© Лебедева Евгения Игоревна, учитель 1 категории МКОУ Новлянской ООШ для учащихся 5-6 классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отгадай кроссворд: Кто в каждый встречный цветок Свой опускает хоботок, А после – в улей Мчится пулей, И что-то прячет в уголок?
Advertisements

Проект по русскому языку для 5 класса. Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. А.Франс.
Лес и человек. Цели урока: 1.Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека. 1.Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека. 2. Развивать внимание, память,
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Загадки о животных и явлениях природы Автор: Ильенко Е.Н. – учитель начальных классов МОУ СОШ40 г.Владикавказ 2011 год.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Лесные домики Если хотите побывать в гостях у лесных жителей, то отгадайте эти загадки!
Лесная зона. Типы леса. Смешенный лесХвойный лесЛиственный лес.
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Образ лисы в русских народных сказках. Отгадайте загадку: Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами.
Проект « Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках » Авторы : ученики 1 « б » класса и классный руководитель Кораблёва Елена Александровна.
Тема урока: Повторение изученного во 2 классе.. Подготовила учитель начальных классов Рузаевской средней школы: Розе Наталья Владимировна.
Обучающее сочинение-рассуждение. За худые … слетит и голова. Доброе … и кошке приятно. Живое … дороже мёртвой буквы. Если ты человек, победи меня … От.
Срезовая контрольная работа за 1 полугодие. 1.Выпишите словосочетания, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении: Вершина горы, волчий.
Интегрированный урок русского языка и литературы.
Склонение имен существительных (падежи). Задание 1 Вставь название падежей и вопросы к ним ПадежиВопросы Именительный падежКто? Что? Родительный падежКого?
Лексика (5 – 6 класс) Прощай, Лексика! Результат налицо Знатоки, к барьеру! В гостях у словарей Узнай словарь Мы не прощаемся с тобой, Лексика!
1 Русский язык Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» УМК «Школа России» Русский язык, 3класс.
Транксрипт:

© Лебедева Евгения Игоревна, учитель 1 категории МКОУ Новлянской ООШ для учащихся 5-6 классов

Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «По дорогам и тропам языка». Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении? Определите тему и основную мысль текста. Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире. Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу. Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь означает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях». Объясните знаки препинания в предложении в прямой речью.

Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова основная мысль текста? Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Подберите синонимы к словам понятный, обычный, туманный.

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая Рыленкова. Определите тему и основную мысль текста. Какое слово можно назвать «добрым»? На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Но слова правдивого остерегаться – Не то же ль, что собственной тени бояться? Я истины эти – знаю измлада, А думать над ними – всю жизнь мне надо. 1. Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина. 2. Подготовьте сообщение на тему «Слово – это поступок».

Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой. Объясните смысл названия. Будьте добры! Сколько просьб начинается с «будьте добры»! -Скажите, который час? -Простите, глаза у меня стары… -Придите, беда у нас! -Будьте добры, Очень спешу… Вас я, друзья, ни о чем не прошу. Просто – Будьте добры. 1.Объясните, пользуясь словарем, значение слов просьба, беда. 2. Выпишите предложение с обращением, объясните знаки препинания. 3. Составьте диалоги, используя будьте добры и другие вежливые слова на одну из тем: «В музее», «В библиотеке», «В магазине», «На экскурсии».

Запишите отрывки из стихотворения Н.Матвеевой «Было тихо…». В каких значениях употребляются в нем многозначные слова земля, стол? Было тихо, очень тихо, - Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моем столе… Было тихо, очень тихо, - Тихий час теней… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал, Бык ревел, И две собаки Дружно вторили во мраке Ржанию коней.

1. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора? 2. Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно. 3. Докажите, что слово тихий является многозначным. Составьте и запишите несколько словосочетаний (или предложений) с этим словом, употребляющимся в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы. 4. Выпишите з текста глаголы, которые своим звучанием помогают нам представить звуки, издаваемые животными, предметами. Почему в этом стихотворении так много таких слов? 5. Выпишите из текста существительные, входящие в тематическую группу «Животные». Составьте кроссворд на эту тему, включив в него слова из стихотворения и другие слова на эту тему.

Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что указывает название текста: на тему или основную мысль? Слова, слова, слова. Всему название дано – И зверю, и предмету. Веще вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое незнакомо… Язык – и стар и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!

1. Как вы понимаете слова «Язык – стар и вечно нов!» Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами. 2. Перечитайте третье четверостишие. К каким словарям вы обращаетесь, чтобы узнать значение незнакомых слов? Какие словари вам известны? Подготовьте сообщение на тему «Словари – наши друзья и помощники». 3. Подберите синонимы к словам старый, новый, вечно, полным-полно, огромный, ежечасно, давно. 4. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Что достигается благодаря их употреблению?

Отгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда» Если знаешь зверей, назови их скорей. Эта рыжая плутовка И коварна и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора И мышами поживиться Любит шустрая….. Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он, Видно, жёлуди искал. Не спугнул и мой Полкан. Очень грозен был…….. Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матёрый…..

Если знаешь зверей, назови их скорей. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это…..

1. Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу. 2. Прочитайте словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом словаре. Каково переносное значение этого многозначного слова? Какого человека (в разговорной речи) называют лисой. 3. Какую стилистическую помету имеет в словаре слово шустрый?

Используемые источники. 1.Т.М.Пахнова. Работа с текстом при изучении и повторении лексики./ ж.Русский язык в школе, Заставки, картинки: ucoz.ru /publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/ http://by-anna. ucoz.ru /publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/