Русский язык. Анализ текста (уровень C) Выполнила: Гончарова Юлия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ (ЧАСТЬ С, ЕГЭ)
Advertisements

внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Транксрипт:

Русский язык. Анализ текста (уровень C) Выполнила: Гончарова Юлия.

Содержание Пояснительная записка. 1, Определение функционального стиля текста. 2. Работа со смысловыми типами речи. 3. Работа с основной мыслью текста-рассуждения. 4. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). 5. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Типы связей. Связи предложений в микротеме между собой. Средства выражения межфразовых связей в тексте. Грамматические средства межфразовых связей. 6. Анализ композиции научного и публицистического текстов. Особенности композиции основной части текста. Смена микротем. Особенности заключения в авторском тексте. 7. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Для чего нужны средства художественной выразительности? Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов. План комплексного анализа текста. Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст. Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (продолжение). Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (продолжение). Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (окончание). Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (окончание). 9. Написание рецензии на научный и публицистический тексты. Этапы работы над рецензией. Как выбрать удачное композиционное решение текста рецензии? Требования, предъявляемые к рецензии. Требования, предъявляемые к рецензии (продолжение). Схема целостного анализа рецензии. Приложение 1. Оценочные слова и речевые клише.

Пояснительная записка При подготовке к ЕГЭ очень важным является работа над заданием уровня C. Задание типа «С» ориентированно на анализ (интерпретацию) научно- популярного или публицистического текста и написание рецензии на него. Умение выполнять рецензию помогает человеку в реальной жизни: умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать тексты. Такая работа над заданием типа «С» должна обеспечить успех аналитической деятельности по интерпретации текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок, а также успешное написание рецензии на этот текст. Написание рецензии – творческая работа, выполняя которую ученик, только что бывший в позиции адресата текста, интерпретирующего его, становится создателем собственного текста. Закономерности, которые он открывал, познавал и анализировал в произведении, он пробует применить в собственной рецензии. При работе над этим видом задания большое значение имеет краткость. Она делает необходимой работу над четкостью мысли и умеренностью формы этого текста: системой аргументов к основной мысли, выбором композиционного решения, применением риторических и общих средств выразительности. Интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов – надежная основа речевой и коммуникативной компетентности ученика, обеспечивающая успешное выполнение тестового задания типа «С» по русскому языку. Содержание

1. Определение функционального стиля текста. Краткая характеристика научного и публицистического стилей. Краткая характеристика научного и публицистического стилей. Языковые и стилистические особенности.

2. Работа со смысловыми типами речи. Описание. Повествование. Советы по написанию текста-повествования. Рассуждение.

3. Работа с основной мыслью текста-рассуждения. Определение основной мысли текста. Определение основной мысли текста (продолжение).

5. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Типы связей. Связи предложений в микротеме между собой. Средства выражения межфразовых связей в тексте.

1. Определение функционального стиля текста. Определяя стиль речи, мы должны учитывать: 1. Основную функцию, то есть цель, с которой текст создавался: сообщить или убедить и выразить при этом авторское отношение к теме и проблеме. 2. Сферу общения, в которой текст уместен по теме, основной мысли, композиции и средствам оформления. 3. Какому адресату предназначен текст? 4. Языковые и стилистические особенности (лексические, морфологические, синтаксические). Содержание

Краткая характеристика научного и публицистического стилей. СтильЦель Сфера общения Адресат Возможные жанры Научный Дать точную информацию Наука Специалисты, читатели, подготовленные к восприятию научной информации Монография, научная статья, учебная литература, лекция, доклад и т. д. Публицис тический Информиро- вать и обязательно вызвать к высказанной мысли эмоциональ- ное отношение (две цели обязательны) Идеология и политика; обсуждение общественно – значимых нравственных проблем Массовый читатель или слушатель, интересующийся указанными проблемами Журнальная и газетная статья, заметка, хроника, очерк, репортаж, фельетон, ораторское выступление и т. п. Содержание

Языковые и стилистические особенности ЛексическиеМорфологическиеСинтаксические Термины, общенаучная лексика, книжная лексика (слова с абстрактным значением) Частотны сущ. в им. и род. пад., сущ. ср. р., преобладают глаголы несов. вида в наст. вр., причастия, деепричастия, указательные местоимения Обобщенно-личные, безличные предложения. Обособленные обороты, цепочки однородных членов, вводные конструкции, повторение важных слов, сложные предложения. Общественно-политическая лексика, термины науки, производства, политики, социальной сферы, абстрактная и оценочная лексика, лексика различной стилистической окраски (книжная, высокая наряду с разговорной, сниженной), устойчивые словосочетания и выражения (пословицы, поговорки, афоризмы). Обязательны выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, метафорические эпитеты и сравнения) Активны причастия и деепричастия Самые разнообразные: разная длина предложений, все виды предложений. Характерны риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто имитируется диалог Содержание

