Задачи психологической диагностики в клинической медицине Щелкова О.Ю. Кафедра медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Advertisements

Использование концептуальных положений МКФ при психологической диагностике в рамках МСЭ Москва ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Перспективы внедрения современных инновационных технологий в практику медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ и конвенции о правах.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Проблемы семьи в оказании поддержки психического больного.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Виды психологических диагнозов Выполнила : Самогина А.А. СКП-ЛПБ-31.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
СОГМА Владикавказ-2013 А.С.Татров. СОГМА 2013 А.С.Татров.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Транксрипт:

Задачи психологической диагностики в клинической медицине Щелкова О.Ю. Кафедра медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета

Цель медико-психологической диагностики -- получение объективной информации о совокупности психологических характеристик исследуемого, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, в том числе под влиянием болезни, а также представление этой информации в систематизированном виде – в виде психологического заключения (психологического диагноза). Цель медико-психологической диагностики -- получение объективной информации о совокупности психологических характеристик исследуемого, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, в том числе под влиянием болезни, а также представление этой информации в систематизированном виде – в виде психологического заключения (психологического диагноза).

Тезис 1 В настоящее время психологическая диагностика в клинике является необходимым элементом лечебно- диагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга), а также психофармакотерапии. В настоящее время психологическая диагностика в клинике является необходимым элементом лечебно- диагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга), а также психофармакотерапии.

Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике. Психологическая диагностика в психиатрии сформировалась как система деятельности медицинских психологов, направленная на выявление, квалификацию и научный анализ особенностей познавательной и личностно- мотивационной сферы психически больных на основе использования собственных – психологических (клинических и экспериментальных) – методов исследования.

Основная цель психологической диагностики в психиатрической клинике Объективирование данных клинического (врачебно-психиатрического) обследования с раскрытием закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Зейгарник Б.В., 1986). Объективирование данных клинического (врачебно-психиатрического) обследования с раскрытием закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Зейгарник Б.В., 1986).

Одной из новых и актуальных задач психологической диагностики выступает задача прогнозирования эффективности лечения и реабилитации психически больных на основе изучения их личностных и социально- психологических характеристик в преморбидном и морбидном периодах. Это обусловлено тем, что в психиатрии именно критерий прогноза является наиболее объективным критерием валидности психологической диагностики

Определяющим фактором психологической диагностики в психиатрической клинике является клиническая задача, в связи с которой диагностика проводится. Такая задача формулируется совместно врачом- клиницистом и психологом в процессе обсуждения программы диагностической и лечебно- восстановительной работы с больным. В конкретном психодиагностическом исследовании такая задача выступает как системообразующий фактор, определяющий стратегию и тактику проведения самого исследования, а также характер описания его результатов – психодиагностического заключения.

Конкретными задачами медико-психологической диагностики могут выступать выявление и психологическая квалификация особенностей и нарушений: психомоторной и познавательной деятельности; психомоторной и познавательной деятельности; структуры и уровня интеллекта как интегральных характеристик познавательной деятельности; структуры и уровня интеллекта как интегральных характеристик познавательной деятельности; актуального психического состояния; актуального психического состояния; эмоционально-аффективной и мотивационно- волевой сферы личности; эмоционально-аффективной и мотивационно- волевой сферы личности; структуры (типологии) личности; структуры (типологии) личности; уровня и механизмов психологической адаптации и компенсации (защитно-совладающего поведения); уровня и механизмов психологической адаптации и компенсации (защитно-совладающего поведения); системы значимых отношений, реакций личности на болезнь и социального функционирования личности в условиях болезни; системы значимых отношений, реакций личности на болезнь и социального функционирования личности в условиях болезни; качества жизни, связанного со здоровьем, качества жизни, связанного со здоровьем, другие задачи другие задачи

Задачи психологической диагностики в соматической клинике. Появление психологии в этой сфере клинической медицины сопровождается недостаточной разработанностью представлений о предмете, задачах и методах работы психолога в соматической клинике. Внедрение медицинской психологии в клинику соматических заболеваний связано с пониманием важной роли личности больного и социально-психологических факторов в развитии заболеваний и в лечебном процессе.

