадиционный самодержец» («образованный государь», «не «божество на троне», а «простой смертный», «смесь монарха с вождем», «царь по происхождению и вождь по личной доблести», «работник на троне», «царь-мастеровой», «мститель за поруганную честь славянина», «слуга Отечества», «мудрый государь», «медный всадник», «самовластный помещик», «царь с отсебятиной», «Петр - смешение патриарха булатного и патриарха духовного», «создатель абсолютизма», «создатель агрессивного полицейского государства», «инициатор геополитического противостояния России и Европы»), «Тиран-поработитель», «раб собственной власти», «правитель без правил», «революционер на троне», « «предшественник народовольцев», «тоталитарист», «первый большевик», «предшественник Ленина», «предшественник Сталина»

И это все о нем… «Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале 18 века, так было ли Петру от чего ее спасать?» «Мог ли Петр I быть спасителем России, если был труслив и бездарен как военачальник? Это проявилось в 1689 году, когда он бежит из Преображенского. Петр бросил свою армию под Нарвой в 1700 году. Война с Турцией 1711 года – венец полководческой безграмотности Петра». «Преобразования Петра – это миф, все уже было сделано в России до него». «Император вообще ничем не руководил, а только суетился». Иван Лукьянович Солоневич (1891–1953)

Кто же Петр? Спор о Петре I - спор о судьбе русского народа: если народ - варвар, Петр - цивилизатор (и его методы оправданы). Если народ - не варвар, то варвар Петр «Человек среди варваров»? «Варвар среди людей»? «Суперзверь среди зверей»? «Чудо или чудовище»?