2. Работа со смысловыми типами речи. Для понимания смысла текста очень важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Вспомним основные особенности каждого типа речи: описания, повествования, рассуждения. Содержание

Описание - - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета - рост, возраст, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их значении и взаимодействии. Основная цель описания - помочь более внимательно всмотреться в предмет. Предметом описания могут стать одушевленные и неодушевленные объекты, явления природы, действия, состояния человека и т. п. Описывая предмет, мы находим его интересные подробности: детали (части) и их свойства. Композиция описания основана на параллельных связях частей текста. Наиболее характерные её элементы: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение. В описании в центре внимания - словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения. Содержание

Повествование - - это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Основная цель повествования - рассказать о важном или интересном событии, показать его героев и развитие во времени, выделяя составляющие его более мелкие события. Обязательно соблюдается логическая последовательность в развитии событий, они «цепляются» друг за друга, подчеркивается смена событий, динамизм ситуации. Композиция соотнесена со временем. В основе композиции цепная связь частей текста. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом - о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, но рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперед, сообщая, что произойдет в дальнейшем. Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования. Для всех повествовательных текстов общим является: 1) завязка - начало события; 2) кульминация - развитие события; 3) развязка - конец события. Содержание

Советы по написанию текста- повествования 1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста. 2. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста. 3. Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру. 4. При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения. Содержание

Рассуждение - - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Особенность текста-рассуждения в том, что в нем доказывается, объясняется какое-то положение, мысль. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия). Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппоненте, с которым вы не согласны. Целевая установка автора рассуждения - рассмотреть сущностные (самые важные) свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи. В рассуждении обязательно имеются: тезис (основная мысль, которая требует доказательства или объяснения); доводы (суждения, которые обосновывают истинность тезиса) Смысловые части расположены в логической последовательности, которую выстраивает автор. Связь между частями текста может быть как параллельной, так и последовательной (цепной). Рассуждение обычно завершается выводом, который по своему содержанию, с одной стороны, безусловно, напоминает тезис, с другой - расширяет смысл этого тезиса (формулирует проблему или идею текста). Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога. В сочинениях-рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, повторы, пословицы, поговорки - все это также помогает яркости и выразительности языка. Содержание

3. Работа с основной мыслью текста-рассуждения. Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чем говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема). Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак. Содержание Основная мысль текста О чем говорится в тексте (тема) Что говорится об этом предмете («новое»)

Определение основной мысли текста 1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое - то «новое», что по этой теме будет говориться. Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно! 2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры. Если в тезисе все-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заметить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить ее в своих рабочих записях. 3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во- вторых, его «новое». 4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли. Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац. Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в ее раскрытии. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений, в которых подлежащее и дополнения по смыслу перекликаются с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельства или определения - с «новым» тезиса. Содержание

Определение основной мысли текста (продолжение) 5. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов. В заключении она звучит еще раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательства называется дедуктивным. Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта: а) сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы, в заключении текста предъявляется основная мысль; б) сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце, формулируется основная мысль и, возможно, проблема, поднимаемая автором. 6. В тексте-рассуждении наряду с достаточно ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, иногда спорной по своему характеру. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова. Проблема может предъявляться в любой части текста, а может и отсутствовать - тогда её формулирует читатель (это особый авторский прием привлечения внимания читателя). 7. Помните, что в текстах научно-популярного или научно-учебного подстиля для привлечения внимания читателя основная мысль или проблема могут предъявляться в метафорической форме. Вы же должны понять, ради какой информации весь текст создается. Обычно она представлена в основной части текста. Вы должны увидеть основную мысль в ее «прямом», конкретном оформлении и факты, с помощью которых она раскрывается. 8. Обратите внимание на то, что в тестовых заданиях вопрос часто ставится «от противного», например: «Какое утверждение противоречит точке зрения автора?» вместо «Какова основная мысль автора?». Помните, что, отвечая на вопросы подобного типа, вы должны хорошо понять содержание текста, его основную мысль и доводы, через которые она раскрывается, тогда вы будете знать, чего нет в тексте. Содержание

4. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Чтобы основная мысль (тезис) получила в тексте свое развитие (движение), в рассуждении автор использует доводы, а в описании рассматривает значимые или интересные части и свойства предмета. В тексте обычно приводится от двух до пяти доводов, но чаще всего - три. Автор сам определяет их количество. Смысловые связи между основной мыслью, доводами, иллюстрациями и выводами обязательны. Обратите внимание на то, что в схеме отражается содержание основной части текста, так как тезис доказывается в основной части текста. Основная мысль (тезис): о чем говорится + что говорится 1-й довод2-й довод3-й довод Иллюстрация (примеры) Вывод автора так как поэтому Содержание

5. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Основная мысль текста, развивающая его тезис, делится на смысловые фрагменты, каждый из которых по-новому раскрывает тем и основную мысль текста. Эти фрагменты называются микротемами. В текстах-рассуждениях эти микротемы совпадают с доводами и примерами к ним, в описаниях - с частями (деталями) или свойствами описываемого предмета, в повествовании - с действиями, из которых складывается самое важное, крупное событие. Все микротемы связаны с темой и основной мыслью всего текста, эта связь может быть цепной, параллельной и смешанной. Границы микротем часто совпадают с абзацами. Но вы должны помнить, что количество микротем и абзацев в тексте не всегда совпадает: в одном абзаце может быть две микротемы или микротема может занимать два абзаца. Кроме того, есть так называемые «свободные» предложения. Они открывают и заканчивают текст, комментируют мысль, выраженную в микротеме, и поэтому автор может вынести их даже в отдельный абзац. Содержание

Типы связей Параллельная связь предложений в микротеме помогает характеризовать предмет речи с разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) сторон. Цепная связь объединяет предложения в том случае, когда смысл следующего предложения «опирается» на содержание предшествующего (следует из него). Смешанная связь – это объединение цепной и параллельной связей в рамках микротемы. Содержание

Связи предложений в микротеме между собой Предложения в микротеме между собой обязательно связаны по смыслу. Эти связи близки тем, какие существуют между простыми предложениями в сложном: 1. Между предложениями в микротеме могут быть соединительные, противительные или разделительные смысловые отношения. 2. Между предложениями в микротеме могут быть определительные, изъяснительные, присоединительные и различные обстоятельственные смысловые отношения (времени, места, причины, условия, цели, следствия (результата), уступки). 3. В микротеме между предложениями могут быть уточняющие (раскрывают смысл предыдущего предложения) и поясняющие смысловые связи. Возможны более сложные виды смысловых отношений, соединяющие в различных вариантах все перечисленные разновидности. Смысловые связи между основной мыслью и микротемами, а также внутри микротемы (абзаца) принято называть межфразовыми. По своему виду они могут быть цепными, параллельными и смешанными. По своему смыслу они похожи на грамматические связи между простыми предложениями в сложном. Чтобы выявить межфразовые связи и определить их содержание (смысл), можно попробовать объединить два соседних предложения, не меняя их содержания, в одно сложное. Содержание

Средства выражения межфразовых связей в тексте. Для того, чтобы правильно проанализировать текст или создать его, важно знать о средствах выражения межфразовых связей в тексте. Это: слова одной тематической группы (например, художник и его картины или его современники; действие и его составляющие; родовое слово и его видовые «составляющие», например, мебель – стол, стул…); однокоренные слова; лексический повтор; синонимы, антонимы; союзы; местоименная замена; набор видовременных форм глагола (они передают движение событий или их одновременность); вводные слова; синтаксический параллелизм: в соседних предложениях одинаковый или «зеркальный» порядок слов; числительные; Вопросительные или неполные предложения; одинаковое начало или конец предложения (анафора, эпифора). Содержание

Грамматические средства межфразовых связей. Особым грамматическим средством межфразовых связей являются видовременные формы глаголов: глаголы совершенного вида типичны для повествования, они называют действия в их логическом порядке; глаголы несовершенного вида типичны для описаний и рассуждений: они называют одновременные действия, а также действия, повторяющиеся постоянно; использование глаголов разных вдов в одной микротеме делает действие эмоционально напряженным. Дополнительно надо сказать о таких грамматических средствах межфразовых связей, как вводные слова и обороты, наречия и служебные части речи. Их нужно видеть в авторском тексте и использовать в своем. В качестве грамматических средств межфразовых связей могут выступать так называемые речевые клише (устойчивые конструкции). Все грамматические средства межфразовых связей необходимо найти в авторском тексте и использовать в собственном, например в рецензии, в творческой работе. Содержание

