Инновационный открытый урок Презентация урока по теме: Презентация урока по теме: «Экологические факторы» «Экологические факторы» 9 класс 9 класс Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Биологическое и культурное разнообразие России – наше национальное достояние.
Advertisements

Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация урока окружающего мира 4 класс на тему" Особо охраняемые территории"
Задачи урока Сравнительная характеристика особо охраняемых территорий, черты сходства и различия, положительное и отрицательное значение для населения;
Охрана и рациональное использование животного мира.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Тема: Биологическое и культурное разнообразие России – наше национальное достояние.
Экология Урала Разработка декларации Декларация ДЕКЛАРАЦИЯ – (от лат. declaratio – заявление, объявление, решение. провозглашение)
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
ОХРАНА ПРИРОДЫ § 17 Презентацию подготовил: ученик 7 класса Кузьмин Антон. учитель: Пугина Л. В.
ОХРАНА ПРИРОДЫ § 17 Презентацию подготовил: ученик 7 класса Кузьмин Антон. учитель: Пугина Л. В.
§9 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Курс - на экологию Воспитатель Каргина О.Г г.
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
Биоразнообразие
Тема: Экология. Экологические факторы Задачи: Дать определение и сформировать знания об основных задачах, стоящих перед экологией. Сформировать понятие.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК ЛЕС И ЧЕЛОВЕК. ИВАН И И И ИВАНОВИЧ Ш Ш Ш ШИШКИН КОРАБЕЛЬНЫЙ ЛЕС ДУБОВАЯ РОЩА.
История жизни Зародившись в океане, спустя сотни миллионов лет жизнь вышла на сушу Сейчас живые организмы занимают сушу, воду, воздух и даже толщи горных.
Транксрипт:

Инновационный открытый урок Презентация урока по теме: Презентация урока по теме: «Экологические факторы» «Экологические факторы» 9 класс 9 класс Учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 2 «Спектр» с углубленным изучением отдельных предметов города Бердска Новосибирской области города Бердска Новосибирской области Бахарева Марина Алексеевна

1. Побуждение познавательной активности, критического мышления. 2. Вовлечение школьников в продуктивное общение по улучшению экологической ситуации города 2. Вовлечение школьников в продуктивное общение по улучшению экологической ситуации города Цель урока:

Задачи Расширить знания учащихся об экологических факторах и их влиянии на экосистемы; Расширить знания учащихся об экологических факторах и их влиянии на экосистемы; Выявить причины и источники нарушения стабильности экосистем на планете; Выявить причины и источники нарушения стабильности экосистем на планете; Продолжить формирование умений анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности; Продолжить формирование умений анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности; Продолжить формирование умений учащихся работать со справочной литературой; Продолжить формирование умений учащихся работать со справочной литературой; Способствовать формированию культуры рационального природопользования; Способствовать формированию культуры рационального природопользования;

Дать понятия : Дать понятия : экология экология экологические факторы: экологические факторы: абиотический, биотический абиотический, биотический экосистема экосистема Вопросы для контроля знаний

После демонстрации ряда фотографий, учащимся предлагается сформулировать тему урока После демонстрации ряда фотографий, учащимся предлагается сформулировать тему урока

Тема урока Тема урока Антропогенный фактор и его Антропогенный фактор и его влияние на экосистемы

Выступления учащихся: 1. Конвенция ООН об охране всемирного культурного природного наследия (1972) Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003) 2. Хартия Земли (2000) Выступления учащихся: 1. Конвенция ООН об охране всемирного культурного природного наследия (1972) Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003) 2. Хартия Земли (2000) мая в Санкт-Петербурге начал свою работу пятый международный экологический конгресс, созванный содействовать формированию международной системы экологической безопасности мая в Санкт-Петербурге начал свою работу пятый международный экологический конгресс, созванный содействовать формированию международной системы экологической безопасности.

Презентация работ учащихся по теме урока Презентация работ учащихся по теме урока

Экологические проблемы города Бердска работу выполнил ученик 9 В класса Оноприенко Константин

Экология (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и логос слово, учение), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Экология (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и логос слово, учение), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Город это искусственно созданная экосистема, населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Город это искусственно созданная экосистема, населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, далеких от состояния экологического равновесия.

Загрязнение водного бассейна Загрязнение водного бассейна Загрязнение воздушного бассейна Загрязнение воздушного бассейна Угнетение растительного горизонта Угнетение растительного горизонта Городские отходы Городские отходы Шумовое загрязнение Шумовое загрязнение Общие экологические проблемы городов мира

Бердск

Население с 1960-х годов выросло почти в два раза и сегодня составляет человек. Население с 1960-х годов выросло почти в два раза и сегодня составляет человек.

