Народная педагогика Педагогические идеи в фольклоре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народное искусство в воспитании детей. Подготовила: Гугнина Ю.С.
Advertisements

Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки.
Опыт работы воспитателя: Гребневой Натальи Владимировны.
КНИГИ К. Д. УШИНСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Толерантность Толерантность - (от латинского терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЮЖНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВРСИТЕТ им. М. АУЕЗОВА Кафедра « Общей педагогики и музыкальное.
«Любопытный малыш» Кружок по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Тюбарова Екатерина Александровна МОУ Верх - Каргатская СОШ.
Власова Наталья Анатольевна, Ст.воспитатель, 1 квалификационная категория Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с.Донское Задонского.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
«ИСТОРИЯ РОССИИ - ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» Историческое прошлое Руси. Историческое прошлое Руси. Русские народные праздники. Русские народные.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА Мартынова Татьяна 201 группа.
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Опыт работы воспитателя: Околотовой Елены Анатольевны.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ГУО «Поречский УПК детский сад среднеобразовательная школа Лидского района» Ноябрь 2010 г.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Мини- проект «Воспитание эстетических чувств ребенка средствами музыки » «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!» Муз. руководитель: Екатерина Батршина.
Вследствие кризиса в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел спад в деятельности воспитания подрастающего.
Тема: « Детский сад как фундамент формирования духовно-нравственных ориентиров детей младшего возраста»
Транксрипт:

Народная педагогика Педагогические идеи в фольклоре

Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.

Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский ( ), Константин Дмитриевич Ушинский, ( ), Антон Семёнович Макаренко ( ), Василий Александрович Сухомлинский ( ), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.

Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.

Великий русский педагог Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила где уменье, а где и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Повторение мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи век учись», «Учение красота, а неученье сухота».

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа,

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Былины отражают реалии конкретных исторических процессов в генезисе народной жизни, имеют большие художественно-эпические формы, и им присуща явно выраженная гиперболизация происходивших событий. В былинном эпосе был представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, почитающей православную церковь и ее святых, образованной и эстетически развитой личности.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.