Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» Районный семинар «О мерах по профилактике суицидального поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ! МИФФАКТ 12 Если человек говорит о само­убийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве.
Advertisements

Скажи НЕТ суициду! Отдел образования администрации Комсомольского района Чувашской Республики МКОУ «Центр диагностики и консультирования»
Профилактика суицидального поведения обучающихся.
Подростковый суицид. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. СУИЦИД - осознанный акт устранения из жизни под воздействием.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика кризисных состояний у подростков. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать...» (Екклесиаст. 3:1)
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
«Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти – он боится жизни…» В.Франкл.
Сигналы SOS для взрослых: подростковый суицид. Россия занимает одно из первых мест по числу самоубийств среди детей и подростков в мире. Россия занимает.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА: «ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА» Презентацию подготовила Сухих И. А. Педагог-психолог МКОУ СОШ 3 г. Котельнича.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
АУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Согласие» г. Ишима» РУКИ ПОМОЩИ (профилактика суицидов среди несовершеннолетних) Докладчик:
Суицид – геройство или слабость? Печальная статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди.
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Транксрипт:

Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» Районный семинар «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся в ОУ» 26 марта 2012 год.

«Подросток и суицид»

«Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти – он боится жизни…» В.Франкл

Суицид Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицидальное поведение Суицидальное поведение представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.

Парасуицид Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих), при которых суицидент знает о своей безопасности (пара суициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему). Суицидальные проявления – Суицидальные проявления – мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями (группа риска).

Факторы суицидального риска Возраст: До 5 лет суициды не совершаются; До 12 лет достаточно редкое явление; К 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания. С 15 до 24 лет – первый критический период (пик – лет); Возраст середины жизни (35-40 лет); С 40 до 50 лет - наибольшее число завершенных суицидов. Пожилой возраст (65-70 лет).

Пол Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин. Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще. Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.

Семейные обстоятельства Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви); Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение). Статистические данные: - В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим % суицидентов из неполных семей % суицидентов не получили нормального семейного воспитания. - У 53 % отмечались трудности поведения. - У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.

Личностные особенности Низкая самооценка, конфликтность. Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность. Чувство одиночества тревоги. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость. Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон). Несформированность механизмов психологической защиты. Несформированность высших духовных потребностей.

Мотивы суицидального поведения Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров. Предпочтение траурной и скорбной музыки. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. Разговоры об отсутствии ценности жизни. Фантазии на тему о своей смерти. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.). Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить». Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Приобретение средств для совершения суицида. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность. Написание прощальных писем. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Проявление признаков депрессии.

Мифы и факты МИФФАКТ 12 Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями

Рекомендации педагогическому коллективу по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: - ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке; - начал пропускать занятия; - перестал активно общаться со сверстниками; - ведет себя демонстративно и др. Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств (хвали при всех, ругай наедине)), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художестванной литературы и СМИ. Недопустимо открытое и прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестные реакции и др. Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравств 6 анной сферы подростка как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.

Главная наша задача состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства

Бог никогда не пошлет скорби, превышающей меру человеческую, и раз послал беду, значит, обязательно даст сил ее преодолеть. Неверие в эту простую истину и заставляет наложить на себя руки, что является попранием Божестванной к себе любви.