Цель: Подготовить рабочие материалы для написания сочинения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Advertisements

Внимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте. Проблема Проблема – сложный вопрос,
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Читательский дневник Альберт Лиханов Мужская школа 8 том Кондратьев Сергей 2012г.
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Путевые заметки. Цели урока: повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи; познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Подготовка к ЕГЭ. Часть С Казарина Н. Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Первоуральск,2013.
Жизнь Виктора Цоя Виктор Цой родился 21 июня, 1962г, в Петербурге. Мать, преподаватель физкультуры, и отец, инженер, по- видимому, не играли большой роли.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Транксрипт:

Цель: Подготовить рабочие материалы для написания сочинения.

Описываемые события происходили в 80-х годах ХХ в. в военном гарнизоне, автору в то время было 9 лет. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И сразу. И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье... Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость.

Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго. И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм. (М. Веллер.)

Общая характеристика текста: Тема: воспоминания взрослого человека о чувствах, возникших в далеком детстве после просмотра фильма Последний дюйм. Идея: показать влияние киноискусства на становление человека. Стиль: публицистичекий. Жанр: эссе (фрагмент). Тип речи: повествование с элементами описания. Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно- выразительных средств языка.

Формулируем проблемы Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. – й абзацы; II ч. – 4-й абзац; III ч. – 5-й абзац; читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

Формулируем проблемы I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И сразу. И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье... 1 Какие чувства вызвало в авторе знакомство с главным героем фильма, его характером?

Формулируем проблемы II. Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго. 2 Что послужило причиной того, что Дэви стал кумиром девятилетних мальчишек?

Формулируем проблемы III. И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм. 3 Почему спустя многие годы образ Дэви живет в душе автора?

Формулируем проблемы Итак, основная проблема текста: Итак, основная проблема текста: Проблема воздействия искусства на душу ребенка и той роли, которую оно играет в становлении его личности. 2 Что послужило причиной того, что Дэви стал кумиром девятилетних мальчишек? 3 Почему спустя многие годы образ Дэви живет в душе автора? 1 Какие чувства вызвало в авторе знакомство с главным героем фильмаПоследний дюйм, его характером?

Комментируем заявленные проблемы Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И сразу. И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье... 1 Автор вспоминает, как когда-то девятилетним мальчиком он посмотрел фильм «Последний дюйм» и был потрясён образом главного героя.

II. Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго. 2 Автор рассказывает о качествах «худенького и миловидного» мальчика, который потряс его настолько, что стал кумиром.

III. И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм. 3 Автор приходит к выводу о том, что идеалы, сформировавшиеся в душе ребенка, не умирают.

Формулируем авторскую позицию Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

1 Какие чувства вызвало в мальчике знакомство с главным героем фильма, его храбростью, стойкостью, умением отстаивать свои убеждения в сложных ситуациях? I. Показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И сразу. И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжёлой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолёт скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел тяжёлый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжёлым окровавленным телом за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье... 1 Автор утверждает, что чувства, возникшие у него после знакомства с Дэви, были необыкновенно сильными: «мороз по спине», «иголочки в груди и коленях», «спазм в горле», «слёзы на глазах»...

2 Почему Дэви, главный герой фильма «Последний дюйм», стал кумиром мальчишек? II. Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своём одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека… И оставался таковым долго.

2 Автор считает, что Дэви, стал для него кумиром, потому что был гордым, мужественным и мог сделать то, что «не каждому по плечу».

III. И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолёт отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм. 3 Автор говорит, что «ничто никогда не исчезает», а остаётся в душе человека. Он полагает, что Дэви стал его единственным кумиром, потому что в том, как он относился к миру, не было «ни грана фальши». Прошло много лет, но М. Веллер до сих пор преклоняется перед «тоненьким пацаном, делающим невозможное». 3 Почему образ Дэви живет в душе автора спустя многие годы?

Итог работы:

Общая характеристика текста: Тема: воспоминания взрослого человека о чувствах, вызванных в далеком детстве просмотром фильма, где главным героем был храбрый и мужественный мальчик Дэви. Идея: показать влияние киноискусства на становление человека. Стиль: публицистичекий. Жанр: рассказ (фрагмент). Тип речи: повествование. Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно выразительных средств языка.

Основная проблема текста: Проблема воздействия искусства на душу ребенка и той роли, которую оно играет в становлении его личности. Комментарий: Раскрывая проблемы, автор а) вспоминает, как когда-то девятилетним мальчиком он посмотрел фильм «Последний дюйм» и был потрясён главным героем. б) рассказывает о качествах «худенького и миловидного» мальчика, который потряс его настолько, что стал кумиром. в) приходит к выводу о том, что идеалы, поселившиеся в душе ребенка, не умирают.

Позиция автора: Автор утверждает, что чувства, возникшие у него после знакомства с Дэви, были необыкновенно сильными, незабываемыми : «мороз по спине», «иголочки в груди и коленях», «спазм в горле», «слёзы на глазах»... считает, что Дэви, стал для него кумиром, потому что был гордым, мужественным и мог сделать то, что «не каждому по плечу». говорит, что «ничто никогда не исчезает», а остаётся в душе человека.

Согласие/несогласие с позицией автора. Проблемы, поднятые в тексте, на мой взгляд, чрезвычайно актуальны, и особенно в наше время. Кино сегодня (в том числе на экране телевизора) является самым доступным видом искусства для большинства людей. И от того, с какими киногероями познакомится человек (в частности подросток), зависят его ценностные ориентации и нравственное развитие. От того, насколько художественно преподнесёт своё произведение режиссёр фильма, зависит развитие эстетического вкуса зрителя. М. Веллеру повезло: в детском возрасте он встретился с настоящим искусством, от которого «и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье».

Я согласен с автором: такой, как Дэви, «кумир». «Ничто никогда не исчезает», и поэтому слова « гордость», «мужество», «идеал человека», которые произносит автор вспоминая своего героя, воспринимаются не как «громкие», а как откровение, желание «поделиться» тем восторгом, который ему подарило в далёком детстве кино. Можно вспомнить немало отечественных фильмов, оставивших след в душах зрителей: «Щит и меч», «Коммунист», «Двенадцать», «Тихий Дон» и др. Опираясь на свой «зрительский» опыт, могу сказать, что мне нравятся работы режиссёров С. Говорухина, С. Михалкова, Ф. Бондарчука, В. Бортко и др., но таких чувств, какие вызвал у М. Веллера и его сверстников фильм «Последний дюйм» («ох мы замолкли», «мы не дышали»), я не испытывал, а хотелось бы... Я думаю, что этот фильм и образ Дэви сыграли огромную роль в становлении личности М. Веллера и, возможно, книга, с отрывком из которой мы познакомились, не зря называется «Моё дело»...