Бердск. Загрязнение воздушного бассейна Основные источники загрязнения воздуха для Новосибирской области автомобильный транспорт автомобильный транспорт предприятия теплоэнергетики предприятия теплоэнергетики коммунальные котельные коммунальные котельные низкие источники выбросов частного сектора низкие источники выбросов частного сектора

Проблема отходов Свалка – это мина замедленного действия 200 тонн мусора ежегодно вывозится на полигон 200 тонн мусора ежегодно вывозится на полигон

Угнетение растительного покрова Бердские леса по-прежнему уникальное природное образование, где ЕЩЁ сохранились редкие виды растений и животных… Бердские леса по-прежнему уникальное природное образование, где ЕЩЁ сохранились редкие виды растений и животных…

Вырубка лесов в Новом посёлке Вырублены десятки здоровых крепких сосен, изъезжены тяжелой техникой все лесные дорожки, поврежден подрост и верхний почвенный слой, защищающий корни сосен. Вырублены десятки здоровых крепких сосен, изъезжены тяжелой техникой все лесные дорожки, поврежден подрост и верхний почвенный слой, защищающий корни сосен.

Загрязнение водного бассейна Основные проблемы водных ресурсов: Питьевая вода Питьевая вода Канализация Канализация Размывание Размывание берега берега

Загрязнение водного бассейна НФС-1 Искитим Водозабор БЭМЗ 2 й подъём

Типы городских канализаций: Центральная Центральная Ливнёвая Ливнёвая Загрязнение водного бассейна

За 40 лет эксплуатации береговая линия Новосибирского водохранилища на протяжении 500 км отступила на расстояние от 20 до 200 метров За 40 лет эксплуатации береговая линия Новосибирского водохранилища на протяжении 500 км отступила на расстояние от 20 до 200 метров Обское водохранилище - крупный водоём, так что здесь происходит постоянный процесс самоочищения Обское водохранилище - крупный водоём, так что здесь происходит постоянный процесс самоочищения Загрязнение водного бассейна

Вымирание рыбы Большая часть рыбы Обского водохранилища и рек, в него впадающих и вытекающих из него, в этом году вымрет. Очень низкий уровня воды, из-за малого количества осадков, в том числе и на Алтае, который «питает» наши реки Очень низкий уровня воды, из-за малого количества осадков, в том числе и на Алтае, который «питает» наши реки Основная часть рыбы не успела войти в русло Оби и Берди, и сейчас задыхаются в «малой воде» из-за нехватки Основная часть рыбы не успела войти в русло Оби и Берди, и сейчас задыхаются в «малой воде» из-за нехватки кислорода. Рыба не сможет прийти к нерестовым местам, так как они в этом году оказались на суше.

Заключение Состояние атмосферы города пока не вызывает опасений Состояние атмосферы города пока не вызывает опасений Водные ресурсы же находятся в плачевном состоянии Водные ресурсы же находятся в плачевном состоянии Необходимо строительство мусороперерабатывающего завода Необходимо строительство мусороперерабатывающего завода Необходимо проведение мероприятий по озеленению города Необходимо проведение мероприятий по озеленению города

Выполнил и Выполнил и Ученицы 9 класса «В» Ученицы 9 класса «В» Плоских Алина и Рябова Алёна у Определение стадии деградации лесной экосистемы под влиянием антропогенного фактора на территории памятника природы местного значения «Бердская коса».

Природная охраняемая территория Это участок биосферы с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, полностью или частично, постоянно или временно исключенный людьми из интенсивного хозяйственного оборота и предназначенный для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение. Это участок биосферы с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, полностью или частично, постоянно или временно исключенный людьми из интенсивного хозяйственного оборота и предназначенный для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение.

Цели создания памятников природы сохранение естественных природных комплексов; сохранение естественных природных комплексов; сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций леса; сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций леса; охрана редких, исчезающих и интродуцированных видов флоры; охрана редких, исчезающих и интродуцированных видов флоры; охрана растительного и животного мира, поддерживающих гидрологический режим целостности экосистемы истока реки; охрана растительного и животного мира, поддерживающих гидрологический режим целостности экосистемы истока реки; сохранение эстетической ценности естественных природных комплексов; сохранение эстетической ценности естественных природных комплексов; сохранение условий для проведения научно-познавательных экскурсий; сохранение условий для проведения научно-познавательных экскурсий; экологическое воспитание населения. экологическое воспитание населения.