6. Анализ композиции научного и публицистического текстов. Композиция текста выполняет две функции: с её помощью автор доносит свою мысль и содержание текста до адресата и сохраняет эмоциональный интерес этого адресата к тексту. Автор так выстраивает композицию текста, чтобы она помогла ему общаться с читателем. Обычно текст состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части и заключения. Вступление должно быть лаконичным и в то же время интересным, энергичным, умело подводящим к основной мысли (тезису) текста. Приемы, помогающие автору сделать вступление энергичным: 1. Тема текста предъявляется обычно именно во вступлении (во 2-м или 3-м предложении). Основная мысль часто предъявляется в конце вступления. 2. Вступление должно быть четким по своей цели (функции), и в соответствии с этой целью автор выстраивает содержание вступления. Типичные цели (функции) вступления в научном и публицистическом текстах: дать общие сведения об обсуждаемой теме, назвать известное и спорное в ней; наметить логику развития основной мысли в тексте, дать характеристику порядка обсуждения проблем; создать у читателя состояние напряженного ожидания (заинтриговать его); вызвать у читателя определенное чувство, эмоционально настроить его. Содержание

Особенности композиции основной части текста. Чтобы содержание стало понятным адресату, его надо выстроить в линию по законам смены микротем. Линейно выстроенное содержание основной части (его композиция, построение) – это последовательная, задуманная автором, смена микротем. Смена микротем обобщенно отражается в плане, но в плане не отражается объем микротем. Смена микротем (они могут быть разного объема) обеспечивает динамизм и напряжение в тексте (иначе это называется темпом развития темы). Это способ, с помощью которого автор сохраняет интерес читателя к развитию основной мысли текста: читатель ждет смены микротем! Приемы, которые использует при этом автор: Если микротемы примерно одинаковы по объемы, то их смена идет внешне спокойно. Если же они разного объема (одни короче, другие длиннее), то их смена внешне идет как бы «толчками». В обоих случаях сохраняется логическая последовательность событий в повествовании, доводов в рассуждении, свойств предмета в описании. Содержание

Смена микротем. Достаточно спокойный темп развития темы может «усыпить», утомить читателя. Чтобы этого не произошло, автор научно-популярного и публицистического текста украшает смену микротем. Он использует для этого противопоставление, контраст содержания микротем (иначе называется антитезой), подчеркнутое перечисление однотипных по содержанию и объему микротем, кроме того, автор может так расположить микротемы, что каждая последующая усиливает или ослабляет смысл предыдущей микротемы (это называют градацией). Антитеза, перечисление и градация, использованные в композиции текста, делают текст красивым, эстетически привлекательным для читателя. Микротемы, сменяясь в основной части текста, могут составлять не одну, а несколько композиционных линий: основную линию, которая определяется ведущим типом речи; фоновую линию, включающую предысторию событий, различные сведения справочного типа, пояснения и т. п.; линию авторских отступлений: размышлений, пояснений, ассоциаций и т. п. Включение «добавочных» композиционных линий в основную часть разнообразит темп развития темы, то замедляя, то ускоряя его. Эта смена темпа всегда эмоционально привлекательна для читателя. Добавочная информация, присутствующая в фоновой линии и в авторских отступлениях, может сделать текст авторитетным и информативным. Содержание

Особенности заключения в авторском тексте. В начале заключения должна повториться основная мысль в формулировке более широкой и проблемной, чем это было в начале основной части (или в конце вступления). Повторив свою основную мысль, автор выбирает тип заключения, чтобы удачно завершить текст в соответствии с его целью (функцией). Целью (функцией) заключения может быть подведение итогов, оценка сказанного, вывод, обобщение, прогноз и т. д. Как реализует автор цель своего заключения? в заключении-подытоживании автор напоминает ход своей мысли; в заключении-оценке он перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте; в заключении-обобщении все доводы сводятся к одной мысли общего или проблемного характера; проблемный вопрос в заключении уместен в тех текстах, в которых автор подчеркивает невозможность однозначного решения проблемы; заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении; выход за пределы темы используется в заключении, если автор выходит в более общую проблематику; иногда могут объединяться несколько типов заключений. Содержание

7. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. И логическое разворачивание мысли, и композицию текста автор стремится сделать воздействующими на мысль и чувства адресата. Особенно ярко это проявляется в научно-популярном и публицистическом текстах. Использование изобразительно-выразительных средств (ИВС) при оформлении текста служит этой же цели. Описание требует умения внимательно, неторопливо всмотреться в предмет, увидеть то, что особенно в нем значимо и интересно. В таких текстах используются тропы - образные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. В повествованиях и рассуждениях надо передать движение сюжета или движение мысли, поэтому в них используются риторические фигуры. Это такие средства выразительности, которые связаны с особым построением или расположением предложений в тексте, а также со смысловыми связями синонимов, антонимов, однокоренных и многозначных слов в тексте. Научный текст передает точную информацию, поэтому использование образных средств в нем часто сведено к минимуму. Публицистический текст передает информацию и в то же время воздействует на адресата, убеждает его в чем-то, поэтому возможны любые ИВС. В каждом тексте будут использоваться общие средства выразительности. Содержание

Для чего нужны средства художественной выразительности? Средства выразительности эмоционально воздействуют, привлекают внимание, делают текст ярким, выразительным, динамичным и т. п. Изобразительно-выразительные средства помогают автору воздействовать на адресата, поэтому тщательно отбираются им. Соединяясь в тексте с логическими и композиционными приемами разворачивания авторской мысли и чувств, они помогают адресату полнее понять основную мысль текста, авторское отношение к проблеме, поднимаемой в нем. Изобразительно-выразительные средства в тексте надо не только найти и назвать, но и проанализировать их с одной или нескольких точек зрения: ИВС помогают сделать мысль автора понятной; ИВС помогают выразить авторское отношение к поднимаемой в тексте проблеме; ИВС помогают оттенить композиционное решение текста (в его трехчастной структуре и в смене микротем). Все сказанное помогает сделать текст красивым и интересным для адресата. Анализ использованных средств выразительности нельзя сводить к фразе типа «языковые средства интересные, автор использует эпитеты и метафоры». И еще на одну ошибку, распространенную в школьных рецензиях, необходимо обратить внимание: нельзя писать: «Средства выразительности помогают доказать доводы». Содержание

8. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов. При комплексном анализе рассматриваются лингвистический, риторический и стилистический аспекты. Целью комплексного анализа текста является понимание его авторского замысла. Что такое авторский замысел? Другими словами, как автор задумывает и создает текст, интересный по мысли, яркий по форме и интересный для адресата? 1. Автор стремится реализовать свои три основные цели: поделиться с читателем своей мыслью; сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной; Учесть интересы адресата, сделать текст адресным. Эти цели организуют всю последующую работу автора. 2. Автор выбирает ту сферу общения, в которой его мысль и авторская позиция будут уместны, в которой он найдет нужного адресата и добьется коммуникативного успеха. 3. Он создает текст: изобретает содержание текста (тему, основную мысль, аргументы), располагает его (строит композицию), делает текст красивым и воздействующим на адресата (оформляет текст выразительными речевыми средствами), реализуя свои цели и требования сферы общения. Содержание

План комплексного анализа текста. I. После внимательного прочтения текста (все детали важны!) по первому впечатлению определите, как автор передает свою мысль и авторскую позицию в соответствии с требованиями выбранной сферы общения. Если мысль передана точно, ясно, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, то текст рассчитан на научную сферу общения; адресату должна быть интересна в нем именно фактическая сторона. Если мысль передана эмоционально и при этом авторская позиция и обращения к адресату подчеркнуты, то текст рассчитан на публицистическую сферу общения, основная мысль текста обычно проблемна, с мнением автора адресату может быть интересно поспорить. II. Определите, каково содержание текста: его тема (о чем текст?), основная мысль (что нового по теме?), каковы авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения? III. Рассмотрите композицию текста: как с помощью расположения материала автор привлекает и удерживает внимание читателя к своей мысли: 1. Дайте характеристику вступления, заключения (размер, тип, функция) и основной части. 2. Определите характер подачи мысли (индуктивный или дедуктивный). 3. Выделите микротемы в каждой композиционной части, определите их характер (сложная/простая). 4. Найдите «украшения» и дополнительные композиционные фрагменты (если они есть). 5. Определите темп развития темы и сделайте вывод: почему автор выбрал именно такой темп? IV. Обобщите свои наблюдения над изобразительно-выразительными средствами (ИВС): как с их помощью автор делает текст красивым, выразительным и воздействующим на адресата? Рассмотрите общие (лингвистические), специализированные ИВС (тропы, фигуры) и стилистически окрашенные слова, словосочетания и предложения, соотнося их использование в тексте с развитием основной мысли, особенностями композиции, авторским отношением к проблеме. V. Определите, как автор придает тексту проблемный характер, какую проблему он ставит перед читателем. VI. Обобщите свои выводы: каков целостный авторский замысел в вашем понимании (в вашей интерпретации)? Содержание

Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст. I. При определении характера передачи мысли и авторской позиции надо определить стиль, в котором написан текст. Стиль речи подсказывает степень эмоциональности текста и яркости авторской позиции. II. При работе с содержанием текста необходимо определить ведущий тип речи, использованный в тексте. Тип речи помогает построить логическую схему текста, так как тема и основная мысль разворачиваются в тексте по законам данного типа речи. 1. При выявлении темы текста полезна работа с его тематической цепочкой: в каждом предложении текста, начиная со второго, цепочка подлежащих и/или дополнений поможет вам верно определить тему (о чем текст?). 2. При выявлении новой информации в тексте полезна работа с цепочкой слов, состоящей из сказуемых, определений и обстоятельств в предложениях текста. 3. При выявлении основной мысли необходимо обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, начало заключения) и найти предложения, формулирующие основную мысль (в заголовке могут быть словосочетания, содержание которых близко к основной мысли). 4. Чтобы найти в рассуждении доводы и примеры, помните, что доводы оформляются с помощью абстрактных и/или оценочных слов и их содержание нельзя представить в виде иллюстрации. Примеры же конкретны, они либо описательны, либо повествовательны, и их содержание можно представить в виде иллюстрации. 5. На основании всей этой работы необходимо построить логическую схему текста, не забывая о выводе. Опираться надо на ведущий тип речи текста. Содержание

Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (продолжение). III. При анализе композиции как средства сохранения интереса адресата к мысли автора рекомендуется: 1. Определить границы всех трех композиционных частей. Подумайте, соразмерны ли они? Почему длинно или коротко вступление/заключение? 2. Обосновать, как типы и функции вступления и заключения «работают» на авторские цели. 3. Составить план и соотнести его с логической схемой текста. Это поможет увидеть индуктивный (дедуктивный) характер подачи мысли, смену микротем и их объем, «украшения» композиции (антитезу, градацию и пр.), наличие дополнительных фрагментов, то есть в целом темп развития темы и его роль в реализации трех авторских целей и авторского замысла. IV. При работе с ИВС как со средством речевого воздействия на адресата полезно Приложение 1: 1. Найдите общие средства выразительности. 2. Соотнесите их с тропами и фигурами. Убедитесь, что тропы и фигуры неотрывны от общих средств, «усиливают» их значимость в тексте и украшают текст: а) в синонимических рядах типичны эпитеты, выстроенные в соответствии с фигурой градации; б) на антонимах основана антитеза; в) однокоренные слова в пределах абзаца (микротемы) всегда соотносимы с фигурой лексического повтора; г) однотипно построенные предложения - это синтаксический параллелизм, а возможно, анафора, период (это виды синтаксического повтора); д) необычный порядок слов - это фигура инверсии и средство логического ударения; е) другим средством выражения логического ударения выступают неполные и парцеллированные предложения и т. д. Содержание

Подробный перечень действий, помогающий анализировать и понять текст (окончание). 3. Полезно и нетрудно увидеть и проанализировать одновременное действие общих и специализированных ИВС: например, каждый из двух контрастных (фигура антитезы) доводов, т. е. сложных микротем, содержит в своем составе микротемы, соотнесенные между собой на основе градации, что, в свою очередь, оформлено посредством синонимичных эпитетов. 4. Найдите стилистически окрашенные средства: книжные (в том числе высокие, поэтические) и разговорно-просторечные (сниженные). Определите, как они делают текст эмоционально воздействующим на читателя и выразительным и помогают автору предъявить авторскую позицию. V. При определении проблемы, поднимаемой автором в тексте, вернитесь к заключительной части текста и сопоставьте её содержание с основной мыслью, данной в конце вступления, и с логической схемой (доводами). Обычно вторая формулировка более широкая, абстрактная, она может быть логичной (подчеркивает авторскую мысль) или эмоциональной (обращает внимание на авторскую позицию), может даже выводить за пределы темы (см. раздел 6), намечая более широкие горизонты поднимаемой автором проблемы. Обратите внимание на ИВС в заключении. VI. Целостный авторский замысел характеризуйте по трем составляющим: 1. Какая авторская мысль, с какой авторской позицией и для какого адресата есть в тексте? С какой степенью эмоциональности она предъявлена? Как учтены требования сферы общения? 2. Какая проблема поднята в тексте, каковы аргументы (доводы и примеры) в пользу основной мысли? 3. Каковы основные особенности композиции и средств выразительности как средств речевого воздействия на адресата? Содержание

