Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения Выполнила: Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Павленко Анна ( 8«Б» класс) Научный руководитель: Маркина Н.А. финансово-экономический лицей 29 Пенза, 2014.
Advertisements

Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
Выполнил ученик 7 класса «В» МОУ СОШ 44 г. Томска Фёдоров Максим Учитель литературы Панченко И.В. Томск 2011.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 71 Санкт-Петербурга Филипенко Нины Владимировны.
Работу выполнила: ученица 3 «А» класса средней школы 42 Сигова Мария Былинный край.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Жанры фольклора Выполнила: Выполнила: Строгая Анастасия, Строгая Анастасия, ученица 8 «А» класса г. Пролетарск Ростовская область ученица 8 «А» класса.
Выполнила : Исайкина В. А. Саратовская область, Ивантеевский район, с. Ивантеевка МДОУ « Детский сад « Дюймовочка » РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Былины. Русский богатырский эпос. Домашнее задание к этому уроку.
Лицей 1, г. Зеленодольск. СКАЗКА – рассказ о выдуманном событии, носящем фантастический, приключенческий или анекдотический характер.
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
Шустов М. П. Н Г П У. Тезис: «Об умирании Русской традиции не верен, как и не верно и то, что современного фольклора не существует»
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Работу выполнила : Волянская Александра 2010 г.. Слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое.
Урок Крапиной А.С.. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г.Белинский.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
1. Познакомить с жанром былины. 2. Дать представление об отличиях былины от сказки 3. Углубить представление об особенностях жанра былин. 4. Расширить.
Дать представление о былине как жанре У. Н. Т. 1. Дать понятие о былине. 2. Раскрыть художественные особенности былин. 3. Формировать умения анализировать.
Транксрипт:

Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения Выполнила: Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

Фольклор синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства словесного, музыкального, хореографического и театрального.

Былины - русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «стари ̀ н», «ста ̀ рин» и «старинок».

Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном. Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном.

Садко (Богатый гость) герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (один из которых изложен Щеголенком В. П.).

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым». Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».

Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть - этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть - этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем). Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем).

Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения. Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения.

Собиратели русского фольклора Ф.Е. Корш Рыбников П.Н. Гильфердинг А.Ф.

Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIXXX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса. Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIXXX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса.

В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения. В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.

Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого былинного сюжета.

Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста.

Спасибо за внимание!