Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств. Практикум «Мастер-Класс» по логопедическому массажу при Дизартрии Семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАССАЖ Для развития соматогнозиса и тактильного восприятия.
Advertisements

Журнал для заботливых родителей и талантливых детей Уроки логопеда Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ 26 Домрачева Надежда Валентиновна.
Самомассаж для дошкольников Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга Презентация на тему: Рекомендации для.
Значение массажа в системе устранения заикания. Применение массажа при заикании Применяя массаж можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Использование приемов игрового самомассажа в работе учителя-логопеда Семина Ирина Евгеньевна Учитель-логопед 1 кв. категории МБДОУ 102.
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
1 Цель: расслабление мышц глаз для снятия напряжения, улучшение состояния и повышения работоспособности, улучшение кровообращения, снятие чувства усталости.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ЗАКАЛИВАНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Массаж. Массаж лица. Массаж грудной клетки. Закаливание. ЗАНЯТИЕ 8.
Волосатова Елена Владимировна Уход за кожей головы Массаж – самое эффективное средство нормализации состояния кожи головы. При нормальной.
Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Развитие познавательных функций у детей «Зарядка для ума и тела» Табагари И.И. социальный педагог ЦПМПК.
Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же температуры.
МАДОУ 53 г. Томска Учитель – логопед Максимова Анна Андреевна.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
1.Гимнастика для мозга; 2.Упражнения для улучшения осанки; 3.Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг): «Волшебный сон», «Волшебный мешочек»,
Консультация для родителей на тему: «Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения» Подготовила: учитель.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у младших школьников с ОНР (из опыта работы учителя – логопеда С(К)СОШ 15 Соловьевой.
Транксрипт:

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств. Практикум «Мастер-Класс» по логопедическому массажу при Дизартрии Семинар мая 2014 г. г.Челябинск Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ и МГГУ им.Шолохова

Разрешите представиться Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ и МГГУ им.Шолохова

Семинар «Мастер-Класс» 1. Методические рекомендации к логопедическому массажу - Архиповой Е. 2. Дифференцированный массаж при Дизартрии - авторская позиция Архиповой Е. 3. Массаж при ДЦП – авторская позиция Архиповой Е., Дедюхина Г. 4. Самомассаж – Дьяковой Е. 5. Точечный массаж при заикании – Мещерская Л., Шевцова Е. 6. Массаж при ринолалии и нарушении голоса 7. Инновационные технологии логопедического массажа. 8. Практикум «Мастер-Класс»- дифференцированный массаж при Дизартрии.

Точечный массаж при заикании А.И. Назиев, врач – рефлексотерапевт Л.Н. Мещерская, кандидат педагогических наук

. В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры -БАТ, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

.

. Родителям, чьи дети заикаются, можно предложить освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

. Родителей надо настроить на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами – интервал 2 недели; между вторым и третьим – от 3 до 6 месяцев.

. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур: первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, последующие – через день.

. 1 т – вначале каждой процедуры 2 т– вначале каждой процедуры 15 точек-БАТ 3 т– каждый день 4 т –каждый день 5 т - через день 6 т- через день 7 т- через день 8 т- через день 9 т- через день 10 т- через день 11 т- через день 12 т- через день 13 т- через день 14 т- через день 15 т- через день

. В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным.

. Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего. Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата.

. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаиваетесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение – заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут 6 месяцев.

. Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше родители начнут делать его ребенку, тем выше эффект. Взрослый человек, страдающий заиканием, тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

. При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Надо надавливать на точку воздействия акупунктуры- БАТ- подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты, увеличивая силу давления.

. Но делать это надо так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле. Потом слегка ослабить давление, не убирая палец, затем опять надавливать сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

. В первый раз для того, чтобы найти нужную правильную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

. Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры – БАТ- найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

. Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно; если же возникает головокружение, прекратите массаж

. Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

. Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай, кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

. Начинают курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них, вы повышаете защитные силы организма. На рис. видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти.

. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 – одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

В первые два дня воздействуйте только на эти точки 1 и 2.

. Потом, делая третью и четвертую процедуру, массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно - воротниковой области.

. Проводя пятую и шестую процедуру, массируйте точки 5 и 6 также с обеих сторон.

С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове – по две в день.

. На точки 7, а затем и 8 воздействуйте одновременно. Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот. Последовательно начинайте массировать и другие точки.

. Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания, то нужно массировать т. 14, 15, а во время следующего сеанса добавить т.16, 17. Симметричные точки 16,17 массируют одновременно.

