ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Стихотворение Г.Р.Державина «Властителям и судиям»
Advertisements

Псалти́рь, Псалты́рь библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца.
Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина урок литературы в 7 классе.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ МОДЕРНИЗМ.
Урок-игра ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ: КЛАССИЦИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ РОМАНТИЗМ.
Ода - жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра. Ода – стихотворение восторженного.
Державин Гавриил Романович ( гг.) - поэт и государственный деятель. О росс ! О род великодушный ! О твердокаменная грудь ! О исполин, царю послушный.
Гений Н. С. Арцыбышева - поэта Автор : Иванов Петр Владимирович, Ученик 11 а класса МБОУ СОШ п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики Руководитель.
Гавриил Романович Державин год. Державин на публичном экзамене в Царскосельском лицее.
Державин Гавриил Романович Личность Державина и его творчество.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Гражданская лирике Пушкина
Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы Под могильной плитой лжеклассицизма заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая.
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
Звёздный час Литература XVIII – XIX века. А.С. Грибоедов «Горе от ума» Выполнила учитель литературы Выполнила учитель литературы МОБУ СОШ 4 МОБУ СОШ 4.
Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века.
В 1 - эпоха Просвещения В 2- да В 3- сватовство и борьба женихов за героиню В 4- классицизм, ранний реализм В 5- в невежестве В 6- Стародум, Правдин,
Презентация подготовлена к уроку чтения в 8 классе учителем русского языка и литературы Ермаковой Екатериной Яковлевной.
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Разделы. 1.Знакомство с новым предметом 2.Знакомство с основами этики 3.Этические учения о добродетелях 4.Этика о нравственном выборе 5.Этика о добродетели.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН Заслуги в гробе созревают, Герои в вечности сияют. Г. Державин

Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь я раб я червь я бог!

«ОТЕЦ РУССКИХ ПОЭТОВ» В.Г.Белинский Поэт Новатор Гуманист Просветитель Гражданин Патриот Поэт Новатор Гуманист Просветитель Гражданин Патриот

«ПОИСКИ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин принцип классицизма - принцип «подражания образцам»: влияние на формирование творчества Г. Р. Державина оказали: песни А. П. Сумарокова (гражданственный стиль «образца») творчество М. В. Ломоносова (утверждение положительного идеала путем показа положительного примера) поэзия В. А. Жуковского (внимание к внутреннему миру человека)

«ОБРЕТЕНИЕ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин Сближение с «львовским кружком»: - идея ценности личности - внимание к этическим проблемам - интерес к вопросам морали частного человека и общества в целом - частная жизнь частного человека

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ - полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; - отказ от нормативности и «правил»; - появление образа автора, органически входящего в произведения; - попытки создания индивидуальных характеристик людей; - обилие конкретных намеков; - внимание к бытовым деталям.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть отказ от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов; выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ стремление к "благу народному" "служение на пользу общую" темы "личного блага", возможного только при условии общего: чистая совесть, довольство малым, умеренность, "покой"

ОДА Своеобразие оды эпохи классицизма Высокий стиль: Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания ОДА Лирическое началоЭпическое начало чувство событие (основное действие) пейзаж (вспомог. роль) положительные образы

ОДА как жанр Основные черты оды: Высокий стиль (церковнославянизмы, восклицательные предложения, риторические вопросы). Стихотворный размер - четырёхстопный ямб. Десятистрочная строфа. Рифмы в строфе: перекрёстная (а-б-а-б), смежная (а-а), кольцевая (а-б-б-а)

"Что в имени тебе моем: я - певец Фелицы" У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев «ФЕЛИЦА» ОСНОВНАЯ ТЕМА: - образ Екатерины Второй - двор Екатерины - жизнь её вельмож, наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям. У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев «ФЕЛИЦА» ОСНОВНАЯ ТЕМА: - образ Екатерины Второй - двор Екатерины - жизнь её вельмож, наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям.

ЗА ЧТО ВОСПЕЛ АВТОР ИМПЕРАТРИЦУ «…в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить". велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает, Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить» подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: « даровав свободу, в чужие области скакать…» издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать» «…в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить". велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает, Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить» подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: « даровав свободу, в чужие области скакать…» издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать»

дозволила свободное плаванье по морям и рекам для торговли, распространила право собственности владельцев на леса; разрешила свободное развитие мануфактуры и торговли; продолжает творить законы, сочинять дворянскую грамоту, устав благочиния и в них «блаженство смертным проливаешь»; ведёт простой образ жизни, трудолюбива, кротка, любезна, справедлива, любит литературу: « Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом»; «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь», «Поэзия тебе любезна», «Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда»; КАНОНЫ КЛАССИЦИЗМА СОХРАНЕНЫ

Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож… …Курю табак и кофе пью; …Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою; …И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. …В шинки пить меду заезжаю; …То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. …Курю табак и кофе пью; …Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою; …И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. …В шинки пить меду заезжаю; …То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан.

"Вострепещи, Мурза, несчастный"... Мурза лирический субъект текста сам автор Вельможи: Г.Потемкин, А.Орлов, П. Панин, С.Нарышкин «вообще старинные обычаи и забавы русские»

Одо-сатирический мирообраз план героя план автора МурзаФелица «раб прихотей»«богоподобная царевна» обличениеапология сатираода

ОДА «БОГ» О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньях вещества, Теченьем времени Превечный, Без лиц в трех лицах Божества О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньях вещества, Теченьем времени Превечный, Без лиц в трех лицах Божества

"Без лиц в трех лицах Божества". ОДА «БОГ» ОСНОВНАЯ ТЕМА «ЧТО ЕСТЬ БОГ» бесконечное пространство (космос) бесконечное пространство (космос) беспрерывная жизнь в движении вещества (жизнь) беспрерывная жизнь в движении вещества (жизнь) нескончаемое течение времени (вечность) нескончаемое течение времени (вечность)

ЛИРИКА «Кружка» 1777 г.Человек – земной обитатель «К первому соседу» 1780 г. «Желание зимы» 1787 г.Интимная бытовая ситуация: «Прогулка в Сарском селе» 1791 г.пирушка, лодочная прогулка «Приглашение к обеду» 1795 г.). «Кружка» 1777 г.Человек – земной обитатель «К первому соседу» 1780 г. «Желание зимы» 1787 г.Интимная бытовая ситуация: «Прогулка в Сарском селе» 1791 г.пирушка, лодочная прогулка «Приглашение к обеду» 1795 г.). «домашняя поэзия» «дружеское послание» «домашняя поэзия» «дружеское послание» бытописательные мотивы лирики.

Человек в контексте социальных связей (сатира) ода «Вельможа» Сатирический образ типичного царедворца, озабоченного более всего собственным покоем и удовольствием Не украшение одежд Моя днесь муза прославляет, Которое в очах невежд, Шутов в вельможи наряжает Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами

«Властителям и судиям» двоение лирического субъекта переложение 81 –го псалма Давида Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. Цари! - Я мнил, - вы боги властны… земной бог человек царь

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! Не внемлют! видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!