Сердцева Т.П., учитель-логопед МОУ МК Развитие мелкой моторики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники.
Advertisements

Пальчиковая гимнастика в детском саду. Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее.
Играем пальчиками Автор: Шагрова Е.В. Учитель начальных классов МОСШ 14 г.Нижневартовск.
Пальчиковая гимнастика в детском саду Подготовила воспитатель МДОУ детский сад с.Большие Липяги Вейделевского района Белгородской области Кондрак Галина.
Пальчиковая гимнастика Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.
Играем пальчиками. Лодка Пароход Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.
Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений Подготовила учитель-логопед УВК Школа-гимназия1 Мишина С.С.
ГОУ Детский сад 313 Тишкина Ирина Витальевна, старший воспитатель Бузина Мария Андреевна, педагог-психолог.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной.
Пальчиковая гимнастика. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая.
«Говорящие пальчики» Воспитатель Зимина Вероника Николаевна.
«Пальчиками играем - речь мы детей развиваем» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В.А. Сухомлинский Автор презентации учитель-логопед:
Семинар-практикум для учителей начальных классов. Тема: «Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом» Форма проведения: семинар-практикум. Цель:
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В.А. Сухомлинский.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Выполняем вместе с ребенком следующие задания.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КНИГИ А.Л.Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»
Московский Городской Педагогический Университет Факультет специальной педагогики Тема: «Пальчиковая гимнастика» Работа студента 4 курса Сухойваненко Е.А.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев». АКТУАЛЬНОСТЬ Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ РЦ СППН «Зеркало» Гармонова А.А. Абрарова Э. Х.
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад 12» Ларионова Н.Н. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного.
Транксрипт:

Сердцева Т.П., учитель-логопед МОУ МК Развитие мелкой моторики

Речь на кончиках пальцев Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук.

Связь развития речи с развитием мелкой моторики У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, поэтому им необходимы специальные игры и упражнения для развития подвижности пальцев. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Поэтому они увлекательны. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для родителей Если пальчики вашего ребенка не готовы к письму, если возникают трудности при работе с ножницами, если плохо развита мелкая моторика, знайте, что Вы можете помочь своему малышу! Начните заниматься дома и очень скоро Вы обнаружите положительные изменения. Занимаясь с ребенком, помните, что занятия должны быть регулярными. Всегда учитывайте настроение ребенка и его желание или нежелание играть в данный момент. Вы знаете своего ребенка лучше всех, поэтому сможете помочь ему справиться с его проблемами! В игре Вы более сблизитесь с ребенком. Игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому они играют с большим удовольствием. Будьте другом и помощником своему ребенку!

Для учителей Умелыми детские пальчики становятся не сразу. Игровые упражнения и разминки в начале урока помогут ребенку уверенно держать карандаш, заплетать косичку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей и лепить из пластилина. Будут развиваться речь и мышление. Во время проведения игр обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание и возможности. Начиная урок с пальчиковой разминки, положительного настроя, дети быстрее адаптируются в новых условиях. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения `Пальчиковой гимнастики` не только дадут им необходимый отдых, но и сделают более подвижными и ловкими.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости Пальчиковая гимнастика. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Занятия с пластилином. Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов. Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов. Вырезание ножницами. Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации. Графические упражнения. Штриховка. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

С чего начать Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Расслабление пальцев и кистей рук Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. "Красим забор" движение кисти руки вверх- вниз, вправо-влево. "Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. "Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. "Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. "Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Давайте попробуем! Попробуйте выполнять упражнения с нами и научите этому своего ребенка. Овладев упражнениями в совершенстве Вы сможете разыгрывать пальчиковые представления, создать теневой театр Фантазия человека безмерна и, возможно, спустя какое – то время Вы сможете многому научить нас! Мы будем очень рады сотрудничеству с Вами. А сейчас давайте начнем.

Упражнение»Домик» Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Упражнение «Очки» Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Упражнение «Ёлка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Упражнение «Филин» Сидит филин на суку И кричит бу - бу - бу - бу. Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Упражнение «Грабли» Листья падают в саду, Я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Упражнение «Колокольчик» Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Упражнение «Корзинка» В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Упражнение «Кошка» А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Упражнение «Жук» Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Упражнение «Гусь» Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Упражнение «Птенчики в гнезде» Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Упражнение «Птичка» Пальчики - головка, Крылышки - ладошка. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Упражнение «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Упражнение «Краб» Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Курочка» Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Упражнение «Лошадка» У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Упражнение «Крокодил» Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста. Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному

Упражнение «Мышка» Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Упражнение «Слон» В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью

Упражнение «Собачка» У собачки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Упражнение «Осы» Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Упражнения «Волк и Лиса». Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Упражнение «Зайка и ушки» Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Упражнение «Зайка и барабан» Зайка взял свой барабан И ударил трам - трам - трам. Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Упражнение «Зайчик в норке» У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Упражнение «Зайка и зеркало» Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Почему это важно? Развитие мелкой моторики способствует: Развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, а точнее стимулирует речевое развитие. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем детям успешно овладеть навыками письма. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Заключение Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.