«Система работы по подготовке к ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Чекушкиной Т.И. (презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕГЭ.
Advertisements

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Результаты репетиционного ГИА-9 по русскому языку в новой форме г. Красноуфимск 2012г.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в Магдагачинском районе При анализе использованы аналитические и статистические материалы.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Транксрипт:

«Система работы по подготовке к ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Чекушкиной Т.И. (презентация на РМО учителей русского языка и литературы,ноябрь 2009 год)

ДЛЯ МЕТОДИКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АКТУАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ: – ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ; – НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; – СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ; – УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ Мониторинг успеваемости и качества Индивидуальные консультации для учащихся Дополнительные занятия Разработка памятки для учащихся Использование дифференцированного подхода при проведении уроков Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ Информирование учащихся и родителей о ресурсах интернета Практикум по заполнению бланков ответа

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДИСКИ КМ ШКОЛА, ДЕМОВЕРСИИ Лингвистический анализ текста ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ МИНИ-ЛЕКЦИИ (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ) ТРЕНИРОВОЧНО- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ Творческая лаборатория (заданиеС) Семинары- практикумы (темы выбирают уч-ся)

Правописание о – е после шипящих в разных частях речи А Л Г О Р И Т М Проверить, указано ли данное слово в примечаниях (является ли заимствованным) ДА Написание запомнить НЕТ Определить, к какой части речи относится слово Глагол, причастие, отглагольное существительное, отглагольное прилагательное Написать е (ё) Существительное, прилагательное, наречие Определить, в какой части слова находится гласный В корне Проверить наличие чередования о – е в родственных словах ДА Написать Е (Ё) НЕТ Написать О В суффиксе или окончании Проверить наличие ударения на е, ё, о ДА Написать О НЕТ Написать Е

Орфоэпический диктант Брала,занять,заняв,прибыл,прибыла Брала,занять,заняв,прибыл,прибылавеселы,горьки,ломоть,алфавит,торты, кремень,квартал,корысть,жалюзи,звонит, кремень,квартал,корысть,жалюзи,звонит,договор,искра,кухонный,крапива, обеспечение, факсимиле

Из предложений выпишите словосочетания со связью : согласование, управление примыкание. 1. Небо, которое над городом было черно и всё-таки отделялось от его слабо освещённых улиц, совершенно слилось здесь с землёю, и нас окружил мрак. 1. Небо, которое над городом было черно и всё-таки отделялось от его слабо освещённых улиц, совершенно слилось здесь с землёю, и нас окружил мрак. 2. Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик возницы. 2. Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик возницы.

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 1)[- = ] - [неожиданный результат, быстрая смена событий] (Сыр выпал – с ним была плутовка такова) (Сыр выпал – с ним была плутовка такова) А,НО А,НО 2) [- =] – [резкое противопоставление] (Мне предложили остаться в институте – я попросил направить меня на производство) Поэтому, так что 3) [- =] - [ следствие, вывод] (Применим новую методику – повысим эффективность) Когда 4) [- =] – [время] (Занавес поднялся – зрители успокоились) Если 5) [- = ] – [ условие ] (Будет солнце – пойдём гулять) (Будет солнце – пойдём гулять) Словно, будто 6) [- = ] – [сравнение ] (Молвит слово – соловей поёт) ЭТО 7) [- = ] – [присоединительное предложение ] (Вечерняя заря всегда была ярко-красного цвета – это дурной знак: будет ветер)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1)[- =] :[-=] (Никогда ещё он не видел такой осени : ни ветерка, ни облачка на небе.) что что 2) [-=] :[-=] (Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант) и увидел, что и увидел, что и услышал, что и услышал, что 3) [-=]-[-=] (Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.) так как так как потому что потому что 4) [-=]-[-=] (Я не знал куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака)

Консенсус, кворум, инцидент, препона, прецедент, приоритет то, что преграждает путь Происшествие, недоразумение, столкновение Главенствующее значение чего-либо Общее согласие по какому-либо вопросу Число членов собрания, достаточное для признания собрания правомочным Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода.

Считаю важным: На каждом уроке вести обязательную работу со значением слова с использованием толкового словаря давать в рамках словарного диктанта слова, имеющие несколько значений и требующие специального пояснения. Освежить в памяти учащихся знания об основных типах речи, сконцентрировав их внимание на смешанном типе. Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи, дав представление об основных признаках каждого стиля.

Научить ученика находить средства создания выразительности текста. Выпускник должен иметь представление: а) об основных языковых средствах художественной изобразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение); б) наиболее распространенных фигурах речи (анафора, антитеза, оксюморон, параллелизм, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.).