9. Написание рецензии на научный и публицистический тексты. Автор рецензии дает в своем тексте оценку прочитанному произведению, основывая эту оценку на анализе текста, на понимании авторского замысла «первичного», «исходного» текста: его целеустановок, содержания (темы, основной мысли, проблемы) и формы. I. Рецензия – критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. (БЭС) II. Рецензия – это текст, в котором дается аргументированный критический анализ произведения, его оценка. (Т. Ладыженская) III. Рецензия – это сложный речевой жанр, отражающий увлекательный поиск своего видения и понимания авторского текста, понимания того, для чего написана книга, что хотел сказать её автор. (Т. Ладыженская) IV. Рецензия появляется тогда, когда произведение искусства или научный труд начинают выступать как предмет интерпретации, а её автор излагает свое понимание и переживание этого предмета. Это текст о тексте. (Л. Майданова) V. Рецензия – это вторичный текст, появившийся в результате того, что его автор представил читателю свою интерпретацию первичного текста. (Л. Майданова) Содержание

Этапы работы над рецензией. В основу рецензии надо положить характеристику авторского замысла, зафиксированную в анализе текста (это и есть интерпретация текста), ввести в текст авторскую позицию рецензента и сделать текст более эмоциональным. Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста. 1. Сбор материала для анализа: 1.1. Работа над определением авторских целей, темы, основной мысли (см. раздел 3) и логики её развития (см. раздел 4), поставленной проблемы; 1.2. Рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиции, ИВС (см. разделы 6, 7); 1.3. Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение произведения в контексте эпохи. 2. Написание аналитического текста: целостное рассмотрение авторского замысла в единстве целей, содержания и формы. II. Формирование авторского замысла рецензии (текста о тексте). 1. Продумывание личностной (авторской) позиции рецензента: 1.1. Согласие/несогласие с основной мыслью первичного текста, трактовкой поставленной проблемы. Понимание актуальности проблемы Формирование целостной эмоциональной оценки текста рецензентом (что понравилось, произвело глубокое впечатление, что нового в привычном увидел с помощью прочитанного текста, узнал много нового…). 2. Определение авторской цели рецензента: передать не только информацию, но и эмоции по поводу прочитанного текста. 3. Составление логической схемы текста будущей рецензии. 4. Выбор композиционного решения рецензии (три части, их размер, смена микротем в каждой из них, темп развития темы). 5. Выбор ИВС для рецензии. 6. Определение адресности текста. Учитывая, что адресат мог не читать рецензируемого произведения, в рецензии необходима опора на текст, с которым рецензент как бы знакомит читателя. Но рецензию нельзя сводить только к пересказу. III. Написание рецензии. Проверка её тематической целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности по мысли и авторской позиции, а также исправление речевых и прочих ошибок (если они есть). Содержание

Как выбрать удачное композиционное решение текста рецензии? Прочитайте характеристику композиционных частей рецензии и возможного их содержательного наполнения. I. Вступление должно быть эмоциональным, коротким, энергичным, в конце вступления предъявляется основная мысль рецензии. Можно в нем говорить об актуальности поднимаемой проблемы (проблему надо четко обозначить, то есть назвать на основе анализа интерпретации текста!). Можно начать с доводов оппонента или с впечатления, которое прочитанный текст (вернее, его проблема!) произвел на рецензента-читателя. II. В основной части должна быть представлена интерпретация содержания авторского текста, созданная рецензентом, аргументированный анализ содержания первичного текста и авторской позиции, отраженной в нем. В них рецензент находит сильные и слабые, с его точки зрения, моменты. Одновременно с этим рецензент обращает внимание на форму первичного текста, ведь именно композиция и средства выразительности «представляют» его содержание и обеспечивают эффект прямого речевого воздействия на адресата. В основной части рецензент все время помнит о читателе своего текста и выражает свою авторскую позицию. III. Заключение должно обобщить все сказанное рецензентом, отразить его видение проблемы, поднимаемой автором первичного текста, представить значение произведения для читателей. В нем можно использовать некоторые приемы, рекомендованные для вступления, использовать «ход в будущее» (Что будет… К чему может привести, как будет замечательно… и т. п.) или обыгрывать вступление (кольцевая композиция) и т. д. Содержание

