Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы Автор: Зайцева Ольга Аркадьевна, учитель биологии первой квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Advertisements

Информационно-диагностический центр управления образования администрации Сеченовского района Методическая разработка раздела программы «Биология человека»
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения Составитель: Абдулова Г.Х. учитель биологии.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский.
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Презентацию подготовила Ученица 164 группы Плотникова Т.
Технология формирующего оценивания при обучении биологии и химии биологии и химии Материал подготовила Агаркова Оксана Николаевна, рук. ШМО учителей естественного.
Элективный курс для 9 класса Учитель биологии МОУ СОШ 8 Родькина Е.П.
Коррекционная работа Педагогическая коррекция Устранение пробелов в знаниях Усвоение отдельных учебных предметов или их разделов Психологическая коррекция.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Если вы хотите, чтобы ребенок знал о возможностях своего организма, стремился сохранить свое здоровье на долгие годы, а так же с интересом относился к.
Великосельская средняя общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы Автор: Зайцева Ольга Аркадьевна, учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ СОШ 151 с углублённым изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода 2013 год Авторская линия Н.И.Сонина и М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс» Тема «Кровеносная и дыхательная система»

Цель презентации: обобщение педагогического опыта по теме. Тема методической разработки «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках путем использования современных образовательных технологий при изучении раздела «Кровеносная и дыхательная система» в курсе биологии 8 класса»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Принципы отбора содержания 3. Дидактические цели раздела 4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5. Ожидаемые результаты 6. Образовательные технологии 7. Формы организации учебной деятельности 8. Место раздела в учебном плане 9. Календарно-тематическое планирование 10. Учебно-методический комплекс 11. Разработки уроков

Пояснительная записка Настоящая программа предусматривает изучение учащимися теоретических, практических и здоровьесберегающих основ анатомии и физиологии человека. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение строения и функций систем органов, сохранение здоровья человека, профилактику алкоголизма, курения. хронических заболеваний и соблюдения правил гигиены. В разделе «Кровеносная и дыхательная системы» сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по строению органов кровеносной и дыхательной систем, выполняемым функциям, возрастным изменениям в работе органов. Программа предусматривает проведение лабораторных работ, связанных с измерением ЧСС, артериального давления, скорости кровьтока, реакции сердечно- сосудистой системы на нагрузку, определением частоты дыхания, развитием навыков оказания первой помощи при кровьтечениях. В разделе обозначены межпредметные связи с физикой, ОБЖ, физической культурой, с дисциплинами изученными в курсах «Живой организм»(6 кл.) и «Многообразие живых организмов» (7 кл.).

Принципы отбора содержания образования основаны на: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.К. Захарова (2010). Требования к подготовке выпускников. В соответствии с основными дидактическими принципами: сознательности (осознания целей обучения обучаемыми), значимости для учащихся усваиваемого содержания, соответствия применяемых методов, форм и средств обучения изучаемому материалу, систематичности и последовательности (способ расчленения материала на части, которые нужно усвоить), природосообразности (обучение определяется развитием доступности (от известного –к неизвестному, от легкого – к трудному), наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию), связи теории с практикой (соотношение теории и упражнений), а также принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Психологические особенности обучающихся

Дидактические цели раздела «Дыхательная и кровеносная система» Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осуществлять самоконтроль за весом тела, ЧСС, артериальным давлением, бороться с гиподинамией. Развивающая: продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной поисковой и творческой деятельности для самосовершенствования и самореализации личности ученика. Познавательная: расширить и углубить знания о строении и функциях органов дыхательной и кровеносной систем, функциях и строении крови, кругах кровьобращения,дать понятие о механизмах, регулирующих работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем; раскрыть влияние внешних факторов, вредных привычек на функционирование данных органов.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся Учащиеся 8 класса характеризуются достаточно высоким уровнем осведомленности, умением получать информацию из различных источников, умением выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать общие выводы. Возраст учащихся (13-15 лет) - период наиболее бурного протекания так называемого пубертатного периода – целой эпохи в жизни ребёнка. Одно из центральных мест в ней принадлежит половому созреванию, и оно, по словам профессора И.С. Кона, становится стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Для ребят этого возраста очень важно, как они развиваются, соответствует ли их развитие тому, что они знают и что видят у сверстников. Поэтому изучение анатомии, физиологии, психологии человека для них сейчас особенно актуально.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Учащиеся должны знать: Состав и функции крови; Виды иммунитета, основы переливания крови; Особенности кровьобращения человека; строение различных кровеносных сосудов, особенности кровьтока в них Строение, функционирование, расположение органов дыхания Механизмы дыхательных движений, особенности газообмена в лёгких и тканях Учащиеся должны уметь: распознавать части кровьтока; характеризовать особенности строения сердца, сосудов, органов дыхания; Оказывать первую помощь при ранах, различных видах кровьтечений; показывать на модели органы дыхательной и кровеносной систем; устанавливать связь между строением и выполняемыми функциями изучаемых органов; между работой данных систем и здоровьем человека в целом; применять коммуникативные и информационные умения; развивать способности к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач.

