Вопросы организации деятельности учителя- логопеда в условиях образовательных учреждениях Булавацкая Ирина Вячеславовна Заместитель директора по коррекционно-педагогической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районное методическое объединение учителей-логопедов.
Advertisements

Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
МОУ СОШ 2 г. Буй. Логопедический пункт (кабинет) – подразделение образовательного учреждения, создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА.
L/O/G/O Беляева Наталья Ивановна Учитель-логопед МАДОУ «Сказка» Организация коррекционной работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Методист лаборатории развития инклюзивных.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Ц ЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЛОГОПУНКТА Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Организация работы дошкольного логопункта. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Коррекционно – развивающая работа учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. Учитель – логопед Херувимова Я.Н.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
Организация работы учителя – логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Транксрипт:

Вопросы организации деятельности учителя- логопеда в условиях образовательных учреждениях Булавацкая Ирина Вячеславовна Заместитель директора по коррекционно-педагогической работе 2010 год Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края

Цель – оказание действенной помощи учителю логопеду в организации работы, повышение его профессиональной компетенции. Вопросы организации деятельности учителя-логопеда в условиях образовательных учреждениях

Нормативно – правовая база деятельности специалиста сопровождения (учителя – логопеда) Международные правовые акты 1. Организация Объединенных Наций. Конвенция о правах ребенка, принята ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. 2. Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от г.) 3. Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от г.) Конституция РФ от г.

Нормативно – правовая база деятельности специалиста сопровождения (учителя – логопеда) Законы Закон Российской Федерации «Об образовании» от г (в ред. Федерального закона от г. 17-ФЗ); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от г. 124 – ФЗ (с изменениями). Закон РФ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от г. 181-ФЗ (с изменениями). Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от г (с изменениями). Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Приложение к приказу Минобразования РФ от г. 393; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с г. 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на г.); Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от г. 666); Временные (примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (Приложение к приказу Министерства образования РФ от ); Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от , от /19-15 и от /34-16; Инструктивное письмо Министерства образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Письмо министерства образования РФ от г. 27/901-6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении; Письмо Минобразования РФ от г /16 «Методические рекомендации по психолого – педагогическому сопровождению обучающихся в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

Нормативно – правовая база деятельности специалиста сопровождения (учителя – логопеда) Методическое письмо Минобразования РФ от г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо Министерства образования РФ от г. 29\ «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида»; Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МинО Н России от г ; Постановление Правительства РФ от г. 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). Закон КК «Об образовании» от г. 828-К3 (с изменениями). Закон КК «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от г КЗ. Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. N 69 Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Опубликовано 12 августа 2006 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Логопедический пункт – это структурное подразделение государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Задачи: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Организация деятельности

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учрежде­нии, находящемся в городской местности, при наличии 5-10-х классов пер­вой ступени начального общего образования и 3-8-х классов первой ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского об­щеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобра­зовательного учреждения - не более 20 человек. Организация деятельности

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся с: обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематиче­ское недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, -не менее 2-3 раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее 1-2 раз в неделю; заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Продолжительность группового занятия 40 минут. Организация деятельности

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с наруше­ниями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель- логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой пато­логией и за комплектование групп. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителя) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Организация деятельности

Учитель-логопед: проводит занятия с обучающимися по исправлению различных наруше­ ний устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением; осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обу­ чающимися общеобразовательных программ (особенно по родному язы­ ку); поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопеда­ми и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико- педагогических комиссий; участвует в работе методических объединений учителей-логопедов; представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения развития устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и ре­зультатах обучения в логопедическом пункте по форме. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

ДОГОВОР о проведении диагностики «_____» _______ 20__ г. ___________________________________________________________________ Полное название образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения (в дальнейшем Исполнитель) __________________________________________________________________ ФИО, статус законного представителя несовершеннолетнего: мать, отец, опекун, попечитель либо лицо, действующее на основании доверенности, выданной законным представителем (в дальнейшем Заказчик) заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Исполнитель обязуется провести психолого-педагогическую диагностику ребёнка (Ф.И., возраст)______________________________ проживающего по адресу: ___________________________________________ 2. Заказчик обязан предоставить необходимые документы по требованию специалистов Исполнителя. 3. Исполнитель выдает Заказчику заключение и рекомендации по результатам психолого-педагогической диагностики. Дата: Исполнитель______________________________________________________ подпись (с расшифровкой) Заказчик__________________________________________________________ подпись (с расшифровкой)

