Северо-Казахстанская область район М.Жумабаева Красно-Казахстанская неполная средняя школа Развитие функциональной грамотности учащихся через критическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Северо-Казахстанская область район М.Жумабаева Красно-Казахстанская неполная средняя школа Развитие функциональной грамотности учащихся через критическое мышление Рысова Жанар Нугербековна Учитель русского языка и литературы

С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. Рудаки Рудаки

Содержание 1. Вступление. 2. Формирование функциональной грамотности через критическое мышление 3. Приемы технологии критического мышления 4. Система работы по формированию функциональной грамотности. 1. Вступление. 2. Формирование функциональной грамотности через критическое мышление 3. Приемы технологии критического мышления 4. Система работы по формированию функциональной грамотности. Приложение. Презентация. Приложение. Презентация. Раздаточный материал. Раздаточный материал. Литература. Литература.

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы» 25 июня 2012 год 1. Цель и задачи Национального плана 1. Цель и задачи Национального плана 2. Анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников 3. Механизмы развития функциональной грамотности школьников 2. Анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников 3. Механизмы развития функциональной грамотности школьников Обновление стандартов образования,учебных программ и планов Обновление стандартов образования,учебных программ и планов Обновление форм, методов и технологий обучения Обновление форм, методов и технологий обучения Развитие системы оценки результатов обучения школьников Развитие системы оценки результатов обучения школьников Обеспечение активного участия родителей в образовании и воспитании детей Обеспечение активного участия родителей в образовании и воспитании детей Развитие дополнительного образования Развитие дополнительного образования 4. Ожидаемые результаты от реализации Национального плана 4. Ожидаемые результаты от реализации Национального плана 5. Необходимые финансовые ресурсы 5. Необходимые финансовые ресурсы 6. План мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности школьников 6. План мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности школьников

«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года Поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Н. А. Назарбаев Поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Н. А. Назарбаев

Критичекое мышление – это…. Критическое мышление – это позитивная и продуктивная, а не антисоциальная деятельность. Когда мы мыслим критически, мы начинаем понимать разнообразие ценностей, стилей поведения, социальных структур и художественных воплощений мира. Это процесс, а не результат. Критическое мышление – это позитивная и продуктивная, а не антисоциальная деятельность. Когда мы мыслим критически, мы начинаем понимать разнообразие ценностей, стилей поведения, социальных структур и художественных воплощений мира. Это процесс, а не результат. ( Brookfield, 1987) ( Brookfield, 1987)

Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Джуди А. Браус, Дэвид Вуд Джуди А. Браус, Дэвид Вуд

Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний … оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний … оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. Б. Рассел Б. Рассел

Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление. 1. Критическое мышление мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 1. Критическое мышление мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. 5. Критическое мышление есть мышление социальное. 5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Примеры применения ТКМ в развитии функциональной грамотности учащихся «Инвентаризация» - составление списка известной информации. Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее. «Инвентаризация» - составление списка известной информации. Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.

Фишбон «Рыбий скелет» Выявление фактов и причин. Рассматривание проблемной ситуации. Выбор решения. Метод эффективен при изучении басни И.А.Крылова «Волк и ягненок», рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», грузинской сказки «Заработанный рубль» стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»

Ключевые слова Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.) Ключевые слова Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)

«Тонкие» и «толстые» вопросы Толстые вопросы: Толстые вопросы: Объясните, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы думаете...? В чем различие...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Предположите, что будет, если... ? Тонкие вопросы: Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Кто ? Что ? Когда ? Где? Когда ? Где? Согласны ли Вы...? Согласны ли Вы...? Верно ли …? Верно ли …?

Таблица ЗХУ 5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал». 5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал». знаю Хочу узнать узнал

Урок русского языка 6 класс. Заполнение таблицы ЗХУ

Прием « ИНСЕРТ» Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками и чтение Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками и чтение " V " - уже знал " V " - уже знал " + " - новое " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы " ? " - не понял, есть вопросы

Зигзаг –групповая работа с текстом

«Бортовой журнал» · Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме». · Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация». · Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы. · Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы · Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме». · Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация». · Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы. · Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

Кластер ( «грозди») Кластер ( «грозди») фольклор поговорки песни загадки потешки считалки Искусство слова сказки былины пословицы народ

Синквейн Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Имя существительное-1 слово Имя существительное-1 слово Имя прилагательное -2 слова Имя прилагательное -2 слова Глагола – 3 слова Глагола – 3 слова Предложение из 4 слов Предложение из 4 слов Подбор синонима Подбор синонима Перевод на казахский язык Перевод на казахский язык

Урок русского языка 4 класс

Р А Ф Т Р А Ф Т Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием. · Р – роль, от чьего лица составляется текст · А- аудитория кому адресован текст · Ф- форма · Т – тема Рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием. · Р – роль, от чьего лица составляется текст · А- аудитория кому адресован текст · Ф- форма · Т – тема Рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Карта ума

Дневник двойной записи Рассказ В Путилиной «Вишнёвая ветка» Слова и выдержки из текста Размышления ученика Лена Девочка Длинный тонкий сверток Подарок Мороз Зима Ветка расцвела….. Лидия Алексеевна….. Ольга Сергеевна…..

Эффективность использования технологии критического мышления

Работа с тексом.Чтение по ролям.

Тема урока: Сложное предложение 8 класс Работа в группе

Положительная мотивация

8 класс Подведение итога урока

Рефлексия

Эффективность использования технологии критического мышления Позволяющий четко организовать учебный процесс Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, Формирует самостоятельность мышления; Развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе; В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный Развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов

Система работы по формированию функциональной грамотности. Составляющие работы по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. - развитие устной и письменной речи: - развитие орфоэпических навыков; - работа по обогащению словарного запаса; - развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; - развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; - развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

Формирование функциональной грамотности на уроке условие развития компетентностей учащихся. Критическое мышление навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.

Использованная литература Литература Литература 1 Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса Алматы «Атамура» Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г. 3. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г. 1 Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса Алматы «Атамура» Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г. 3. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г. 4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года 832 Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы 4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года 832 Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы 5..Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 5..Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»Послании 6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. СПб: Альянс «Дельта», Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. М. Изд-во ИОО, Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. СПб: Альянс «Дельта», Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. М. Изд-во ИОО, Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни Составитель - Рудик Г.А., профессор, доктор педагогических наук 8. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни Составитель - Рудик Г.А., профессор, доктор педагогических наук

Спасибо за внимание