Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 4. Тема: Множество. Операции над множествами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в теорию множеств. Введение в теорию множеств 1. Основные определения, терминология Под множеством А мы понимаем совокупность объектов произвольной.
Advertisements

Введение в теорию множеств 1. Основные определения, терминология Под множеством А мы понимаем совокупность объектов произвольной природы, объединенных.
Введение в теорию множеств 1. Основные определения, терминология Под множеством А мы понимаем совокупность объектов произвольной природы, объединенных.
Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 5. Тема: Вычисление множеств. Выражение.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 12. Тема: Теоремы сложения и умножения вероятностей.
Теория множеств. Определение Множество одно из ключевых понятий математики, в частности, теории множеств и логики. Понятие множества является одним из.
Глава II. ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ 1. Основные понятия теории множеств Множество – некоторая совокупность объектов, называемых элементами этого множества. Понятие.
Лекция 1 Основные понятия ст.преп Касекеева А.Б..
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 14. Тема: Повторение опытов. Формула Бернулли. Цель:
Вероятности случайных событий. Теория вероятностей математическая наука, изучающая закономерности случайных явлений.
Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 8. Тема: Сочетания. Цель: Разобрать формулы.
Теория вероятностей и математическая статистика Лекция 1. Введение. Основные понятия теории вероятностей. Элементы комбинаторики.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Составила: М.П. Филиппова доцент кафедры высшей математики ИМИ СВФУ.
Основные понятия теории множеств Самостоятельная работа Арифметические операции Основные термины Свойства арифметических операций.
ТТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. Основные понятия Событием называется всякий факт, который может произойти или не произойти в результате опыта. События называются.
Свойства линейных операций над матрицами Свойства линейных операций над векторами.
Лекция 1 Введение в дискретную математику. Элементы теории множеств. Дискретная математика Лектор : Данилова Соелма Доржигушаевна, доцент кафедры систем.
Теория множеств Теоремы теории множеств. Задание Старейший математик среди шахматистов и старейший шахматист среди математиков – это один и тот же человек.
ОТНОШЕНИЯ И ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА – ВЕННА МНОЖЕСТВА.
Ст. преп., к.ф.м.н. Богданов Олег Викторович 2010 Элементы теории вероятности.
Транксрипт:

Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 4. Тема: Множество. Операции над множествами. Цель: Рассмотреть понятие множества, подмножества, пустого, универсального множества. Определить основные операции на множествами.

Введение в теорию множеств 1. Основные определения, терминология Под множеством А мы понимаем совокупность объектов произвольной природы, объединенных общим свойством Р(х). Обозначение 1)Указанием определяющего свойства 2)Перечислением элементов Пример 1 Иногда второе обозначение распространяется и на некоторые бесконечные множества. Так, N={1,2,3,...,n,...} Z={...,-n,...,-2,-1,0,1,2,...,n,...}.

Определение 1 Множество А называется подмножеством В, если для любого х ( ) Обозначение: Другими словами, символ " " есть сокращение для высказывания Теорема 1 Для любых множеств А, В, С верно следующее: а) ; б) и.

Определение 2 Множества А и В называются равными, если они состоят из одних и тех же элементов (A=В). Другими словами, обозначение А=В служит сокращением для высказывания Пример Указать равные множества A={0;1;2}, B = {1;0;2}, C={0;1;2;0}, D={{1;2};0}, E={1;2}, F={x:x 3 -3x 2 +2x=0}.

Определение 3 Множество называется пустым, если оно не содержит ни одного элемента, то есть х не принадлежит этому множеству (для любого х). Обозначение:.

2. Операции над множествами Определение 1 Объединением двух множеств А и В называется множество Пример Пусть А={1,2,3,4}, B={2,4,6,8}, тогда = {1,2,3,4,6,8}. AB

Объединение множеств Теорема 1 Пусть А, В, С – произвольные множества. Тогда: а) – идемпотентность объединения; б) – коммутативность объединения; в) – ассоциативность объединения; г) ; д)

Пересечение множеств Определение 2 Пересечением множеств А и В называется множество Пример Пусть A={1,2,4,7,8,9}, B={1,3,5,7,8,10}, тогда A B

Теорема 2 Пусть А, В, С – произвольные множества, тогда: а) - идемпотентность пересечения; б) - коммутативность пересечения; в) - ассоциативность пересечения; г) Пересечение множеств

Объединение и пересечение множеств Теорема 3 1) 2) 3) 4)

Разность множеств, дополнение, симметрическая разность Определение 3 Разностью множеств A и B называется множество. Пример Пусть А={1,3,4,7,8,9,10}, B={2,3,4,5,6,7}, тогда A\B={1,8,9,10}, B\A={2,5,6}. A B

Разность множеств Теорема 4 Пусть А, В, С – произвольные множества, тогда: 1) 2) 3) 4) Теорема 5 (законы Моргана) а) б)

Множество U назовем "универсальным", если оно содержит все элементы и все множества являются его подмножествами. Понятие "универсального множества" у нас будет зависеть от круга задач, которые мы рассматриваем. Довольно часто под универсальным множеством понимают множество R –– множество вещественных чисел или множество С – комплексных чисел. Возможны и другие примеры. Всегда в контексте необходимо оговорить, что мы понимаем под универсальным множеством U.