Протокол первичного обследования детей с нарушениями речи п/ ФИ ребенка дата рождения (возраст) класс (группа ) успевае мость состояние артикуляцио н-ного аппарата (строение, подвижность ) звуковая сторона речи смысловая сторона речи особенности сформирова нности ВПФ заключе-ние учителя- логопеда звукопроизношение фонематическое восприятие звуко-слоговой анализ и синтез лексический запас грамматический строй сформированность связной речи Примечание: документ заверяется учителем-логопедом и тремя подписями членов психолого-медико-педагогичского консилиума образовательного учреждения или другими специалистами учреждения, директором, круглой печатью. Дата Учитель-логопед:__________________ подпись_____________ расшифровка________________________________ подпись_____________ расшифровка________________________________ Директор:____________________ М.П. полное название образовательного учреждения (2010 – 2011 учебный год) 2010 – 2011 учебный год

Список детей с нарушением речи п/Ф.И. ребенкадата рождения (возраст) класс (группа) заключение учителя- логопеда примечание полное название образовательного учреждения Примечание: Список составляется на основании протокола первичного обследования. Заверяется директором образовательного учреждения, подпись, круглая печать и учителем-логопедом. дата_______подписи: _______________ с расшифровкой М.П.

Речевая карта 1.Фамилия, имя, дата рождения, возраст _____________________________________ 2. Образовательное учреждение, класс/ группа _________________________________ 3. Домашний адрес, телефон _______________________________________________ 4. Дата зачисления в логопедический пункт ___________________________________ ________________________________________________________________________ 5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования)____________________ ________________________________________________________________________ 6. Жалобы родителей (законных представителей)______________________________ ________________________________________________________________________ 7. Заключение ПМПК/ПМПк ________________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. Состояние слуха _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития ___________ ________________________________________________________________________ 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)______________ ________________________________________________________________________

Речевая карта 11. Общая характеристика речи (понимание обращенной речи, запись беседы, самостоятельных связных высказываний):__________________________________ _________________________________________________________________________ а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести приме­ры)________________________________ _________________________________________________________________________ б) грамматический строй: типы употребляемых выражений, нали­чие аграмматизмов (привести примеры)_____________________________________________________ _________________________________________________________________________ в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсут­ствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи _________________________________________ ________________________________________________________________________ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового соста­ва слов__________________________________________________________________ 13. Письмо: успеваемость по письму, наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучаю­щихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (пись­менные работы прилагаются к речевой карте) ____________________________ _______________________________________________________________________

Речевая карта 14.Чтение: успеваемость по чтению, уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 15. Проявление заикания: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усу­губляющие его проявление (ответы у доски)_______________________________________________ в) особенности общего и речевого поведения (организованность, об­щительность, замкнутость, импульсивность)______________________________________________ г) адаптация к условиям общения ______________________________________________ 16. Краткая характеристика ребёнка (заключение) учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работо­способность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи) ___________________________________________________________________________ 17. Заключение педагога-психолога ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ 18. Социальный статус ребёнка (семьи) / заключение социального педагога__ ___________________________________________________________________________

Речевая карта 19. Заключение учителя-логопеда __________________________________________ _______________________________________________________________________ 20. Рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка_____________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 21. План работы учителя-логопеда по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка _______________________________________________ _______________________________________________________________________ 22. Результаты коррекции речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта)________________________________ _______________________________________________________________________ Динамика речевого развития ребёнка (индивидуальный речевой профиль график).

СОГЛАШЕНИЕ Я (Ф.И.О.),_____________________________________________________ родитель (законный представитель) согласен на занятия учителя-логопеда с моим ребенком (Ф.И.) ____________________________________________________________, по следующему графику:_________________________________________ ______________________________________________________________ с__________________________ по_________________________________ Дата ____________ Подпись: ________________________ (с расшифровкой)

Бланк отказа ОТКАЗ Я,______________________________________________________ отказываюсь от зачисления своего ребёнка___________________ ________________________________________________________ На логопункт ГОУ д\с __________и проведения коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом в связи с ________________________________________________________________ ____________________________________________. С речевым заключением ребёнка ознакомлен__. Рекомендации от учителя- логопеда получены, о последствиях предупреждён__. Претензий к логопункту ГОУ д\с ___ не имею. «___»_____________20___г. Подпись родителя (законного представителя):_______________________ /с расшифровкой

Наш адрес: , г. Краснодар, ул. Московская, 65, детский городок «Сказка», детский городок «Сказка», ГОУ « Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края Тел.: (861) Факс: (861)