Задачи создания памятников природы поддержание целостности экосистемы; поддержание целостности экосистемы; предотвращение дальнейшей деградации экосистемы; предотвращение дальнейшей деградации экосистемы; сохранение растительного и животного мира, представляющего природную модель биоразнообразия всех элементов ландшафтов, свойственных Новосибирской области; сохранение растительного и животного мира, представляющего природную модель биоразнообразия всех элементов ландшафтов, свойственных Новосибирской области; сохранение редких видов животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Новосибирской области; сохранение редких видов животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Новосибирской области; обеспечение экологического воспитания, обеспечение экологического воспитания, образования и просвещения, образования и просвещения, обеспечение населения экологической обеспечение населения экологической информацией; информацией; проведение учебно-педагогической проведение учебно-педагогической и научно-просветительской работы. и научно-просветительской работы.

Памятники природы Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом смысле участки Земли. Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом смысле участки Земли. На территории города Бердска находится один памятник природы регионального значения «Бердкая дача» и один местного значения На территории города Бердска находится один памятник природы регионального значения «Бердкая дача» и один местного значения «Бердская коса».Решение об организации особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк Бердская коса» было вынесено Главой МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ года «Бердская коса».Решение об организации особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк Бердская коса» было вынесено Главой МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ года

Экологическое обоснование выбора территории Цель образования особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк «Бердская коса»,- сохранение фрагмента реликтового ленточного соснового бора, включающего комбинации лесных и прибрежных экосистем и некоторое число редких видов растений и животных. Цель образования особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк «Бердская коса»,- сохранение фрагмента реликтового ленточного соснового бора, включающего комбинации лесных и прибрежных экосистем и некоторое число редких видов растений и животных. На территории памятника выявлено 127 видов растений, в том числе 3 краснокнижных,55 видов птиц,17 видов млекопитающих,4 вида земноводных,2 пресмыкающих,210 беспозвоночных. Основной объект охраняемой природной территории- своеобразный комплекс фрагментов лесных экосистем, а также занесённые в красную книгу 4 вида птиц,4 вида насекомых,3 вида растений. На территории памятника выявлено 127 видов растений, в том числе 3 краснокнижных,55 видов птиц,17 видов млекопитающих,4 вида земноводных,2 пресмыкающих,210 беспозвоночных. Основной объект охраняемой природной территории- своеобразный комплекс фрагментов лесных экосистем, а также занесённые в красную книгу 4 вида птиц,4 вида насекомых,3 вида растений. Уникальная природная зона, где мягкий климатический целебный воздух, который благоприятствует оздоровительному и семейному отдыху. Уникальная природная зона, где мягкий климатический целебный воздух, который благоприятствует оздоровительному и семейному отдыху.

Цели и задачи Цели и задачи Цель работы: оценка экологического состояния экосистемы памятника природы местного значения «Бердская коса» Задачи: 1. Ориентировочная оценка экологического состояния лесов экосистемы «Бердская коса» 2. Определение стадии деградации лесной экосистемы под влиянием антропогенного фактора на территории памятника природы местного значения «Бердская коса»

Географические положение Особо охраняемая природная территория местного значения «Городской парк «Бердская коса» с северной и восточной стороны граничит с Новосибирским водохранилищем, с южной – с Бердским заливом. С западной стороны – с землями городских лесов г. Бердска. Особо охраняемая природная территория местного значения «Городской парк «Бердская коса» с северной и восточной стороны граничит с Новосибирским водохранилищем, с южной – с Бердским заливом. С западной стороны – с землями городских лесов г. Бердска.

Сосна обыкновенная Pinus silvestris L. Дерево высотой м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, сквозистой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями. Дерево высотой м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, сквозистой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями.

Вяз гладкий, или обыкновенный U. laevis Pall. Дерево до 25 м высотой с красивой Дерево до 25 м высотой с красивой кроной и тонкими, свисающими ветвями.

Тополь бальзамический Р. balsamifera L. Крупное дерево до м высотой, Крупное дерево до м высотой, с раскидистой, широкой, яйцевидной кроной. Довольно морозоустойчив и газоустойчив, выносит полутень.

Береза бородавчатая или повислая В. verrucosa Ehrh. = В. pendula Roth Дерево до 20 м высотой, с ажурной, Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь Одна из самых популярных берёз без которой не обходится озеленение в России. Растёт быстро, морозоустойчива, нетребовательна к почве, очень светолюбива и засухоустойчива.

