Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с началом учебного года! Крепкого Вам здоровья, терпения и творческих успехов.
МОУ СОШ 81 Пролетарского района г. Ростова – на - Дону Учитель физики первой категории Полякова Елена Михайловна
Обучение в общеобразовательной школе должно формировать целостную систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Содержание соответствует новым стандартам образования ПРОГРАММА КУРСА ФИЗИКИ 79 классы Курс физики должен знакомить учащихся с физическими явлениями. Курс физики в 79 классах готовит учащихся как к продолжению образования в общеобразовательных и профильных классах старшей школы, так и к обучению в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. В 7 классе изучаются сведения о свете, звуке, теплоте, т. е. то, что воспринимается органами чувств человека, что он видит, слышит и ощущает. Такой подход к структурированию курса физики будет содействовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, предоставит им возможность пользоваться разнообразным физическим оборудованием, приучит их описывать и обобщать результаты наблюдений, используя при этом простые измерительные приборы. Преимущества данной структуры курса физики заключаются в активизации собственного жизненного опыта школьников, в сокращении вы числений, которые в 7 классе вызывают определенные трудности. Ознакомление с разнообразными явлениями, со строением вещества и с наиболее значимыми физическими понятиями упростит обучение школьников научному подходу к изучению природы, которому в настоящее время уделяется повышенное внимание. В 8 классе рассматриваются вопросы электродинамики и атомной физики, а в 9 классе все учебное время посвящено изучению механики. Такая структура курса соответствует возрастным особенностям восприятия школьниками учебного материала. В программу включены отдельные вопросы, выходящие за рамки обязательного минимума содержания, но способствующие развитию интереса к физике. Эти вопросы выделены курсивом и не являются обязательными для преподавания.
Учебник физики должен быть интересен и понятен каждому школьнику - основная идея концепции физического образования, разработанной Н.М.Шахмаевым.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Для подготовки к государственной итоговой аттестации в новой форме рекомендуем использовать следующие пособия
Авторы пособия: М.С. Атаманская, Л.В. Матюшкина, О.Б. Якунина. «Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева Ю.И. Дика и А.В. Бунчука». Структура контрольных работ соответствует новым задачам физического образования, связанным с формированием информационно-коммуникативных, рефлексивных и познавательных компетенций в обучении. Авторы разработали 6 вариантов контрольных работ по каждой теме с ответами Для диагностики знаний учащихся в процессе обучения применяется пособие, разработанное в РО ИПК и ПРО на кафедре математики и естественных дисциплин
«Введение», «Первоначальные сведения о свете», «Первоначальные сведения о звуке», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Физические величины», «Тепловые явления», «Тепловые двигатели». Содержание учебника «Физика – 7» составляют следующие темы:
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть обучающимся средней общеобразовательной школы.
Учебник содержит: - Вопросы и задачи разных типов и уровней сложности - Материал прикладного характера - Лабораторные и практические задания
Данный учебник обладает следующими особенностями:
- в учебнике все иллюстрации четырехцветные и достаточно выразительные
ЭТО ИНТЕРЕСНО Русский писатель и этнограф В. И. Даль в созданном им «Толковом словаре живого великорусского языка» дает краткое и в то же время достаточно точное определение облака: «Облако туман в высоте». А английский поэт П. Шелли посвятил облаку стихотворение, в котором есть такие выразительные строки: Я землей рождено, я водой вспоено, Взращено средь небесной равнины, Отдыхаю в горах, исчезаю в морях; Я меняюсь, но нет мне кончины. В этих строках правильно отражена «физика» красивого и удивительного явления природы.
САМОЕ ВАЖНОЕ В ГЛАВЕ 3 Все вещества делятся на химические элементы и химические соединения. Вещества, которые являются химическими элементами, построены из атомов. Атом это мельчайшая частица вещества, наименьшая часть химического элемента. Из химических элементов образуются химические соединения. Мельчайшей частью химического соединения является молекула. Молекула состоит из двух или нескольких атомов. Молекулы совершают непрерывные беспорядочные движения. Молекулы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может проявляться как в форме притяжения, так и в форме отталкивания их друг от друга. Эти утверждения обосновываются многочисленными наблюдениями и опытами (дробление и растворение вещества, диффузия, броуновское движение, фотографирование с помощью специальных микроскопов). Молекулы очень малы. Если считать их шариками, то диаметр молекул оказывается примерно равным см. Число молекул, содержащихся в том или ином теле, огромно. Например, в воздухе объемом 1 см 3 содержится молекул.
Проверьте себя 1. По рисункам 57 расскажите о том, какие бывают источники света. 2. Во время Великой Отечественной войны партизаны на своих базах посыпали тропинки гнилушками. Для чего они это делали? 3. Писатель П. П. Ершов в сказке «Конек- Горбунок» написал: Огонек горит светлее, Горбунок бежит скорее. Вот уж он перед огнем. Светит поле словно днем; Чудный свет кругом струится, Но не греет, не дымится.
Что такое луч света? Каждый из вас много раз слышал и употреблял выражения «луч света», «световые лучи, лучи Солнца. В физике под термином «луч» понимают линию, вдоль которой распространяется свет. Поскольку в пучке света существует много линий, вдоль которых распространяется свет, то световой пучок можно считать состоящим из множества лучей. Конечно, реально существуют лишь пучки света, а луч как образ или модель показывает, какое направление распространения света мы выбираем, и позволяет упростить рисунки. Образование тени. Тела, не пропускающие света, называются непрозрачными или светонепроницаемыми. За непрозрачным телом, куда не попадает свет, образуется тень. Рис. 13
Недостатки зрения и способы их устранения. Нормальный глаз имеет приблизительно шарообразную форму, и изображение удаленных предметов получается на сетчатой его оболочке, т. е. пучок лучей, параллельных главной оптической оси, сходится в одной точке на сетчатке (рис. 57). Однако иногда глаз имеет форму слегка сплюснутого шара. В этом случае пучок параллельных лучей сходится в точке перед сетчаткой (рис. 58). В результате человек плохо видит удаленные предметы и лучше -- предметы, расположенные близко. Вы, наверное, замечали, что некоторые люди, читая книгу, подносят ее очень близко к глазам. Такой недостаток глаза называют близорукостью. Свой «вклад» в близорукость вносит и хрусталик, который преломляет падающие на него лучи сильнее, чем хрусталик нормального глаза … (Фрагмент учебника) Вопросы к тексту: Если пучок параллельных лучей сходится в точке перед сетчаткой, то человек… 1. Хорошо видит удаленные предметы 2. Хорошо видит предметы, расположенные близко
Фрагмент текста учебника Применение плоского зеркала. Плоские зеркала кроме бытового применения находят ряд других применений. Рассмотрим несколько примеров применения плоских зеркал. Плоское зеркало служит одной из основных частей солнечного концентратора. Солнечный концентратор - - это система плоских зеркал, направляющих пучки солнечного света на устройство, которое надо нагреть. При подготовке к итоговой аттестации удобно использовать текст учебника, содержание КИМов и оборудование. Например, задание: используя текст учебника и перископ, расскажите как он работает.
Результаты работы по данному УМК: призовые места в городской олимпиаде по физике: - 1 место – Зеленков Сергей - 3 место – Коновалов Александр
Расширение учебно-методической базы УМК Н.М. Шахмаева (создание авторских рабочих тетрадей); Продолжение реализации УМК Н.М. Шахмаева ; Вовлечение в творческую работу по данной предметной линии учителей района, города и области. Перспективы дальнейшей работы: