Зрительный диктант «Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Advertisements

Читая миниатюры Пришвина… (комплексный анализ текста)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Презентация по лингвистическому анализу текста. Автор Соковых Надежда Николаевна. Учитель школы 250 г. Санкт- Петербурга.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Читая миниатюры Пришвина… (комплексный анализ текста)
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение на лингвистическую тему Лингвистика (языкознание) - наука о языке, об исторически сложившейся системе звуковых, словарных и грамматических средств,
Вводные конструкции Вводные конструкции Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа-
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
У РОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «О Т АНАЛИЗА ТЕКСТА – К СОЧИНЕНИЮ »
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Зрительный диктант «Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». М.М.Пришвин

Что можем сказать об авторе этих слов?

Дневниково- афористическая миниатюра? Стихотворение в прозе? Лирико-философская миниатюра?

Анализ текста (ключевые слова) понятийно-логические (объективные) экспрессивно-оценочные (субъективные) Слова, связанные с обозначением основных образов, объектов, понятий текста. Найти их необходимо, чтобы определить тему. Выражают доминирующую в тексте авторскую оценку. Следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Анализ текста (ключевые слова) понятийно-логические (объективные) экспрессивно-оценочные (субъективные) Дорога, кустик мяты, цветок, бабочка, крылышки, цветка, мысль, книжка Кустик мяты, небольшая бабочка, крылышки, не хотелось расстраивать, решил подождать, свою мысль

Анализ текста (логико-смысловая схема) У дороги кустик мяты Я хотел сорвать Небольшая бабочка Я решил подождать и стал записывать

Анализ текста (тематическая прогрессия) Д 1 (у края дороги) - Н 1 (кустик мяты) Д 2 (Я) - Н 2 (хотел сорвать и понюхать) Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела) Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать) Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и стал записывать)

Анализ текста (лексический и синтаксический уровни) Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте? Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения «среди лиловых колокольчиков». Чем авторский вариант лучше? Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль?

Анализ текста (диалогичность, или обращённость к читателю) Напишите мини- изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова «…одну свою мысль…». (Какую? О чём? С каким чувством?)

Незабудки (отрывки) Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении. Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке? А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.

Незабудки (отрывки) …А мимо проходили дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!» Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья. В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?

Незабудки (отрывки) Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое- то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии. Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.

Некоторые итоги Специфику миниатюр Пришвина определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и окружающего его мира, их со- существования подчеркивается художественным параллелизмом. Интересна особенность системы ценностных ориентиров в «интимных пейзажах» Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально- нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие. Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.

Домашнее задание 1. Проанализируйте текст упражнения 67 (миниатюра М.М.Пришвина). 2. Напишите мини-изложение, дополнив его элементами сочинения, выразив своё впечатление от словесной картины природы и своё отношение к позиции автора.

Литература 1. Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к обучению русскому языку. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М., АСТ: Астрель, Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? - М., Первое сентября, Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2 т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Соловей Юрий и Татьяна. «Портреты» цветов// Приложение к журналу «Литература в школе». – Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., kartinki2008.ru