Классы неорганических соединений Классы неорганических соединений Кучеева Татьяна Николаевна, учитель химии ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Определи свое эмоциональное состояние
Создать условия для изучения классификации неорганических веществ и самостоятельному применению знаний в сходной и новой ситуациях. Создать условия для изучения классификации неорганических веществ и самостоятельному применению знаний в сходной и новой ситуациях. Дидактическая цель:
Простые и сложные вещества; Простые и сложные вещества; Классификация и номенклатура; Классификация и номенклатура; Оксиды; Оксиды; Основания; Основания; Кислоты; Кислоты; Соли. Соли. Основные понятия:
Кислород, спрятанный в камне
«Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Свойства. Получение. Применение»
Демонстрационный эксперимент: «Образцы оксидов»
Оксиды; Оксиды; Состав; Состав; Классификация; Классификация; Номенклатура; Номенклатура; Свойства; Свойства; Получение; Получение; Применение. Применение. Основные понятия:
(окисел, окись) бинарное соединение химического элемента с кислородом в степени окисления 2, в котором сам кислород связан только с менее электроотрицательным элементом. (окисел, окись) бинарное соединение химического элемента с кислородом в степени окисления 2, в котором сам кислород связан только с менее электроотрицательным элементом. Оксиды-
Номенклатура оксидов: Слово «оксид» Слово «оксид» + Название элемента Указание валентности (в скобках)* Указание валентности (в скобках)* + * для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность Например: Н 2 О – оксид водорода, СаО – оксид кальция, HgО – оксид ртути (II)
1. Солеобразующие: Основной оксид (МеО - W ме – I, II) Основной оксид (МеО - W ме – I, II) Амфотерный оксид (МеО - W ме – III – исключение оксид бериллия, оксид цинка, оксид марганца (IV)) Амфотерный оксид (МеО - W ме – III – исключение оксид бериллия, оксид цинка, оксид марганца (IV)) Кислотный оксид (МеО, не МеО – W IV) Кислотный оксид (МеО, не МеО – W IV) 2. Несолеобразующие (безразличные): не МеО - W не Ме IV не МеО - W не Ме IV Типы оксидов:
Оксид серы (IV); Оксид серы (IV); Оксид калия; Оксид калия; Оксид алюминия; Оксид алюминия; Оксид железа (II); Оксид железа (II); Оксид железа (III); Оксид железа (III); Оксид марганца (VII); Оксид марганца (VII); Оксид серебра. Оксид серебра. Составьте формулы и определите тип оксида:
Оксид серы (IV) – SO 2 - кислотный ; Оксид серы (IV) – SO 2 - кислотный ; Оксид калия – K 2 O - основной; Оксид калия – K 2 O - основной; Оксид алюминия – Al 2 O 3 - амфотерный; Оксид алюминия – Al 2 O 3 - амфотерный; Оксид железа (II) – FeO - основной; Оксид железа (II) – FeO - основной; Оксид железа (III) – Fe 2 O 3 - амфотерный; Оксид железа (III) – Fe 2 O 3 - амфотерный; Оксид марганца (VII) – Mn 2 O 7 - кислотный; Оксид марганца (VII) – Mn 2 O 7 - кислотный; Оксид серебра – Ag 2 O - основной. Оксид серебра – Ag 2 O - основной. Составьте формулы и определите тип оксида:
Химичим от души, но не забываем о технике безопасности!
Задания по группам – лабораторный опыт 1 ряд - «Химические свойства основных оксидов»; 2 ряд - «Химические свойства кислотных оксидов» ; 3 ряд -«Химические свойства амфотерных оксидов»
H 2 O МеОН (р) H 2 O МеОН (р) HR MeR + H 2 O HR MeR + H 2 O кислотный оксид MeR кислотный оксид MeR Лабораторный опыт: «Химические свойства основных оксидов» Лабораторный опыт: «Химические свойства основных оксидов»
H 2 O HR (р) MeOH(р) MeR + H 2 O основной оксид MeR Лабораторный опыт: «Химические свойства кислотных оксидов» Лабораторный опыт: «Химические свойства кислотных оксидов»
HR (р) MeR + H 2 O MeOH(р) MeR + H 2 O Лабораторный опыт: «Химические свойства амфотерных оксидов» Лабораторный опыт: «Химические свойства амфотерных оксидов»
1. Рассмотреть химические свойства: 1 ряд – оксид лития; 1 ряд – оксид лития; 2 ряд – оксид азота (IV); 2 ряд – оксид азота (IV); 3 ряд – оксид цинка. 3 ряд – оксид цинка. 2. Составьте рассказ о происхождении данных оксидов. 3. Осуществите превращение: литий оксид лития гидроксид лития ортофосфат лития литий оксид лития гидроксид лития ортофосфат лития Домашнее задание:
Оксиды- это вещества реальные или виртуальные? Оксиды- это вещества реальные или виртуальные?
