УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: 20-23 ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Методы, применяемые в естествознании
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Транксрипт:

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ». МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ И ТЕОРИЙ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты) процесс, которому присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему совокупность строго определенных понятий и терминов, их номинирующих НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, т.е. на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов (ст. 2 ФЗ РФ от 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» )

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ БЮДЖЕТНЫЕ КОНТРАКТНЫЕНЕФИНАНСИРУЕМЫЕ ФУНДАМЕН- ТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ РАЗРА- БОТКИ ПОИСКОВЫЕ ДОЛГО- СРОЧНЫЕ КРАТКО- СРОЧНЫЕ ЭКСПРЕСС- ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ СМЕШАННОГО ТИПА

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРЕОБЛАДАЕТ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ). ПРИ ЭТОМ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ, НО ИМЕЮТ ПОДЧИНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРЕОБЛАДАЮТ ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЛУЧЕННЫЕ ФАКТЫ ИССЛЕДУЮТСЯ, ОБРАБАТЫВАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ЗАКОНОВ И ДРУГИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ.

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ПРОБЛЕМА – ЭТО СЛОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ НЕИЗВЕСТНЫ ИЛИ ИЗВЕСТНЫ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ ЗНАНИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ АДЕКВАТНО И ЦЕЛОСТНО ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА ЕСТЬ ТРЕБУЮЩЕЕ ПРОВЕРКИ И ДОКАЗЫВАНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЧИНЕ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ СЛЕДСТВИЕ, О СТРУКТУРЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И ХАРАКТЕРЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» СТРУКТУРА ТЕОРИИ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов или явлений ПРИНЦИП – это руководящая идея, основное исходное положение теории СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо АКСИОМА – это положение, которое является исходным, недосказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон ЗАКОН – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами УЧЕНИЕ – совокупность теоретических положений о какой- либо области явлений действительности СТРУКТУРУ ТЕОРИИ ОБРАЗУЮТ: ПОЛОЖЕНИЕ – научное утверждение, сформулирован- ная мысль ИДЕЯ – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории КОНЦЕПЦИЯ – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями)

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ФАКТ ФАКТ употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ это система определенных научных фактов ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда, осуществляется И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О ИЗУЧАТЬ В НАУЧНОМ СМЫСЛЕ - ЗНАЧИТ: ВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, КАК БЫ ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ Важнейшие факторы научного исследования: воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники БЫТЬ НАУЧНО ОБЪЕКТИВНЫМ Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение, т.к. сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР УЧЕНИЕ О МЕТОДАХ (МЕТОДЕ) ПОЗНАНИЯ, Т. Е. О СИСТЕМЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ диалектический метод Сократа и Платона индуктивный метод Ф. Бэкона феноменологический метод Э. Гуссерля ПЕРВОПРОХОДЦЫ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ - ФИЛОСОФЫ рационалистический метод Р. Декарта диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ЭТО СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ) ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность специальных приемов для использования того или иного метода ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ – определенная последовательность действий, способ организации исследования МЕТОДИКА – это совокупность способов, приемов исследования и порядок их применения для получения определенных результатов

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДА ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР результат предыдущей деятельности исходный пункт и предпосылка последующей деятельности идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности Г л а в н ы е ф у н к ц и и объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.) регуляция и ориентация деятельности на решение проблемы – что собой представляет данный предмет на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования ТЕОРИЯМЕТОД С и с т е м а Н а ц е л е н н о с т ь

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы) не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а ДОЛЖЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен имеет не только чисто теоретический, но и ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: он возникает из реа- льного жизненного процесса и снова уходит в него не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, а в значительной мере ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР выделение методов в зависимости от роли и места в процессе научного познания: формальные и содержательные; формальные и содержательные; эмпирические и теоретические; эмпирические и теоретические; фундаментальные и прикладные; фундаментальные и прикладные; методы исследования и изложения и т.п. методы исследования и изложения и т.п. характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ: диалектический метафизический аналитический интуитивный феноменологический герменевтический и др. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: системный структурно- функциональный кибернетический вероятностный моделирование формализация и ряд других. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ: физики механики химии биологии социально- гуманитарных наук ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин

Российская таможенная академия «Основы научных исследований» 1. Сущность понятия «научное исследование» 2. Методология научного исследования 3. Метод научного исследования 4. Основные методы научных исследований ЛЕКЦИЯ 3 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ЛЕШКЕВИЧ Т.Г. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М., МАЛЬЦЕВ Ю.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М.: ВТУ, САБИТОВ Р.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – ЧЕЛЯБИНСК: ЧЕЛЯБ. ГОС. УН-Т, УШАКОВ Е.В. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И МЕТОДОЛОГИЮ НАУКИ: УЧЕБ. – М.: ЭКЗАМЕН, ШКЛЯР М.Ф. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М.: ДАШКОВ И КО, V V V V V