Карагана древовидная, или "желтая акация" Caragana arborescens Карагана древовидная, или "желтая акация" Caragana arborescens Семейство Бобовые Семейство Бобовые Довольно крупный кустарник прямостоячими ветвями, достигающий в высоту 2,5 – 4 м (редко до 7 м). Довольно крупный кустарник прямостоячими ветвями, достигающий в высоту 2,5 – 4 м (редко до 7 м). Часто выращивается как декоративное растение Часто выращивается как декоративное растение

Яблоня ягодная, или сибирская М. baccata (L.) Borkh. = М. pallasiana Небольшое дерево 5-10 м высотой, с округлой, густой кроной и голыми, тонкими побегами. Небольшое дерево 5-10 м высотой, с округлой, густой кроной и голыми, тонкими побегами. Растёт медленно. Очень морозостойка засухоустойчива и нетребоватльна к почве. хорошо переносит стрижку. Является лучшим подвоем в северном плодоводстве. Декоративна в период цветения когда обильно покрывается бело-розовыми цветками.

Клевер люпиновый Trifolium lupinaster. Семейство Бобовые Семейство Бобовые Многолетнее травянистое растение высотой см с простыми прямостоячими стеблями, в нижней части безлистными. Многолетнее травянистое растение высотой см с простыми прямостоячими стеблями, в нижней части безлистными. Цветёт в середине лета.Распространён в Арктике, в европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии

Методика Работа поводилась в период с 8 по 18 августа 2011 года на территории памятника природы городского значения «Бердская коса». На основе особенностей компонентов природного комплекса (рельеф, характеристика почв, увлажнение), взятых из литературных источников, была дана оценка экологического состояния лесов экосистемы «Бердская коса». Полученные данные были сопоставлены с табличными (по Н.К. Максутовой). Из литературных источников были проанализированы основные характеристики реакреационной деградации лесных экосистем. Работа поводилась в период с 8 по 18 августа 2011 года на территории памятника природы городского значения «Бердская коса». На основе особенностей компонентов природного комплекса (рельеф, характеристика почв, увлажнение), взятых из литературных источников, была дана оценка экологического состояния лесов экосистемы «Бердская коса». Полученные данные были сопоставлены с табличными (по Н.К. Максутовой). Из литературных источников были проанализированы основные характеристики реакреационной деградации лесных экосистем.

Устойчивость лесов к рекреационным воздействиям (по Н.К. Максутовой) Степень устойчивости лесов Особенности компонентов природного комплекса 1. Леса, наиболее устойчивые к рекреационным воздействиям Мелколиственные леса на глинистых и суглинистых почвах с небольшими уклонами поверхности и нормальным увлажнением 2. Леса со средней устойчивостью к рекреации Ельники и сосняки на суглинистых и супесчаных почвах с нормальным или периодически избыточным увлажнением и небольшими уклонами поверхности 3. Леса с пониженной устойчивостью к рекреации Сосняки на песчаных и супесчаных почвах, лишайниковые и сфагновые леса на крутых склонах и природные комплексы с избыточным увлажнением

Оценка состояния лесов (по Н.К. Максутовой) Предварительная оценка состояния леса Характеристика леса 1. Слабоизмененное состояние Антропогенное влияние невелико. Дорожно- тропиночная сеть отсутствует или редка. 2. Среднеизмененное состояние Лес используется для рекреационных и лесохозяйственных целей. 3. Сильноизмененное состояние Лес находится под интенсивным рекреационным или лесохозяйственным воздействием.

Результаты и выводы Лес используется для рекреационных целей. Растительный покров расположен неравномерно и распадается на группы. Они ограничены тропами, дорогами, вытоптанными участками, которые занимают до трети общей площади. Травяно- кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы изменены вне троп и дорог, там появляются луговые и сорные виды. Подрост редок и встречается лишь местами. Имеются механические повреждения деревьев, подлеска и подроста, разорены гнезда птиц и муравейники Лес используется для рекреационных целей. Растительный покров расположен неравномерно и распадается на группы. Они ограничены тропами, дорогами, вытоптанными участками, которые занимают до трети общей площади. Травяно- кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы изменены вне троп и дорог, там появляются луговые и сорные виды. Подрост редок и встречается лишь местами. Имеются механические повреждения деревьев, подлеска и подроста, разорены гнезда птиц и муравейники Предварительная оценка состояния леса позволяет отнести его к лесам, имеющим среднеизмененное экологическое состояние. Предварительная оценка состояния леса позволяет отнести его к лесам, имеющим среднеизмененное экологическое состояние.

Выводы по теме урока Выводы по теме урока

Влияние человека на экосистему Отрицательное Изменение среды обитания организмов Уничтожение отдельных видов растений и животных Положительное Разработка технологий рационального природопользования Создание особо охраняемых территорий

Учащимся предложено составить по теме урока свой вариант экологической хартии

НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ Мы, учащиеся 9 В, понимая, что - биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас; решили договориться: - бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д) животным и растениям, потому что …; - стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что … - не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что … - не поджигать мусор, потому что … - экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что … - в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что … - не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что … - экономить бумагу, потому что… - закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что... Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение планеты Земля ради нашего общего будущего.