Система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. В 1999 году В.А. Горский определил УМК как концептуальную модель структуры, содержания, способов и результатов педагогического процесса. Система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. В 1999 году В.А. Горский определил УМК как концептуальную модель структуры, содержания, способов и результатов педагогического процесса.
совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины. одно из средств, позволяющих достичь необходимого качества обучения, рационально организовывать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями в содержании образования и методике преподавания в школе. новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, отражающий все три составляющие ресурсного обеспечения школы: технический, кадровый и учебно-методический ресурс нового поколения в условиях информатизации образования. совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины. одно из средств, позволяющих достичь необходимого качества обучения, рационально организовывать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями в содержании образования и методике преподавания в школе. новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, отражающий все три составляющие ресурсного обеспечения школы: технический, кадровый и учебно-методический ресурс нового поколения в условиях информатизации образования.
Основная цель создания УМК Предоставить учащемуся полный комплект учебно- методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. Предоставить учащемуся полный комплект учебно- методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.
Задачи учителя: (помимо непосредственного обучения учащихся) 1. Текущая и итоговая оценка знаний. 2. Мотивация к самостоятельной работе.
УМК выполняет 3 основные функции (в соответствии с функциями образования). Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций. Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п. Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования. Общая модель УМК, предложенная В.А. Горским: 1. Образовательная программа. 2. Календарный план по форме: Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций. Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п. Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования. Общая модель УМК, предложенная В.А. Горским: 1. Образовательная программа. 2. Календарный план по форме:
Общая модель УМК, предложенная В.А. Горским: 1. Образовательная программа. 2. Календарный план по форме.
Основные качества УМК Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с возможностью сетевой методической поддержки. Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета. Доступность УМК школе любой технической комплектации и для работы учителя с ним (адаптируемость и навигационная характеристика).
УМК - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. УМК обеспечивает условия для реализации принципов личностно- ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Содержание УМК: 1. Предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. 2.Создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. 3. Предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. 4. Обладает сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности. 5. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. УМК - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. УМК обеспечивает условия для реализации принципов личностно- ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Содержание УМК: 1. Предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. 2.Создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. 3. Предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. 4. Обладает сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности. 5. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
Предлагается УМК структурировать по трем сегментам: 1. учебный, 2.учебно-практический и 3. учебно-методический, что отражает основное требование образовательного стандарта – компетентностный подход и баланс теории и практики с учетом приоритета деятельностного обучения. Предлагается УМК структурировать по трем сегментам: 1. учебный, 2.учебно-практический и 3. учебно-методический, что отражает основное требование образовательного стандарта – компетентностный подход и баланс теории и практики с учетом приоритета деятельностного обучения.
Выбор учебника Выбор учебника является одним из условий успешного обучения предмету, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год» (
Нормативное и педагогическое основание УМК Государственный образовательный стандарт является основанием для обучения по любому предмету. Он содержит минимум содержания по предмету, требования к учащимся, примерную программу обучения. На их основе построены аттестационные КИМ (контрольно- измерительные материалы) - ЕГЭ по предмету или вопросы к билетам. В связи с этим следует отметить несколько важных позиций в стандарте: 1. Компетентностные требования к учащимся (уметь применять на практике), что влечет развитие практической составляющей в обучении предмету и реализации в УМК большого разнообразия практических заданий с широким выбором учителя и ученика. 2. Четко определенные знаниевые компоненты в стандарте, обеспечивающие его научно обоснованный терминологический ряд: понятия, аксиомы, теоремы, законы, закономерности, хрестоматийные опыты, научные факты и работы ученых, доказывающие/демонстрирующие/подтверждающие правоту понятий, законов, закономерностей. Их отражение в требованиях накладывает четкие инвариантные рамки на содержание учебника. 3. Четко определенный функциональный ряд деятельностного окружения изучения предмета на научной основе: наблюдение, расчет, объяснение/доказательство/ обоснование, опыт, экспериментальное исследование, анализ способов использования в жизни. Это требует их обязательного отражения в практической составляющей изучения предмета независимо от уровня оснащенности школы. Требуется предусмотреть различный инструментарий для реализации всех перечисленных методов познания. 4. В каждом предметном разделе стандарта отражена необходимость использовать информационные технологии как инструмент познавательной деятельности учащихся: поиск информации в электронных архивах и ее анализ, работа с электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. Таким образом, информационные технологии выступают как инструмент межпредметного объединения в учебной деятельности детей, что необходимо учитывать в реализации УМК.
Нормативное основание УМК Нормативным основанием УМК является БУП, отражающий структурное соединение минимума содержания, требований к учащимся с примерной программой по курсу (в которой указаны примерные практические работы учащихся, и часы на каждый раздел обучения). В результате все разделы содержания и требования к учащимся должны быть охвачены, выдержан баланс теории и практики в соответствии с примерной программой обучения. Эта структура становится основой для формирования авторской программы обучения по предмету для конкретной ступени общего образования. Авторская программа является педагогическим основанием УМК, построенная на базе образовательного стандарта и наиболее полно и широко предоставляющего учителю и ученику вариативные разделы, дополняющие, расширяющие и углубляющие УМК с учетом индивидуальных потребностей школы, учителя и ученика в выборе траектории обучения по предмету, но гарантирующие достижения учащимися требований, установленных в образовательном стандарте.
Для повышения эффективности преподавания предмета средствами учебно-методического комплекта уже сегодня необходимо: Осваивать содержания новых УМК; Применять новые технологии преподавания; Разрабатывать новые варианты тематического и поурочного планирования; Рекомендуется разумно и творчески сочетать учебную литературу; Учитывать профиль и количество часов, отводимых на преподавание предмета.