Задачи психологической диагностики при изучении влияния соматического состояния на психику человека: Первый аспект связан с выявлением особенностей и нарушений психического состояния больных; Второй аспект связан с изучением изменений в сфере личности, включая патологические способы реагирования на болезнь.

Выявление особенностей и нарушений психического состояния больных Проблема коморбидности соматических заболеваний и психических расстройств в аспекте интегрированной диагностики и адекватной лечебной тактики с точки зрения современных концепций психосоматических и соматопсихических взаимоотношений Проблема коморбидности соматических заболеваний и психических расстройств в аспекте интегрированной диагностики и адекватной лечебной тактики с точки зрения современных концепций психосоматических и соматопсихических взаимоотношений

Адекватная психологическая диагностика должна учитывать сложные соматопсихические и психосоматические взаимоотношения, особенно: Соматогенной; Нозогенной; Психогенной составляющих аффективных расстройств при соматических заболеваниях

Задача является изучение механизмов приспособления личности к болезни в процессе возникновения и развития соматического заболевания Нарушаются механизмы взаимодействия человека и среды. Любая хроническая болезнь, независимо от ее биологической природы, ставит человека в психологически особенные жизненные обстоятельства. Любая хроническая болезнь, независимо от ее биологической природы, ставит человека в психологически особенные жизненные обстоятельства. Вызываемая болезнью дезорганизация социальной жизни пациента иногда более остро переживается им, чем нарушения функционирования организма. Вызываемая болезнью дезорганизация социальной жизни пациента иногда более остро переживается им, чем нарушения функционирования организма. В связи с этим вступают в действие механизмы психологической адаптации к болезни, направленные на восстановление нарушенного взаимодействия больного с широким и микро- социальным окружением. В связи с этим вступают в действие механизмы психологической адаптации к болезни, направленные на восстановление нарушенного взаимодействия больного с широким и микро- социальным окружением.

Задача исследования ВКБ В соответствии с представлениями школы В.Н.Мясищева, основу психологической адаптации личности к болезни составляет система ее значимых отношений – отношение к себе, другим людям, к болезни, к лечению. В соответствии с представлениями школы В.Н.Мясищева, основу психологической адаптации личности к болезни составляет система ее значимых отношений – отношение к себе, другим людям, к болезни, к лечению. Вкб как комплекс аффективно-когнитивного реагирования, обозначенный в отечественной психологии, формируется из физических ощущений, интеллектуальных представлений и эмоциональных переживаний больного. Вкб как комплекс аффективно-когнитивного реагирования, обозначенный в отечественной психологии, формируется из физических ощущений, интеллектуальных представлений и эмоциональных переживаний больного. ВКБ является личностным механизмом, определяющим системный ответ человека на болезнь. Это «психологическое новообразование» в существенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда полностью это поведение определяет Это ключ к пониманию личностного смысла заболевания для пациента, в котором отражается его готовность сделать хроническое соматическое заболевание частью своей обычной жизни ВКБ является личностным механизмом, определяющим системный ответ человека на болезнь. Это «психологическое новообразование» в существенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда полностью это поведение определяет Это ключ к пониманию личностного смысла заболевания для пациента, в котором отражается его готовность сделать хроническое соматическое заболевание частью своей обычной жизни

Задача клинического психолога по дифференцированной оценке психического состояния больного: определение степени выраженности, глубины и структуры эмоционально-аффективных, мотивационных и поведенческих нарушений; выявление осознаваемых и неосознаваемых установок в отношении болезни и лечения (нозо-фильные, -фобные тенденции, «уход в болезнь» и т.п.) как следствие нарушений психического состояния больного, так и предикторы усиления тревоги, депрессии, страхов, ипохондрии.