Образовательные технологии организации деятельности обучающихся Используемые технологии: 1) информационно-коммуникационные технологии; 2) технология проблемного обучения; 3) здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, упражнения для улучшения кровьобращения).

Использование ИКТ при изучении темы позволяет - сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; -эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; -индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации; - совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения, помогающие улучшить кровь- и лимфообращение, питание сосудов головы и обменные процессы, повысить тонус мышц: И. п. – сидя, руки на коленях. 1 – наклонить голову вправо; 2 – вперед; 3 – назад; 4 – вернуться в и. п. И. п. – сидя, руки на коленях. 1 – наклонить голову влево; 2-3 – перекатить голову назад; 4 – вернуться в и. п. То же вправо. И. п. – сидя, руки на поясе. 1-4 – круговое движение головой влево. То же вправо. И. п. – сидя, руки на поясе. 1-2 – поворот головы влево; 3-4 – вернуться в и. п. То же вправо.

Формы организации деятельности Групповые: работа в парах при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний; работа в группах на уроках изучения нового материала Фронтальные: при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе Индивидуальные: на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков

темы Название темы Количество часов 1. Введение в биологию человека 8 2. Координация и регуляция Опора и движение 6 4. Кровеносная и дыхательная системы Пищеварение 5 6. Обмен веществ 2 7.Выделение. Покровы тела Размножение и развитие 4 9. Высшая нервная деятельность Человек и его здоровье 6 Место раздела в учебно-тематическом плане

Календарно-тематическое планирование по разделу Урок 1. Кровь. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». Урок 2.Иммунитет. Переливание крови. Урок 3.Кровообращение. Урок 4. Работа сердца Урок 5. Движение крови и лимфы. Урок 6. Лабораторная работа «Изучение работы сердечно-сосудистой системы: измерение пульса, кровяного давления, подсчёт ЧСС». Урок 7. Лабораторная работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровьтечений». Урок 8. Органы дыхания Урок 9. Газообмен. Урок 10. Гигиена дыхания. Конференция по ЗОЖ Урок 11. Лабораторная работа «Дыхательные движения. Определение частоты дыхания» Урок Обобщение «Здоровье дыхательной системы здоровье всего организма» и контрольная работа по разделу «Дыхательная и кровеносная система»

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология кл /авт.-сост. И.Б.Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – м.: дрофа, – с Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, Сонин. Н.И. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. – М.: Дрофа, Биология. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / сост. Н.Ю. Спиридонова. – М.: Дрофа, (Книга для учителя). 5.Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек»/ Н.И. Сонин, А.М. Дагаев. – М.: Дрофа, Абдулгамидов Ч.А.. Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие./ Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. – М.: Классикс Стиль, Учебно-методический комплекс

Результативность обучения учащихся Тестирование учащихся после изучения темы показало: Изучив раздел «Кровеносная и дыхательная системы человека», я решил(а): больше заниматься спортом – 76 больше заниматься спортом – 76% следить за массой тела –следить за массой тела – 46% укреплять иммунитет – 34 укреплять иммунитет – 34% я научился: - останавливать кровьтечения (95%) - диагностировать своё здоровье, подсчитывая ЧСС, измеряя давление, частоту дыхания, объём грудной клетки, ЖЁЛ. (91%) я сделал(ла) вывод: никогда не буду курить –никогда не буду курить – 15% надо беречь свое здоровье –надо беречь свое здоровье – 72%

Конференции Конференции отличаются тем, что новые знания учащиеся получают в ходе самостоятельной работы с различными источниками информации: дополнительной литературой, Интернет-сайтами и др. Конференция по материалу данного раздела предполагает подготовку учащихся по темам «Болезни органов кровьобращения и дыхания», «Укрепление иммунитета», выступления специалистов разного профиля (врачи, журналисты, врачи, пациенты).

Практикумы Практикумы, лабораторные работы углубляют и расширяют знания учащихся при выявлении особенностей строения и связанных с ними функций тканей, органов, систем органов. Развиваются умения применять полученные знания на практике. Работая в парах, группах, между учащимися возникает сотрудничество, взаимопомощь, повышается уровень коммуникативной культуры.

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300 х). Цель : 1. Изучить строение крови человека и лягушки. 2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода. Ход работы Рассмотрите препарат крови человека и лягушки, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита. Задание: 1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки. 2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения. 3. Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину. 4. Запишите выводы:

Лабораторная работа «Изучение работы сердечно-сосудистой системы: измерение пульса, кровяного давления, подсчёт ЧСС». Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой Ход работы 1. Найдите пульс. 2. Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3. Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите пульс за 1 минуту. Определите показания за 1 минуту. 4. Свои результаты оформите в виде таблицы. 5. Оцените свои результаты. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?

Лабораторная работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровьтечений». Оборудование: жгут, вата, бинт. Внимательно изучите слайды презентации, прослушайте рассказ учителя, отработайте приёмы остановки кровьтечений в парах.

Лабораторная работа «Дыхательные движения. Определение частоты дыхания» Оборудование: сантиметровая лента, секундомер 1. Измерьте обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Сравните с показателями нормы. 2. Оцените результаты задержки дыхания на вдохе и выдохе. Сравните с нормой. 3. Сделайте вывод о здоровье своей дыхательной системы.