Татьяна Кастуева-Жан, ИФРИ, Центр Россия-ННГ 9 апреля 2013, Москва Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны. 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Advertisements

Международная деятельность НИУ в рамках программ развития По данным отчетов и форм, представленных национальными исследовательскими университетами.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
Кокшаров В.А. ректор Уральского федерального университета Интеграция задач развития экономики и человеческого потенциала: новая роль университетов в экономической.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ 2013 МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И РЕЙТИНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА Проректор по международной политике УрФУ М.Б. Хомяков.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
Создавать новые университеты или менять существующие.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ» С.В. Иванец Директор Департамента стратегии и перспективных.
Укрепление научного потенциала Казахстана Республика Казахстан Проект «Коммерциализация технологий» Министерство образования и науки и Всемирный банк НАТАША.
Драйверы развития университетов как условие продвижения в мировых рейтингах Высшая школа экономики, Москва,
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Васильев Н.А. Начальник отдела организации и.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
Опыт и перспективы совместных учебных проектов вузов и ИТ-компаний.
Развитие системы менеджмента качества Национального исследовательского Томского политехнического университета Клепиков Алексей Директор Центра качества.
Транксрипт:

Татьяна Кастуева-Жан, ИФРИ, Центр Россия-ННГ 9 апреля 2013, Москва Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны. 900igr.net

Демографический вызов (население по возрастным группам, в млн. человек) Источник: Росстат

Тенденция сокращение числа студентов и вузов, Разница за 5 лет Количество студентов pers. Количество университетов Количество студентов на человек населения Источник: Росстат, 2012

Доля лиц, получивших диплом третичного образования среди населения, в % по возрастным группам Источник: ОЭРС, Education at a Glance, 2011

Зарегистрированные патенты 2012 U.S. Patent and Trademark Office 2012: Россия – 339 Индия – 1733 Китай – 5341 Бразилия 1256 European Patent Organisation 2012: Россия – 186 поданная заявка / 64 зарегистрированных патента Китай – 3731 / 793 Индия – 555 / 137 Бразилия – 226 / 61; Южная Африка – 103 / 65) Источники: United States patent and Trademark office EPO Annual Кeport 2012.

Thomson Reuters Web of Knowledge, Количество публикаций в год стран БРИКС

Место России в некоторых международных рейтингах Рейтинг Место России Сравнение со странами БРИКС The Global Competitiveness Report (Международный экономический форум в Давосе, 144 страны) Fifth pillar: Higher education and training 67 (66 в ) Китай 29 Бразилия 48 Южная Африка 52 Индия 59 Doing Business, World Bank/IFC 120 (124 в 2011) Южная Африка 35 Китай 91 Бразилия 126 Индия 132 Knowledge Economy Index (KEI) 2012 Rankings World Bank (2012) 55 (64 в 2000) Бразилия 60 Южная Африка 67 Китай 84 Индия 110

Распределение международных студентов по странам приема в 2010 Источник: Education at a Glance 2012

Основные направления реформ Реорганизация сектора : отбор наиболее перспективных вузов + слияния (сжимание сектора как следствие) Повышение финансирования новых лидеров + финансирование лабораторий и программ по конкурсам Повышение качества образования Интеграция образования, науки и инноваций Акцент на интернационализацию

Слабая стартовая база НИУ Пример НИУ МИСИС в 2009 (+ цели 2017) Индикатор Соотношение между бакалаврами/магистрами и аспирантами 88 / 1260 / 40 Доля преподавателей менее 35 лет/менее 50 лет/более 50 лет, в % 11 / 17 / 7220 / 44 / 36 Доля ППС и научных сотрудников, имеющих опыт или прошедших стажировку в ведущих мировых университетах и научных центрах, в % Доля иностранных студентов без учета стран СНГ/из стран СНГ, в % 4 / 5,315 / 20 Доля программа на иностранных языках, в % 020 Доля ППС, ведущих исследовательскую или проектную работу, в % 1033

Слабая стартовая база НИУ Пример НИУ МИСИС в 2009 (+ цели 2017) Количество статей в мировых изданиях, индексируемых SCI, SSCI, в год Количество сотрудников имеющих более 100 цитируемых работ за последние 7 лет 850 Количество полученных патентов российских/зарубежных 30 / 075 / 10 Количество инновационных предприятий, созданных благодаря НИОКР НИУ, включая преподавателей и сотрудников 520 Доходы от НИОКР и продажи лицензий, в млн рублей

Условия для строительства университета мирового класса (по Д.Салми) Изобилие ресурсов Концентрация талантов Гибкое управление Благоприятная внешняя среда- экосистема Что в России? Стартовые позиции и первые результаты

Изобилие ресурсов? Университеты, получившие субсидии, вышли из режима выживания, смогли приобрести современное оборудование, повысить квалификацию кадров. Некоторые из них отказались от непрофильных факультетов (МИСиС от юридического), которые приносили доход, но несли в себе репутационные риски. Ведущие российские вузы получили меньше средств, чем в других странах в рамках Excellence Initiative : - НИУ: 1,8 миллиардов рублей или 60 миллионов долларов - Китай: 40 китайских университетов - 4,86 миллиардов долларов или 125 миллионов долларов каждый. - Каждый из 8 IDEX во Франции: млн евро