Отдельной задачей психологической диагностики в соматической клинике составляет изучение качества жизни больных различными по характеру протекания и лечения, тяжести прогноза заболеваниями. Современные подходы к терапии и оценке ее эффективности предполагают анализ не только объективной динамики симптомов болезни, но и субъективной удовлетворенности больного лечением и своей жизнью в условиях болезни.

Задача психологической диагностики по выявлению уровня и структуры качества жизни, а также психосоциальных факторов, его определяющих, соответствует современному уровню лечения и реабилитации больных, отражает общие тенденции гуманизации медицины, усиление внимания к личностным и социально-психологическим факторам, включенным в этиопатогенез и во многом определяющих эффективность их лечения. Сложность и многомерность подобных исследований определяется многомерным характером самого понятия качества жизни, включением в его структуру разнообразных параметров жизнедеятельности человека: физических, психологических, социальных, экономических и др.

Качество жизни представляет собой совокупность переживаний и отношений человека, которые ориентированы на осмысление существования, ценности здоровья и возможностей личности устанавливать взаимосвязи с внешним миром в соответствии со своими потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе в условиях болезни. Л.И. Вассерман с соавт. (2001)

Качество жизни в значительной степени определяется отношением к здоровью как жизненной ценности, понимание и осознание которой приходит при заболевании. В контексте теории В.Н.Мясищева это может интерпретироваться как проявление взаимосвязи «система отношений – болезнь». Психологические механизмы влияния болезни на личность и ее благополучие должны рассматриваться с позиции системы отношений личности в целом с раскрытием субъективного смысла болезни как события в жизни. Понимание личностного смысла заболевания в иерархии смыслов и ценностей больного является интегральной задачей психологической диагностики, от решения которой зависит выбор методов психологической коррекции и социальной реабилитации.

При психосоматических заболеваниях, также как при неврозах и других психогениях, особое значение, наряду с экспериментально- психологическим методом, приобретает клинико-психологический метод (клинический метод в психологии), реализующий глубоко индивидуализированный, неформальный и аналитический подход к изучению формирования и существования личности и позволяющий осуществлять «позитивную» психологическую диагностику.

Клинико-психологический (биографический) метод, дополненный данными объективного (инструментального) психологического исследования, может предоставить существенную информацию о генезе внутриличностной и социально- психологической проблематики больного, трансформированной по механизмам психосоматических соотношений в симптомы физического неблагополучия, и тем самым способствовать проведению целенаправленной патогенетической, личностно- ориентированной (реконструктивной) психотерапии этой категории больных.

В психосоматической медицине существует около 20 теоретических концепций и направлений, выделяющих те или иные этиологически значимые факторы и механизмы развития заболеваний. Наибольший интерес представляют интеграционные концепции, рассматривающие единство: биологическая предрасположенность (диспозиция) – личность – ситуация. Психологическая диагностика приобретает наиболее важное значение, так как способствует углублению представлений о психосоматических взаимоотношениях и выявлению в каждом отдельном случае психологических факторов, способствующих и задерживающих развитие болезни.

Выделяются следующие блоки психодиагностической информации при исследовании больных соматическими и психосоматическими заболеваниями. 1. Полученные клинико-психологическим путем данные об условиях развития личности больного, формирования его социальных отношений и внутриличностных проблем. Представление о сформированных в этих условиях индивидуальных особенностях личности и межличностного взаимодействия. 2. Оценка актуального психического состояния и реактивно-личностных образований в связи с имеющимся заболеванием и социально- психологическими, профессиональными, семейными и др. факторами, его сопровождающими.

4. Комплекс защитно-совладающих со стрессом болезни механизмов – неосознаваемых (МПЗ) и вполне осознаваемых и активных стратегий психологического преодоления (копинга), а также обеспечивающих их внутренних (личностных) и средовых ресурсов. 5. Качество жизни больных как результирующая объективных условий существования личности в условиях болезни и субъективного отражения их в ее самосознании и эмоциональной сфере.

Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!