. При воздействии на точки 4,5,7,8,13,16,17 ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 – лежать на животе, а точек 9,10,11,12,14,15 сидеть или лежать на спине.

. Точечный массаж делайте не более 30 – 40 минут.

.

Комплекс Архиповой Е.Ф.при заикании Речевой режим Правила речи Расслабляющий массаж + логопедический точечный Солевые ванны с гидромассажем Назначение невролога: Пантокальцин + Глицин + Эдас 306 (911) на ночь

Гидромассажный коврик при заикании shop.ru/shop/UID_901.html

. Гидромассажный коврик для домашнего использования покупают такой как на ссылке и родители очень довольны результатом. Эффект от простых солевых ванн усиливается в 2 раза, если подобрать оптимальную температуру.

Отзыв мамы двух детей с заиканием 5-7 лет В самом начале у нас получилось: - массаж расслабляющий + точечный 10 процедур, -потом 10 дней отдохнули и - далее через день 5 солевых и 5 простых гидромассажных ванн перед сном (не горячих) Запинки прекратились через 3-4 недели, то есть как раз к окончанию курса

. Шевцова Е. Е., Артикуляционный массаж при заикании, Москва, 2006 Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания. Из нашей книги вы узнаете, о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.

. Книга -Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

В издании представлена авторская комплексная методика коррекции речевой и сопутствующих ей патологий у детей от 2 до 7 лет. Публикуемые материалы - результат более чем 20-летнего опыта успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия в работе с дошкольниками, школьниками и взрослыми, имеющими нарушения речи год

Основы методики массажа рефлексогенных зон Массаж кистей и стоп Плантарный массаж (стоп) Аурикулярный массаж(ухо) Массаж волосистой части головы Массаж профессора Ауглина Краниопунктура, или скальптерапия – растирание зон головы

Массаж профессора Ауглина Детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж для детей с ММД: Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Постепенно учить ребенка самостоятельно выполнять следующие упражнения:

. 1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх. Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

. 2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.

4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

. 5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки (рис. 1) на каждую по очереди: точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза; точка 2 на середине носовой кости; точка 3 у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян); точка соответствует точке Хэ-ляо.

Рис. 1. Массаж профессора Ауглина. Точки воздействия

Краниопунктура= скальптерапия Новый метод воздействия на организм человека. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.

Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос. Хороший результат в лечении можно получить, влияя на зоны и методом прессации.

Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние человека и его психическую деятельность.

. Рис. 2. Зоны краниопунктуры: 1 моторная зона; 2 чувствительная зона; 3 вторая зона речи; 4 третья зона речи; 5 зона зрения; 6 зона носа и горла; 7 центральная точка; 8 теменной бугор; 9 точка на середине расстояния между бровей; 10 точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра

. Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. 1. Моторная зона линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости.

. 2. Чувствительная зона линия, которая параллельна моторной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см.

. 3. Вторая зона речи линия, расположенная параллельно медиальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет дл.= 3 см.

. 4. Третья зона речи линия, расположенная параллельно зоне 3; начинается от центра последней, имеет длину = 4 см.

. После общего массажа головы ребенка для повышения его внимания, памяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Для снятия напряжения артикуляционного и голосового аппарата и повышения его тонуса применяется массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

Направления движений а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

При нарушении голоса Для активизации голосового аппарата выполняют вибрацию гортани. Расположив подушечки пальцев на гортани производят вибрирующие движения сверху- вниз

И.И. Ермакова КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность.

Массаж неба Массаж после операции – уранопластики - делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее.

Массаж неба Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 15 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).

Логопедический массаж А87 Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, с.:ил В книге дается общая характеристика развития детей первые двух лет жизни, страдающих церебральным параличом, и методика коррекционно-воспитательной работы с ними. Автор описывает логопедический массаж конкретные приемы исправления отклонений в доречевом развитии с целью предупреждения тяжелых речевых дефектов.

Архипова Е.Ф., Логопедический массаж при дизартрии, Владимир, Дается характеристика расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Впервые в практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.

. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением. - М.: Айрис-пресс, В книге представлена эффективная авторская методика исправления нарушений звукопроизношения у детей, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому ребенку. Она позволяет значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения.

Новикова Е. В., Зондовый массаж

. Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста, СПб, КАРО, 2008 Дифференцированный логопедический массаж часть комплексной медико-психолого- педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.

Массаж Дьяковой Е.А.

Массаж Крупенчук О.И. Предложена новая методика логопедического массажа - массаж ложками, Преимущества: Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, во-вторых, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях, в- третьих, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и пределяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.

. Продолжение Следует!