Изобилие ресурсов? Расходы на одного студента к моменту начала программа развития очень низки даже в ведущих вузах (3000 в НИУ ВШЭ и в УРФУ, 3100 долларов в МИСи Се). Для сравнения: долларов в Шанхайском университете Jiao Tong University; в Национальном университете Сингапура). Структура доходов в российских вузах: Госбюджет: 33% в бюджете Губкина и в НИУ ВШЭ, 57% в МИСи Се и 72% в Университете им. Баумана плата за обучение: 33,5% в Губкина, 25% в НИУ ВШЭ (для сравнения 18% в Гарварде, 8% в Кэмбридже). доходы от НИОКР (цель программы %) – 7% в УРФУ, 13% в МИСиС; 15,4% в Губкина, Отсутствие у большинства вузов целевого фонда

Годовые расходы на одного студента (в долларах США, ППА) Источник: OЭСР, Education at a Glance 2011

Концентрация талантов? Студенты, магистранты и аспиранты Средний балл ЕГЭ в 2012: МГИМО – 92,3; Всероссийская академия внешней торговли - 86,8; НИУ ВШЭ - 86,4; Губкина 76,7; Баумана – 73,1; МИСиС – 67,3; УрФУ – 66,5. Пропорция магистрантов/аспирантов: 4,3% в УРФУ. Цель вузов – 20%. (для сравнения 35% в Кэмбридже и 64% в Оксфорде). Эффективность аспирантуры: 20% в Баумана; 32% в УРФУ; 30% в Губкина Доля иностранных студентов: 5% в Баумана, 8% в Губкина (20% в Гарварде, 40% в Парижском IEP) Не развита система постдоков, а уровень аспирантуры не входит в Болонский процесс (попытка СпбГУ с введением собственного PhD). Работа студентов: 30% студентов в МИСиС работают постоянно и еще 30% - эпизодически.

Концентрация талантов? Преподаватели и исследователи Средний возраст лет (48 в ВШЭ) 90% преподавателей МИСиС – выходцы из него Занятия наукой: в % вузов и 17% ППС занимаются наукой (пример статуса преподавателя-исследователя во Франции) Годовая нагрузка преподавателя (пример 100 часов для профессора, 192 для доцента во Франции) Статус и зарплаты преподавателя и научного работника (недавнее заявление В.Путина в ФУ им. Канта, закрепляющего отдельную зарплату за преподавание и науку) Иностранные преподаватели (0,1% в среднем по стране).

Гибкое управление? Давлеющая роль государства и министерства Отсутствие стратегического видения Ограничения автономии, финансовой и в управлении человеческими ресурсами Новый тип ректоров-менеджеров в федеральных университетах Роль наблюдательных советов (пример УРФУ) Междисциплинарный подход (пример виртуального месторождения в Губкине) Проблемы слияния (пример УРФУ) Искоренение любых форм коррупции и фальсификации

Благоприятная внешняя среда? Общая экономическая ситуация в стране Руководство на общенациональном уровне, стратегическое видение развития Перспективы других университетов, не вошедших в лидеры Малое число предприятий, заинтересованных в инновациях и сотрудничестве с университетами в сфере НИОКР Качество подготовки будущих абитуриентов в средней школе Миграционное законодательство, основная цель которого – обеспечение безопасности Имидж страны за рубежом среди студентов

Excellence initiatives во Франции Традиционная система французского высшего образования Двойная разделенность: - CNRS – Национальный центр научных исследований / Высшая Школа - Университеты (статус гос организаций, нет отбора студентов, большой отсев после года обучения, слабое финансирование, нет конкуренции, исследования) / Высшие школы (жесткий отбор, подготовительные отделения, лучшее финансовое обеспечение, но нет исследований) Высокая бюрократизация процесса в публичном секторе. Преподаватели – статус государственных служащих. Низкая мобильность студентов и преподавателей между вузами. Низкий процент иностранных преподавателей

Эволюция французского ВО 1984: Статус chercheur-enseignants (преподаватель- исследователь), часа преп. нагрузки в год 1968 и 1984: создание UFR, полидицпиплинарные центры образования и исследований вместо факультетов : Создание 26 PRES (объединение университетов, высших школ и научных институтов). 2007: Закон LRU, о свободе и ответственности университета (бюджет и управление человеческими ресурсами) 2008: План «Campus», 10 конкурентоспособных кампусов, 5 млрд евро (38 университетов, студентов, преподавателей) 2012: 8 IDEX, полидисциплинарнык центры превосходства высшего образования и исследований, общий бюджет 7,7 миллиардов евро Активная интернационализация (пример Сьянс По – обязательный год за рубежом, 40% иностранных студентов, курсы на английском)

Пример: PRES Сорбонна, 2010 г. 9 партнеров: 3 университета: Пантеон-Ассас (право и управление), Париж-Сорбонна (литература, искусства, SHS), Пьер и Мари Кюри (науки и инженерия) Инженерная школа: Технологичкий университет Компьень Бизнес-школа: INSEAD Национальнй музей естественной истории 3 научно-исследовательских учреждения: Национальный центр научных исследований CNRS, Национальный институт здоровья и медицинских исследований INSERM, Институт исследований по развитию IRD)

Пример: PRES Сорбонна (продолжение) Студентов: из них магистранты, докторанты Иностранные студенты : (20%) Преподаватели: Ассоциированные преподаватели: 3585 Вспомогательный персонал: Глобальный бюджет: 684 миллиона евро (расходы евро на студента)

Сравнение МГУ и Париж 11 в Шанхайском рейтинге 2012 ВУЗ Score on Alumni Score on Award Score on HiCi Score on H&S Score on PUB Score on PCP Total Score МГУ 80 в 2012 (70 в 2008) 26,334,10,09,148,12926,326,3 Université s Paris Sud, Париж 11, 37 место в 2012, (49 в 2008) 32,132,155,916, ,825,425,434,9 Источник: