Влияние технологии поэтапного формирования умственных действий на повышение мотивации, качества знаний и обученности учащихся Учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ4» Чижова Лидия Борисовна 2011год
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Осуществить научно-методическое сопровождение освоения и реализации технологии поэтапного формирования умственных действий с целью повышения мотивации учебной деятельности, качества знаний и обученности учащихся.
ЗАДАЧИ Изучить и проанализировать особенности, характерные черты технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся. Разработать ориентировочные карты для учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса. Построить процесс обучения и воспитания в режиме субъектно- субъективных отношений для повышения мотивации учебной деятельности, качества знаний и обученности учащихся. Разработать методические рекомендации «Организация работы по использованию ориентировочных карт на этапах формирования умственных действий учащихся». Распространить педагогический опыт по использованию технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся.
Результаты психолого-педагогического мониторинга(март 2006 год)
Теория поэтапного формирования умственных действий Петр Яковлевич Гальперин Марк Бенцианович Волович
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Подготовительный этап, включающий диагностическую и организационную деятельность. (март-август, 2006г)
Подготовительный этап, включающий диагностическую и организационную деятельность. (март-август, 2006г) Проведение и анализ психологического мониторинга (1класс). Изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования педагогического проекта. Изучение ресурсного обеспечения проекта: информационно-методического, кадрового, материально- технического, финансового. Создание рабочих программ и ориентировочных карт по учебным предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Создание и анализ психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса
Этапы формирования умственных действий учащихся Мысль Слово Образ Психика Ученик Учитель ООД 1.Ознакомление с действием 2.Материальные (материализованные действия) 3.Громкая социализованная речь 4.Речь «про себя» 5.Умственное действие (понятие)
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА Непроизносимые согласные Слышится ли [сн], [зн], [сл] в середине слова? Можно подобрать родственное слово, в котором непроизносимый согласный произносится отчетливо? НЕТ ДА Пиши непроизносимый согласный так, как слышишь в проверочном слове: Грустный (грусть), поздно (опоздать) Пиши непроизносимый согласный так, как слышишь в проверочном слове: Грустный (грусть), поздно (опоздать) Непроизносимого согласного в этом слове нет: Ужасный (ужас), опасный (опасаться) Непроизносимого согласного в этом слове нет: Ужасный (ужас), опасный (опасаться)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ( учебные годы) Параметры мониторинга: Обученность Обучаемость Мотивация Мыслительные ОУУН -внимание -мышление -память Общие учебные умения и навыки -в материализованной форме -во внешней речи -во внутренней речи -в умственной форме -перенос навыка в более сложные условия
Уча щиеся Этап ы мони- торин га Обученность Обу чае мость Урове нь моти вации Мыслительные ОУУНОбщие учебные умения и навыки IIIIIIIVгодВниманиеМышлениеПамятьВ материал ьной (материа лизованн ой форме.) Во внешней речи. Во внутренн ей речи (про себя). В умственн ой форме Перенос навыка в более сложные условия. VКонц ентра ция Слов- лог. Кла сси фик аци я Обо б щен ие Общ ая осве домл енно сть Обр. Слух. Мониторинг результативности учебного процесса Класс _____ предмет учитель уч. год 20___/20___
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Практический этап, включающий апробацию технологии. ( учебные годы)
Практический этап, включающий апробацию технологии. ( учебные годы) 1.Создание и апробация ориентировочных карт по учебным предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»(2, 3,4 класс) 2.Психолого-педагогический мониторинг и анализ динамики развития обучающихся. 3.Участие в научно-практическом семинаре "Управление качеством обучения на основе НИТ". 4. Обобщение и распространение предполагаемого опыта. 5. Работа по созданию методических рекомендаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Практико-прогностический этап. ( учебные годы)
Практико-прогностический этап. ( учебные годы) Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках методической работы (школьный, районный и др.уровни). Участие в профессиональных конкурсах, конференциях. Участие в научно-практическом семинаре "Управление качеством обучения на основе НИТ". Участие в педсовете «Образовательные стандарты нового поколения» (тема доклада «Влияние мотивации обучения на качество знаний и обученности учащихся»). Мастер–классы и открытые уроки с использованием технологии поэтапного формирования умственных действий. Методические рекомендации «Организация работы по использованию ориентировочных карт на этапах формирования умственных действий учащихся».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Повышение мотивации учебной деятельности, качества знаний и обученности учащихся. Создание ориентировочных карт для учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» (программа «Школа России»). Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса. Создание методических рекомендаций «Организация работы по использованию ориентировочных карт на этапах формирования умственных действий учащихся». Обобщение и распространение педагогического опыта освоения технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся в рамках методической работы (школьный, районный и др. уровни).