1. Черноглазую девицу, 2. Пришёл, увидел, победил черногривого коня 3. Отдаю тебе ноту, песню, симфонию 4. Горькая радость 5. Славная женщина. Строгая 4. Горькая радость 5. Славная женщина. Строгая 6. Как не любить свою отчизну? 7. Мы дружны были очень. 6. Как не любить свою отчизну? 7. Мы дружны были очень. 8. Мужичонка на вид ростом с вершок. 8. Мужичонка на вид ростом с вершок. 9. что взмах- то готова копна. 9. что взмах- то готова копна. 10. Туманный Альбион 10. Туманный Альбион 11. Кровавый рассвет 11. Кровавый рассвет

Способы передачи чужой речи 1. Предложения с прямой речью: Миша попросил: «Витя, дай пожалуйста эту книгу» 2. СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу. 3. Простые предложения с дополнением,называющим тему чужой речи:И долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. 4. Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1. Прямая речь после слов автора А: «П». Мальчик сказал: «Я приду сегодня вечером». 2. Прямая речь перед словами автора «П», - а. «Я приду сегодня вечером», - сказал мальчик. 3. Прямая речь прерывается словами автора «П, -а, -п». «Плыви вперёд, - сказал он, - я за тобой ». «П, - а. – П». «Я приду завтра вечером, - сказал он. – Принесу тебе книгу». 4. Прямая речь стоит внутри авторских слов. А: «П», - а. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.

Период-это многочленное сложное предложение, интонационно и по смыслу распадающееся на две части, в первой из которых наблюдается повышение тона, а во второй понижение Знаки препинания: Между частями периода обычно ставится тире, реже-запятая. Внутри частей употребление знаков препинания регламентируется правилами

Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединённого созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали её участия, и она невольно отдалась им. Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, - так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку

Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь. [ ], ( хоть ), ( хоть ), и [ ].

ЧАСТЬ С В современной методической литературе широко представлены всевозможные методические пособия, направленные на обучение сочинению как виду экзаменационной работы по языку и литературе. Можно воспользоваться любыми доступными материалами. Наиболее общий план такого сочинения: 1. Назвать тему и основные проблемы произведения. 2. Дать краткое (в одной фразе) изложение содержания. 3. Определить, какова авторская позиция по данной проблеме? 4. Проанализировать форму произведения. 5.. Выразить собственную позицию в вопросах, которые ставит автор (согласие/несогласие). Помните, что важными аспектами сочинения являются: композиционная стройность, богатство речи (словаря и грамматических форм), практическая грамотность (орфографическая и пунктуационная).

Памятка пишущему часть С

ПОМНИ! Сочинение части С: - это текст о тексте; - это текст о тексте; - это сложный речевой жанр, - это сложный речевой жанр, отражающий увлекательный отражающий увлекательный поиск своего видения и поиск своего видения и понимания авторского текста понимания авторского текста (Ладыженская Т.А) (Ладыженская Т.А)

Этапы работы над сочинением I. Интерпретация авторского замысла 1. Внимательно прочитай текст. Определи, как автор передает свою мысль (точно, ясно, эмоционально, интересно адресату или проблемно, наукообразно, объективно, неэмоционально, информативно и т.д.). 1. Внимательно прочитай текст. Определи, как автор передает свою мысль (точно, ясно, эмоционально, интересно адресату или проблемно, наукообразно, объективно, неэмоционально, информативно и т.д.).

Этапы работы над сочинением I. Интерпретация авторского замысла 2. Определи, каково содержание текста (о чём этот текст, что нового или спорного содержит, убеждают ли авторские аргументы, каков вывод?) 2. Определи, каково содержание текста (о чём этот текст, что нового или спорного содержит, убеждают ли авторские аргументы, каков вывод?)

Этапы работы над сочинением I. Интерпретация авторского замысла 3. Композиция текста (как с помощью расположения материала автор привлекает внимание к своей идее: охарактеризуйте вступление (заключение); выделите микротемы, определите темп развития темы). 3. Композиция текста (как с помощью расположения материала автор привлекает внимание к своей идее: охарактеризуйте вступление (заключение); выделите микротемы, определите темп развития темы).

Этапы работы над сочинением I. Интерпретация авторского замысла 4. Какую проблему ставит автор перед читателем и как делает текст проблемным? 4. Какую проблему ставит автор перед читателем и как делает текст проблемным? 5. Каков целостный авторский замысел в твоем понимании и твоей интерпретации? 5. Каков целостный авторский замысел в твоем понимании и твоей интерпретации?

Этапы работы над сочинением II. Формирование замысла сочинения (текста о тексте) 1. Продумай собственную позицию, а именно: согласие или несогласие с основной мыслью исходного текста; 1. Продумай собственную позицию, а именно: согласие или несогласие с основной мыслью исходного текста; 2. Сформулируй собственную цель: ты хочешь передать только информацию или еще и эмоции? 2. Сформулируй собственную цель: ты хочешь передать только информацию или еще и эмоции?

Этапы работы над сочинением II. Формирование замысла сочинения (текста о тексте) 3. Составь логическую схему будущего сочинения, выбери композиционное решение (количество частей). 3. Составь логическую схему будущего сочинения, выбери композиционное решение (количество частей).

Самое трудное – начать сочинение В качестве вступления можно использовать: 1. Вопросно-ответную форму. 2. Цепочку вопросительных предложений. 3. Назывное предложение. 4. Риторический вопрос. 5. Цитату.