Требования, предъявляемые к рецензии. 1. Понимание содержания рецензируемого (первичного) текста: понимание его основной мысли, поднимаемой проблемы, логики развития основной мысли, структуры авторской аргументации. 2. Понимание особенностей мастерства автора первичного текста в использовании средств реализации авторского замысла и речевого воздействия на адресата: видение красоты композиционного решения. Использования средств выразительности. 3. Понимание актуальности рецензируемого текста. Видение произведения в контексте эпохи, в системе координат современной жизни. 4. Наличие личностной позиции рецензента, его оценка, мнение, впечатление. 5. Учет интересов адресата рецензии. Адресат мог не читать произведения, поэтому его как бы знакомят с текстом (рецензию при этом не надо сводить к пересказу). Важно убедить в справедливости мнения рецензента. 6. Соответствие текста рецензии требованиям, которые предъявляются к хорошим рассуждениям: основная мысль рецензии должна быть выражена ясно, аргументы должны быть убедительными (желательны цитаты из первичного текста), рецензию должна отличать композиционная стройность, правильность, чистота, точность, логичность речи. Содержание

Требования, предъявляемые к рецензии (продолжение). Важным требованием, предъявляемым к рецензии, является требование связности. Связанными должны быть композиционные части, сложные и простые микротемы, отдельные предложения. Обычно бывает трудно подобрать слова, помогающие сделать текст связным, поэтому предлагаются некоторые речевые клише (штампы), которые могут оказаться полезными при работе над рецензией. Определенную сложность при работе над рецензией представляет введение мнения оппонента. Важным требованием, предъявляемым к рецензии, является требование отражения личностной (авторской) позиции рецензента. Многие учащиеся считают, что если они напишут: «Я согласен с мнением автора» или «Я не согласен с мнением автора» - то они выполнят это требование. Но это не так. Личностная позиция должна отражаться во всем тексте рецензии с помощью оценочных слов и специальных речевых клише (см. Приложение 1). Эти средства помогают передать в рецензии ваше целостное понимание первичного текста. Особую сложность представляет использование средств выразительности в рецензии. Язык рецензии – это язык понятий и терминов. Но рецензия всегда рассчитана на адресата, поэтому надо стремиться сделать текст ясным и интересным для него. Работая над рецензией, вы должны следить за правильностью вашей речи. Содержание

Схема целостного анализа рецензии. I. Анализ умений работать с первичным текстом. 1. Правильно ли определены стиль и ведущий тип речи текста и соответственно целевые установки автора? 2. Определите, верно ли, в соответствии с текстом, поняты основная мысль, авторская позиция, поднимаемые проблемы? 3. Выясните, насколько глубоко понята логика развития основной мысли, структура её аргументации. 4. Определите, понята ли автором рецензии актуальность нравственной проблемы рецензируемого текста? 5. Есть ли в рецензии понимание и оценка особенностей мастерства автора первичного текста в использовании средств реализации авторских установок и речевого воздействия на адресата: композиционного решения, средств выразительности. Называет ли рецензент средства и указывает ли их роль, приводит ли примеры? II. Анализ текста рецензии. 1. Выражена ли в рецензии основная мысль ясно, аргументирована ли убедительно с привлечением примеров и цитат из текста? 2. Отличает ли рецензию композиционная стройность и связность? 3. Отражена ли личностная позиция рецензента? 4. Выражена ли в рецензии ориентация на адресата? 5. Каков язык рецензии? Ясный, точный, правильный и выразительный? Содержание

Приложение 1. Оценочные слова и речевые клише. I. Выражение эмоциональной оценки. К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что…; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что…; интересно и др. II. Выражение согласия/несогласия с мнением автора. Должны согласиться; разделять точку зрения; признавать достоинства; автор решает вопрос оригинально, интересно; следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем. К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что…; автор упускает из виду; необоснованно утверждает. III. Выражение уверенности или предположения. Убежден, уверен; считаю(ем), что…; полагаю(ем), что…; подтверждать; автор убедительно доказывает, что…; разумеется, что…; очевидно, что…; нет сомнений в том, что…; в этой связи ясно, что…; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что…; условимся, что… IV. Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте. Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на…, останавливается на…; отмечает важность, формирует, исходит из…; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что…; приводит пример того, как…; приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что…; в заключении можно сказать, что…; важно отметить, что… V. Средства рациональной оценки в рецензии. Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова, точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др. Содержание

Конец. Сценарист и режиссёр: Гончарова Юлия.