Философские и политические учения Средневековья. Элементы философии Средневековья 1. Христианское учение как общий фон 2. Патристика – первый этап церковного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековая философия: патристика и схоластика
Advertisements

Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Тема: Религиозный и нравственный смысл узловых тем Библии. Цель урока: - Познакомиться с основными разделами Библии, её религиозным и нравственным значением.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Заповеди Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека внутреннему ориентиру – совести.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Философия Средних веков Урок 3. Таблица «Периоды развития западной философии» Название периода Хронологические рамки Античная философия VI в. до н.э.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Транксрипт:

Философские и политические учения Средневековья

Элементы философии Средневековья 1. Христианское учение как общий фон 2. Патристика – первый этап церковного учения, формулирование основных догматов. 3. Схоластика – второй этап, целостная система знаний.

История христианского учения По двойному клику в режиме редактирования (не полноэкранном) на иконку внизу – переход к файлу «Религия» от Иванова Алексея.

1. Источники христианского учения Библия (греч. «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан. Ветхий Завет. Бытие Исход Второзаконие Псалтырь Книги пророков Новый Завет Книги апостолов 4 Евангелия, написанных учениками Иисуса Христа.

Книги Ветхого Завета - о сотворении мира, - о жизни людей в древности, законы того времени, исторические события. –Закон Моисея (декалог) – 10 заповедей, изложенных в форме божественных откровений.Закон Моисея «не сотвори себе кумира», универсальные нравственные нормы поведения: не убивай, не прелюбодействуй, не кради. норма внутреннего поведения – не желай ничего у ближнего своего.

Новый Завет –Деяния учеников Христа –Послания (письма) к христианам, пророчества. –Нагорная проповедь: внутренние наставленияНагорная проповедь Заповеди блаженства Принцип непротивления злу: люби врага своего. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» «Не прелюбодействуй в сердце своем»

Ценность человека в христианстве Личный, основанный на свободе союз с Творцом. В Библии впервые ярко и убедительно прозвучала идея свободы человека как права выбора поступка и ответственности. Человек подобен Богу в своей душе и благодаря ей может достичь высот чистоты.

2. Формирование философии Средневековья. Образование новых европейских государств Влияние христианства Признание христианства государственной религией ранее языческой Римской Империи в первой трети IV в. Императором Константином Великим ( ). Деятельность семи Вселенских церковных соборовВселенских церковных соборов Отрицание философии Античности

Общая характеристика философии Средневековья Монотеизм. Теоцентризм – мировоззрение, при котором бог является высшей ценностью. Теизм – учение, согласно которому человек и Абсолют существуют обособленно, Абсолют не растворен в мире, человек и космос не едины. Креационизм – учение о создании мира Творцом из ничего.Креационизм Провиденциализм – учение о предусмотрённости истории.

2.1. Патристика. Августин Блаженный. 1.Идеи неоплатоников: Абсолют, Бог – абсолютный свет; душа бессмертна 2. Религиозный фатализм: каждый человек на основе провидения изначально добр или зол, ему изначально уготован ад или рай => греховная сущность человека как постулат, жизнь не для благ или свободы. => цель человека – отречение от самого себя, смирение.

«О граде Божьем» Любящие себя до призрения к Богу От Каина Град Земной Любящие Бога до призрения к себе От Авеля Град Божий Вся история делиться на этапы, аналогичные шести дням Творения, современность и есть день шестой. Дальше нас всех ждёт Страшный суд и либо рай, либо ад => 2 группы людей:

2.2 Схоластика. Предпосылки появления: –Закрытие языческих школ в Византии в VI веке –Появление Университетов в XI веке. Характеристика: –Удаленность от реальной жизни –Принцип «справедливой середины»: мирские блага имеют право на существование как средство достижения нормального функционирования духа.

Фома Аквинский (Томазо Аквинат) Фома Аквинский ( ) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом. Его учение – томизм – официально преподается в высших учебных заведениях ряда стран.

Томизм 1.Вера и научное знание не противоречат друг другу, а находятся в гармонии. И вера, и разум являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может. 2.Свобода выбора => возможность ошибок. Ошибки возможны не только в поведении, но и в мыслях: противоречие между выводами разума и догматами веры. Приоритет веры над собственным разумом и опытом. 3. Философствующий разум не безнадежен: пример пользы философии – доказательства бытия божьего. Используя в т. ч. причины бытия Аристотеля, Аквинат приводит 5 способов доказательства бытия божьего (перводвигатель, первопричина, создатель мира, высшая степень совершенства).

Томизм политический 1.Лучшая форма правления – монархия: один монарх на земле как Бог на небе. 2. Концепция «двух мечей»: кроме согласия народа, праведному правителю необходимо заручиться поддержкой Папы Римского.

Вопросы для повторения: 1.История и система христианского учения. 2.Основы понимания человека в Библии. 3.Средневековая философия и её религиозный характер. Теоцентризм. 4.Патристика. Августин Блаженный. 5.Концепция двух градов – обществ, разрядов людей. 6.Схоластика. 7.Фома Аквинский (Томазо Аквинат).