Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Advertisements

6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Пример презентации к уроку литературы в 6 классе (автор – составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 с.Казгулак Литвинова М.И.) Мотив одиночества.
Урок анализа поэтического текста в 6 классе по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок». Подготовили учителя русского.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
Михаил Юрьевич Лермонтов Годы жизни: г. Место рождения: Москва Родители: Мария Михайловна, Юрий Петрович Бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Одиночество и странничество – понятия-символы поэзии М.Ю.Лермонтова. Они выражаются через образы-символы. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое.
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Тема : М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений « Тучи », « Утёс » Автор Бут Наталья Александровна, учитель МОУ « Вейделевская СОШ » п. Вейделевка Белгородской.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Тема урока: «Мотивы одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна.
Транксрипт:

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»

Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотворения

Поэтическая разминка 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 3. Выхожу один я на дорогу…

Поэтическая разминка 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко.

Узнай стихотворение 5. Один и без цели по свету ношу с я давно я 6. На севере диком стоит одиноко Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837 г.

М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будкин 1834 г.

М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.

Проверка ДЗ Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

Цели урока - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно- выразительных средств языка - дать интерпретацию поэтического текста

Цели урока - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М.Ю.Лермонтов

Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)

Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

«ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

«Утес» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне

Творческая лаборатория «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников

Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

Качества, свойства «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности

Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?

Роль эпитетов Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. - Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.

«Утес» « Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности

Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.

Образы, герои, характеры КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? - МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?

«Тучка» и «утес» Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.

Позднее творчество « Листок» 1841 год

Мироощущение двух поэтов -Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»

Композиция - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворения? - Сколько строф в стихотворении?

Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

Композиция Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары Третья и четвертая - диалог

Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?

Листок « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя» « приюта молит» «странник прижался» «бедный листочек» « до срока созрел»

Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?

Листок « оторвался от ветки родимой - олицетворение «жестокою бурей гонимый» - олицетворение « засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора « приюта молит» - олицетворение «странник прижался» - олицетворение

Листок «докатился до Черного моря» «вырос в отчизне суровой» «один и без цели» «пришелец»

Листок Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество

Чинара «молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские птицы» «листья изумрудные»

Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?

Творческая лаборатория «молодая» - эпитет «с ней шепчется ветер» - олицетворение « ветви лаская» -олицетворение « поют ей райские птицы» - олицетворение

Изобразительные средства «Листья изумрудные»- эпитет «сынам свежим» -метафора «солнцем любима» - олицетворение

Чинара Бесчувственная Самовлюбленная Самодовольная Равнодушная Радость бытия. Счастливая.

Листок и чинара Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары.

Аллегория Образ листка - это аллегория.

Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив стихотворения?

Как показаны одиночество и бесприютность героя?

Инверсия - обратный порядок слов « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя»

Инверсия « приюта молит» «бедный листочек» « до срока созрел» « докатился до Черного моря»

Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Стихотворение «Листок» Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.

Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается приютить странника? - Какие мотивы звучат в этом стихотворении»

Море Море символизирует край света, оно сулит гибель листка

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества? Мотивы одиночества, странничества

« Парус» «Тучи» « На севере диком» «Утес» Мотивы одиночества, странничества

Литературная гостиная

Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение. повторить литературоведческие термины. Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)

Индивидуальное творческое задание: Кириллу, Рите – Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

Значение эпиграфа Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)