ЦЕЛИ: - изучить жанровые признаки хокку; - познакомиться с творчеством японских поэтов М.Басё, К.Исса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать любовь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествие в Японию Японские трехстишия - хокку.
Advertisements

Удивительный мир хокку (хайку). Слово скажу – Леденеют губы. Осенний вихрь! Басё Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Исса.
Хокку Мацуо Басё Литературное чтение в 3 классе. Учитель начальных классов Гусева Ольга Викторовна.
Японское чудо. Как завидна их судьба! К северу от суетного мира Вишни зацвели в горах. Басё.
1 ГБОУ средняя общеобразовательная школа Российско-Словацкой дружбы Презентация урока: «Хокку как основной жанр японской поэзии» Разработала: учитель русского.
Хокку – жанр японской поэзии японской. Метёлка травы. Бьётся, дрожит под ветром Её сердечко… Исса.
ХОККУ (ХАЙКУ) – ХОККУ (ХАЙКУ) – лирическое стихотворение о природе, изображающее жизнь человека и жизнь природы в их нерастворимом единстве на фоне круговорота.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
Японские трехстишия хокку Выполнила Ененко М.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 63»
В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Тема урока: _________________________ _________________________.
ХОККУХОККУ ХОККУ (ХАЙКУ) – уникальный жанр японской поэзии, стихотворение о природе, построенное по строгим правилам.
Японская поэзия Хокку ( хайку ). Как хорошо, Когда, на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин …
Урок литературного чтения в з классе G П N V О R D Э W З G Y И S S Я.
Хокку как основной жанр японской поэзии.. Особую значимость в школьной программе имеет изучение литературного краеведения, цель которого - воспитание.
Особенности японской поэзии на примере хокку Автор: Шунайлова Алёна, МОУ 94, г. Челябинска 11 класс А. Руководитель: Денисенко И.Г., учитель русского языка.
Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы.
Олицетворение. Хокку Дзёсо, Басё. В. Шефнер «Середина марта». И. Грабарь «Мартовский снег».
Транксрипт:

ЦЕЛИ: - изучить жанровые признаки хокку; - познакомиться с творчеством японских поэтов М.Басё, К.Исса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать любовь к прекрасному. Урок литературы, 7 класс

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЯ. КАЖДОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ – СВОЙ ТЕРМИН. 1) Один из родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных чувств, мыслей, состояний человека. 2) Картина природы, в которой разворачивается действие. 3) Периодическое повторение элементов стихотворной речи, упорядоченность её звукового строя. 4) Темы, общие для всех времён и народов, интересные и актуальные на протяжении веков. 5) Выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи, смысловая мелодия речи. 6) Неявный, потаённый смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста. Ответы: 1 в), 2 е), 3 г), 4 д), 5 а), 6 б) а) интонация б) подтекст в) лирика г) ритм д) вечные е) пейзаж лирика пейзаж ритм вечные темы интонация подтекст

Культура ЗападаКультура Востока ВРЕМЯ «УХОДИТ»ВРЕМЯ «ПРИХОДИТ» ОСВОЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРАОСВОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПОТРЕБНОСТЬ В ОЩУЩЕНИИ ГАРМОНИИ МЕЖДУ МИРОМ ПРИРОДЫ И МИРОМ ДУШИ

Взгляд не отвести – Солнце над горной грядой, Родина моя. Мацуо Басё.

«Вишни, вишни цветут!»- И об этих старых деревьях Пели когда-то… «До чего же нелепа Жизнь»,- подумал, остановившись У вишни цветущей. Всем ветрам открыт Аиста ночлег. Ветер, Вишни зацвели.

Разлив на реке. Даже у цапли в воде Коротки ноги. Взмах весла, ветер И брызги холодных волн. Слёзы на щеках. Снова весна. Приходит новая глупость Старой на смену.

Хокку или хайку – жанр традиционной японской лирической поэзии. Основное содержание хокку – пейзажная лирика. Пейзаж соотносится с человеком, его внутренним миром. Природа должна быть определена относительно времени года. Обязательный элемент хокку – киго (сезонное слово). Великие японские мастера хокку: МАЦУО БАСЁ КОБАЯСИ ИССА

Басё – псевдоним, означающий «Банан, банановое дерево», настоящее имя -Киндзаку, ещё одно имя – Дзинситиро. Поэтическое наследие: «Зимние дни» (1684г.) «Весенние дни» (1686г.) «Заглохшее поле» (1689г.) «Мешок угля» (1694)

Исса – псевдоним, означающий «Чашка чая», настоящее имя – Ятаро. Поэтическое наследие – стихотворений. Сборники стихов: «Дневник смерти моего отца» «Моя молодость»

ПОПРОБУЙТЕ ПРИДУМАТЬ ПОСЛЕДНЮЮ СТРОКУ ХОККУ Леса полоса На склоне горы, словно ________________ Над вишней в цвету Спряталась за облака ________________ Крылья бабочек! Разбудите поляну Для _____________ Будь внимательным! Цветы пастушьей сумки __________________ Воробей, не тронь Душистый бутон цветка __________________ Вновь встают с земли Опушённые дождём __________________ Пояс для меча Скромница луна встречи солнца На тебя глядят Шмель уснул внутри Хризантем цветы

Лаконизм. Иносказательность. Композиция: 3 строки, 5 – 7 – 5 = 17 слогов. Отсутствие рифмы. В основе сюжета – пейзаж, соотнесённый с внутренним миром человека. Ударения роли не играют. Звукопись.

Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в малое – и увидите великое… Восточная мудрость. Попробуйте сочинить собственное хокку, посвятив его природе родного края или своим отношениям с друзьями. Выполните самостоятельную работу.