«Тема бала в произведениях русской литературы XIX – начала XX века» Исследовательская работа по литературе на тему:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман в стихах, написанный одним из великих российских писателей, Александром Сергеевичем Пушкиным является Евгений Онегин. Это произведение относится.
Advertisements

Сцены бала в произведениях Л.Н.Толстого («После бала», «Война и мир», «Анна Каренина») Цветкова Анастасия.
Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 395 Дружинина Татьяна Викторовна. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - проблематика, образы, жанр.
Исследовательская работа по литературе на тему: «Круг чтения литературных героев 19 века» Выполнила: ученица 9-б класса Тетериной Марии Учитель: Шрейбер.
Зачетная система на уроках литературы как одна из эффективных форм изучения классических произведений 19 века.
Тема урока: Повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных.
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Автор работы: Ученица 11 класса б МБОУ лицея 7 Станиславская Юлия.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Сны героев русской литературы XIX века. Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в.
Действительно ли роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева является скандальным произведением XIX века?
Третья глава Анализ «Письма Татьяны» Урок литературы в 9 классе.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
Автор: ученица 10 класса «Б» Теплякова Анастасия Руководитель: Вишневская Л. Л.
История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (вводный урок)
«Мысль семейная в русской литературе» Исследовательская работа учениц 9 класса «Б» ГОУ гимназия 1549 СЗАО г. Москвы Кожухарь Ольги и Скребковой Елены.
«Война и мир» Л.Н. Толстого и традиции пушкинского романа в стихах Работу выполнили: студенты 1курса Акберов Ашраф Королев Александр Руководитель: Каликина.
Урок литературы на тему «В салоне А.П.Шерер». Цели урока: Показать, какие нормы жизни писатель отрицает, что утверждает; Продолжать работу по развитию.
«Евгений Онегин» «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался, по мнению А.С.Пушкина, 7 лет, 4 месяца, 17 дней. С 1823 года по 1830год.
Транксрипт:

«Тема бала в произведениях русской литературы XIX – начала XX века» Исследовательская работа по литературе на тему:

Бал как социально-культурный феномен XVIII – XIX веков выполнял множество функций. Он был неотъемлемой частью жизни светского общества, повлиял на формирование культуры русского дворянства.

Такой важный аспект жизни общества не мог остаться незамеченным русскими писателями. Каждый из них понимал и раскрывал тему бала по-своему, в зависимости от того, какую роль сцена бала должна была играть в том или ином произведении. Именно эта специфика изображения темы бала у разных писателей XIX века заинтересовала меня и стала главной целью моей работы.

Содержание моей работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе я описываю процессы зарождения бальной культуры в странах Европы, во второй - анализирую изображение темы бала в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад», тем самым раскрывая специфику данной темы в исследуемых произведениях. В заключительной части своей работы я подвожу итоги всему исследованию.

При работе над исследованием я опиралась на материалы следующих авторов: А.В. Колесникова («Бал в России. XVIII – начало XX века»), Н.А. Марченко («Приметы милой старины»), Н.П. Ивановский («Бальный танец XVI – XIX веков»). Однако наибольшую помощь мне оказали труды Ю.М. Лотмана и Л. Петровского. Ю.М. Лотман

При исследовании выбранной мною темы я использовала следующие методы: сопоставление анализов художественных текстов; изучение концепций различных исследователей.

Сцены бала в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века выполняли следующие функции: бытописательную; психологическую; являлся воплощением темы рока, судьбы; являлся приметой, символом эпохи.

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» первый бал играет бытописательную роль, знакомя читателя с главным героем и раскрывая его характер на примере его поведения в светском обществе.

На втором балу прослеживается тема судьбы, тема рока: Онегин, пытаясь отвлечься от шумной жизни Петербурга, приезжает в деревню, но вновь попадает на бал, где возникает конфликт, приведший к трагедии жизни Евгения. Кроме этого, он играет ещё и психологическую роль для героев романа, являясь кульминационным моментом всего произведения. Третий же бал предваряет развязку романа.

Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», написанный во второй половине XIX века, отражает жизнь дворянства первой половины века, то есть самого пика, рассвета дворянской культуры в России. Таким образом, он выполняет бытописательную функцию, помогая читателю почувствовать дух той эпохи, и психологическую, влияя на жизни главных героев произведения.

Кроме этого, этот бал подсказывает нам дальнейшие пути развития романа: Наташа влюбляется в князя Болконского, чувства которого также оживают во время вальсирования с ней. В то же время её связывают дружеские чувства с Пьером Безуховым. Итак, на балу наметился некий любовный треугольник, который впоследствии займёт главенствующее место в сюжете всего романа. Итак, можно говорить о том, что этот бал носил кульминационный характер, являясь некой завязкой всего произведения.

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» бал выполняет как психологическую функцию, так и является приметой уходящей эпохи. Исчезновение дворянства влекло за собой смену системы ценностей, которые существовали ранее. Тема времени, смены эпохи четко прослеживается во всей комедии. Сцена бала предстает перед нами как кульминационный момент, на котором решается судьба поместья, вишнёвого сада и, соответственно, всего дворянского семейства.

«Вишнёвый сад» - очень музыкальная, «звучащая» пьеса, насыщенная различными звуками, то гармоничными, то диссонирующими с настроением героев. Пронзительная музыка еврейского оркестра, особенно жалкого в сравнении с когда-то игравшими на «настоящих» балах прекрасными музыкантами, воспринимается некой какофонией. Сцена бала ещё раз подчёркивает атмосферу разобщенности, трагической нелепости происходящего, царящую в пьесе.

Таким образом, несмотря на все различия в описании, роль темы бала в литературе осталась неизменной к началу XX века: как пушкинский бал, бал Л.Н. Толстого, так и чеховский бал являются переломными, кульминационными и даже роковыми моментами во всем произведении.

Почему я обратилась к данной теме? Как кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам, я всегда интересовалась историей появления своего любимого вида спорта в России и в мире. А появился он именно из светских балов, которые стали прототипами современных бальных танцев. Этот фактор и стал решающим для меня при выборе темы будущей исследовательской работы.