Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Проблема морального выбора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Механизмы внедрения этических принципов.
Advertisements

Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Выбор и ответственность в психологическом.
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Этические проблемы в работе психолога.
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Морально-нравственный выбор и специфика.
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Этические проблемы исследования в.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Этика, предмет, виды, структура.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Формирование морального сознания личности.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Транксрипт:

Презентационные материалы по курсу «Этика» Кафедра Философии и Психологии Преподаватель Данчина Марина Александровна Проблема морального выбора

Тема 3 Проблема морального выбора 2 Введение В профессиональной деятельности, как и в личной жизни, человек постоянно оказывается в ситуации, когда приходится принимать то или иное решение; определять, как поступить в конкретной ситуации в соответствии с нормами нравственности; какому из вариантов поведения отдать предпочтение, опираясь на личные или общественные этические установки.

Требования к знаниям, умениям и навыкам Проблема морального выбора 3 В результате изучения лекции студент должен иметь представление: –Об основных понятиях морального выбора; –О терминах, касающихся этических категорий и норм морального выбора; В результате изучения лекции студент должен уметь: –Оперировать основными терминами, касающимися данной темы; –Анализировать научную литературу по проблеме.

Содержание Проблема морального выбора 4 1. Ключевые понятия 2. Учебный материал: a)Моральный выбор как акт духовной деятельности; b)Формы и требования, предъявляемые к моральной оценке; c)Проблема морального выбора как соотношение цели и средств; d)Суть нравственного конфликта и принципы его разрешения; e)Как поступать в ситуациях морального выбора 3. Вопросы для самопроверки 4. Рекомендуемая литература

Ключевые понятия Проблема морального выбора 5 Моральный выбор; Нравственная оценка; Ответственность; Духовная деятельность; Система ценностей.

Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий в этике называется моральным выбором (Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001.). В широком смысле речь идет о фундаментальном моральном выборе, т. е. О выборе самой системы ценностей, ценностных ориентаций, которые формируют весь жизненный замысел человека, моральные установки личности, определяют линию ее поведения. В узком смысле имеется в виду собственно выбор конкретного поступка, в котором моральное требование соотносится с обстоятельствами, целесообразность соединяется с нравственной принципиальностью, выбираются средства, обеспечивающие согласованность мотива и результата. Учебный материал Проблема морального выбора 6

Выделяются следующие слагаемые морального поступка: собственно действие (социально значимый акт); предшествующая ему деятельность морального сознания – побуждение, мотив, намерение, выбор, решение; последующая деятельность морального сознания – самооценка человеком своего поступка и отношение его к оценке со стороны окружающих. Одним из самых сложных вопросов при оценке поступка считается соответствие мотива и реального последствия морального выбора. Учебный материал Проблема морального выбора 7

Сторонники одной позиции считали, что единственным критерием нравственной ценности поступка являются его реальные социальные результаты. Мотивы поступка трудноуловимы; сами мотивы часто бывают качественно неоднородными; реальная практика постоянно демонстрирует расхождение намерений человека и полученных результатов. Приверженцы другой позиции отстаивали приоритет нравственных мотивов в оценке поступков и отрицали моральную ценность социально полезных поступков, мотивированных корыстными интересами, расчетом, совершенных случайно и т. п. Учебный материал Проблема морального выбора 8

Нравственный мотив – последствия полезны (благородные устремления реализуются в общественно значимые и полезные дела поступок гармоничный, заслуживает высокой моральной оценки) Нравственный мотив – последствия вредны (добрые намерения в силу различных причин приводят к нежелательным, а порой и пагубным последствиям: «хотели, как лучше, получилось, как всегда». Если отрицательные последствия наступили по независимым от человека обстоятельствам, возможна положительная оценка поступка); Учебный материал Проблема морального выбора 9

Аморальный мотив – последствия полезны (общественно-полезный результат достигается не вследствие моральных побуждений индивида, а вопреки им; субъект может руководствоваться корыстными, эгоистическими мотивами, а его действия оказываются полезными; однако моральная ценность такого поступка все-таки невысокая); Аморальный мотив – последствия вредны (отрицательные, общественно вредные и опасные последствия обусловлены нравственно низкими мотивами, безнравственными целями; поступок аморальный, граничащий с преступлением; с этической точки зрения оценивается резко отрицательно). Учебный материал Проблема морального выбора 10

В «Словаре по этике» дается следующее определение: «Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка, черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям. Учебный материал Проблема морального выбора 11

Моральная оценка должна носить комплексный характер, т. е. учитывать все компоненты поступка, включая мотивы, намерения и результаты практического воплощения. Моральная оценка должна быть конкретной, т. е. основанной на анализе условий, в которых был совершен данный поступок. Учет объективных обстоятельств, повлиявших на субъекта поступка, позволят более справедливо установить степень его нравственной вины. Отдельный поступок должен оцениваться в контексте всей предшествующей нравственной деятельности личности. Важно понять, является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающим из его ценностных ориентаций, или нет. Учебный материал Проблема морального выбора 12

Нравственный конфликт – это очень специфическая ситуация морального выбора. В практической деятельности целесообразно руководствоваться некоторыми общими принципами разрешения нравственного конфликта, сформулированными в научной литературе. Прежде всего это построение иерархии нравственных ценностей, выделение приоритетных ценностей и моральных требований среди имеющихся альтернатив. Это и применение принципа «наибольшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение меры компромисса между сталкивающимися вариантами поведения. Учебный материал Проблема морального выбора 13

Задания для самопроверки Проблема морального выбора 14 Как Вы понимаете данные тезисы? Как моральное существо человек несет ответственность за свои моральные взгляды, ценностные ориентации и установки, за правильное понимание нравственного долга, а также за свои действия и поступки. Личность отвечает лишь за то, что она объективно – в соответствии с обстоятельствами – могла и субъективно – в соответствии с нравственной необходимостью – должны была выбрать и реализовать в поступке. Человек отвечает прежде всего за ближайшие последствия своего поведения, за те, которые он способен сознательно предвидеть. Известно, что на результат человеческих действий оказывают влияния не только использованные средства, поставленная цель, личная воля, но и различного рода побочные явления.

Задания для самопроверки Проблема морального выбора 15 Как Вы понимаете данные тезисы? Человек не может отвечать «за все», он должен отвечать за то, на что реально можно оказать влияние. Нельзя отвечать «за других»: другие тоже обладают свободой воли и способны принимать собственные решения.

Рекомендуемая литература Проблема морального выбора Основная литература Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., Кондрашов В.А. Этика. 6. Основы этических знаний. СПб., Словарь по этике. М., Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.

Рекомендуемая литература Проблема морального выбора Дополнительная литература Живая Этика. Избр. М., Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., Мозаика Агни Йоги. Тбилиси, Кн Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. О морали // Соч.: В 2 т. М., Т Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. У генеалогии морали. М., Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2-х т. М., Т Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). М., Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Толстой Л. Н. Не убий никого// Этическая мысль: научно- публицистические чтения. М., 1992.

18 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.