Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи в рамках подготовки к ЕГЭ Г.Мегион, МБОУ «СОШ 2» Учитель русского языка и литературы Сидоренко Г.И.
Advertisements

Упражнения по культуре речи. Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом:Исправьте.
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Урок-практикум Русский язык, 10 класс Учитель : Ильина О.М.
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Инновационные методы подготовки учащихся к независимой экспертизе качества знаний по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Иванова.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Языковая норма и её виды. Презентация по русскому языку. Ученицы 10 класса: Пятницковой Н.А. Учитель: Митрофанова И.Н.
Культура речи и языковая норма. 2 Цель урока: Повторить общие сведения о языке, языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Выступление на педсовете Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дрезненская гимназия» Шевчик Н.В.
ИТОГИ РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА по русскому языку в ГО Красноуфимск 2011 г.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Владение морфологическими нормами Культура речи Подготовка к ЕГЭ.
Стилистика русского языка и культура речи1 2. Нормы литературного языка 1. Понятие языковой нормы 2. Признаки нормы 3. Типы норм и ошибок.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные,
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Катаева О.Л.
Пример задания А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) Туманные полосы, в которых.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
Правописание окончаний имён существительных. Орфоэпическая работа Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные Баловать, диспансер,
Транксрипт:

Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ

Нормы - принятые в общественно- языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Нормы - принятые в общественно- языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Норма – единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

нормы Орфоэпические Лексические Грамматические Словообразовательные Морфологические Синтаксические

Орфоэпические нормы (А 1) Агрономия ГазопроводЖалюзи ИзбалованныйДуховник ЗвонишьКухонный ОблегчитьХодатайство

Орфоэпические нормы (А 2) Агрономия Газопровод Жалюзи Избалованный Духовник Звонишь Кухонный Облегчить Ходатайство

Лексические нормы (А 2) Составьте словосочетания со следующими паронимами:Составьте словосочетания со следующими паронимами: Столб – столп, хозяйский – хозяйственный. Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары:Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары: Сокрушённо, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно. Сокрушённо, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивлённо, сокрушительно, удивительно.

Лексические нормы (А 2) Бетонный столб – столпы общества, хозяйский дом – хозяйственные организации.Бетонный столб – столпы общества, хозяйский дом – хозяйственные организации. Сокрушённо - сокрушительно, Швеция - Швейцария, подозревать - подразумевать, опровергать - подразумевать, Австрия - Австралия, удивлённо - удивительно.Сокрушённо - сокрушительно, Швеция - Швейцария, подозревать - подразумевать, опровергать - подразумевать, Австрия - Австралия, удивлённо - удивительно.

Лексические нормы (А 2) Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное:Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное: Чтобы добиться успеха, надо (принять- предпринять) (эффектные-эффективные) меры. Чтобы добиться успеха, надо (принять- предпринять) (эффектные-эффективные) меры. Отредактируйте предложение:Отредактируйте предложение: Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

Лексические нормы (А 2) Чтобы добиться успеха, надо принять эффективные меры.Чтобы добиться успеха, надо принять эффективные меры. Господа командированные, получите командировочные удостоверения. Господа командированные, получите командировочные удостоверения.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию:Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию: Лягу – лежу, кладу – ложу, награжу – награду, туфлей – туфель, противень – противень. Лягу – лежу, кладу – ложу, награжу – награду, туфлей – туфель, противень – противень. От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.:От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.: Автор, адрес, директор, договор, катер, торт, цех, лектор. Автор, адрес, директор, договор, катер, торт, цех, лектор.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Просторечия: лежу, ложу, награду, туфлей, – противень.Просторечия: лежу, ложу, награду, туфлей, – противень. Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.:От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.: Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи. Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи. Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.:Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.: Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление. Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий.Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий. Дерево – оба дерева, обоим деревьям, дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.Дерево – оба дерева, обоим деревьям, дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом:Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом: Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Мы вошли в кочегарку, и нас обдало жаром.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Найдите и исправьте грамматическую ошибку:Найдите и исправьте грамматическую ошибку: Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа. Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже:Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже: Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу). Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу).

Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа. Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу.Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 26) Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно: Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно: По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.«Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.

Грамматические (синтаксические) нормы (А 28) По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.«Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.