1. Непосредственное соединение простого вещества с кислородом; 2. Горение сложных веществ; 3. Разложение при нагревании кислородных соединений: карбонатов, нитратов, нерастворимых оснований. Получение оксидов:
1. Непосредственное соединение простого вещества с кислородом (демонстрационный эксперимент): Получение оксидов:
2. Горение сложных веществ (демонстрационный эксперимент) : Этанол + кислород оксид углерода (IV) + оксид водорода;
3. Разложение при нагревании кислородных соединений: карбонатов, нитратов, нерастворимых оснований : Нитрат меди (II) оксид меди (II) + оксид азота (IV) + кислород; Гидроксид железа (III) оксид железа ( III ) + вода.
Самоконтроль и самокоррекция
1. Сложные вещества делят на …; 2. Основной оксид - …; 3. Кислотный оксид - …; 4. Основания – это сложные вещества, состоящие из …; 5. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из …; 6. Соли – это сложные вещества, состоящие из … Продолжите предложение:
1. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород; 2. Неметаллы обладают металлическим блеском; 3. Оксид серы (IV) – кислотный оксид; 4. Оксид натрия – кислотный оксид; 5. Реакция обмена – реакция между основанием и кислотой. Верно ли утверждение, что: (физкультминутка)
1. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород; 2. Неметаллы обладают металлическим блеском; 3. Оксид серы (IV) – кислотный оксид; 4. Оксид натрия – кислотный оксид; 5. Реакция обмена – реакция между основанием и кислотой. Верно ли утверждение, что:
1. Литий, вода, натрий, алюминий; 2. Фосфор, сера, кремний, железо; 3. Оксид бария, оксид фосфора (V), оксид азота (IV), оксид серы (IV); 4. Серная кислота, сернистая кислота, фосфорная кислота, угольная кислота; 5. Гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид лития, гидроксид натрия. Укажите лишнее:
1. Fe(OH) 2 ; Cu(OH) 2 ; NaOH; Zn(OH) 2 ; 2. Na 2 O; BeO; CaO; CuO; 3. H 2 SO 4 ; HClO 4 ; H 2 S; H 2 CO 3 ; 4. Na 2 SO 4 ; KCl; HF; KNO 3. Укажите лишнее:
HCl, K 2 O, NaOH, K 2 CO 3, Ca(OH) 2, HNO 3, Zn(OH) 2, SO 2, Fe(OH) 2, H 2 SO 4, Fe 2 O 3, MgSO 4. HCl, K 2 O, NaOH, K 2 CO 3, Ca(OH) 2, HNO 3, Zn(OH) 2, SO 2, Fe(OH) 2, H 2 SO 4, Fe 2 O 3, MgSO 4. Прочитайте формулы веществ:
1. Бромид железа (III); 2. Сульфат марганца (II); 3. Гидросульфид натрия; 4. Дихромовая кислота; 5. Нитрат меди (II); 6. Азотистая кислота; 7. Иодид бария; 8. Дигидрофосфат железа (III); 9. Гидрокарбонат кальция; 10. Сульфат натрия. Составьте формулы веществ:
- Знаю – - Узнал – - Хочу узнать – Рефлексия
Определи свое эмоциональное состояние
1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Л. А. Савина; Худож. А. В. Карадашук, О. М. Войтенко. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», – 448 с. 2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», – 336 с. 3. Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 12-е изд. испр. – М.: Просвещение, – 176 с. 4. Полный комплект цветных таблиц по неорганической химии. Весь курс средней школы 100 таблиц формата А1. Авторы: Назарова Т.С., Куприянова Н.С., Кожевников Д.Н., Назарова А.Г. 5. Лидин Р. А. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: просвещение, – 189 с. jpg jpg Литература