Дополнение множеств Определение 4 Пусть U – универсальное множество. Дополнением А в U (или просто дополнением А) называется множество. Пример Если U – множество вещественных чисел и А – множество рациональных чисел, то – множество иррациональных чисел A

Дополнение множеств 1) 2) 3) Законы Моргана для дополнений а) ; б).

Симметрическая разность Определение 5 Симметрической разностью множеств A и B называют множество Задача (3 балла). Доказать, что A B

Вопросы: 1) Приведите пример множества, состоящего из 3 элементов. Опишите это множество свойством. 2) Перечислите все подмножества указанного множества. Чему равно их пересечение?

18 Лекция 5. Тема: Вычисление множеств. Выражение множеств через данные. Цель: Овладеть навыками вычисления множеств и выражения множеств через данные. Вопросы: 1)Чему равно объединение и пересечение пустого и универсального множеств? 2)Выразить множество 1;4 через данные: А = 1;3;5 В = 2;5;4;6 U = 1;2;3;4;5;6;7;8 С = 1;2;3;7

19 Лекция 6. Тема: Размещения. Цель: Рассмотреть формулы для числа размещений без повторений и с повторениями. Вопросы: 1)Является ли перестановка – размещением? 2)Сравнить выражения А и А

20 Лекция 7. Тема: Сочетания. Цель: Разобрать формулы для числа сочетаний с повтором и без повтора. Освоить их применение при решении задач. Вопросы: 1)Сравнить выражения С и А 2)Вычислить С k nn k 8 2

21 Лекция 8. Тема: Случайное событие. Вероятность события. Цель: Разобрать понятия опыта случайного события, вероятности. Обсудить условия применения классической формулы вероятности. Вопросы: 1)Ответить на вопрос слайда 5. 2)Можно ли в задаче 3 (слайд 12) случай А и А объединить в один и применить классическую формулу? Почему? 14

22 Лекция 9. Тема: Теоремы сложения и умножения вероятностей. Цель: Рассмотреть события и действия над ними на языке теории множеств. Разобрать теоремы сложения и умножения вероятностей. Вопросы: 1)Чему равно произведение противоположных событий? 2)Описать множество элементарных событий для последнего примера.

23 Лекция 10. Тема: Решение задач по классической формуле для подсчета вероятностей. Цель: Привить навыки применения классической формулы вероятности. Вопросы: 1)Каким условиям должны удовлетворять события, чтобы допустимо было применить классическую формулу вероятности. 2)Найти вероятность, угадать задуманное двузначное число с первого раза.

24 Лекция 11. Тема: Решение задач с использованием теорем сложений и умножения вероятностей. Цель: Вопросы:

25 Лекция 12. Тема: Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Цель: Разъяснить формулу полной вероятности и как следствие из неё – формулу Бейеса. Вопросы: 1)Каким условиям должны отвечать гипотезы Н для события А? 2)В примере 2 (слайд 13) найти вероятность того, что ошибся 2 студент? i

26 Лекция 13. Тема: Решение задач с использованием формулы полной вероятности и формулы Бейеса. Цель: Овладеть навыками решения задач по формулам полной вероятности и формуле Бейеса. Вопросы: 1)Чему равна сумма вероятностей гипотез Н для события А? 2)Чему равна сумма гипотез события А? i

27 Лекция 14. Тема: Повторение опытов. Формула Бернулли. Цель: Ознакомиться с формулой Бернулли и приближенными формулами в схеме Бернулли. Вопросы: 1)Укажите условия применения формулы Бернулли. 2)

28 Лекция 0. Тема: Метод математической индукции. Цель: Научиться применять ММИ при доказательстве утверждений, свойств. Вопросы: 1)Перечислить основные этапы доказательства ММИ. 2)Слайд 11.

29 Лекция 6. Тема: Основные принципы комбинаторики. Цель: Ознакомиться с основными принципами комбинаторики. Вопросы: 1)Перечислите основные принципы комбинаторики. 2)Сколькими способами могут совершить обмен 1 диска два студента, если у одного 7 дисков, а у другого 5?