Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Advertisements

Теологическая философия средних веков. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в.
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Спор об универсалиях
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
ЛЕКЦИЯ 6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВОПРОСЫ 1.Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика).
Транксрипт:

Теологическая философия средних веков

1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма. 4. Философия Фомы Аквинского.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.

Периоды развития средневековой философии 1. Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения 2. Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии Ранняя схоластика (до XII в.) Период расцвета схоластики (XIII в.) Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)

Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: 1. Догмат о божественном творении: Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм; единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; Бог вечен, постоянен и всепроникающий; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и его творением.

В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

2. Догмат о божественном откровении: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. Первыми формами выражения философской мысли явились: 1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий; 2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.

Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения

Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия

Представители патристики Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий

Августин Аврелий (IV-Vвв.) Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души. В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.

Августин Блаженный ( ) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве; «О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу; «О прекрасном и пригодном»; «Против академиков»

Основные положения философии Августина Блаженного Заложил основы догматов католической Церкви. Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.

Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».

Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как любовь Он всё притягивает и умиротворяет. Доказательства бытия Бога: В мире есть совершенное, значит есть его создатель. Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца. Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог. Признавал, что Бог един в трех лицах, все они равны.

Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель ( ) Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры. Утверждал веру как высшую истину. Подчеркивал пропасть между верой и знанием. Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».

Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы периода схоластики: Вера и знание Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий)

Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.

Представитель средневековой философии периода схоластики: Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и веры. Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей. Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.

Основные положения философии Фомы Аквинского Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога. Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность. Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера. Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога. Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении. Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание – различные понятия; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении

Пять собственных доказательств существования Бога: 1. все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; 2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог; 3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; 4. все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог; 5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.

Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?

Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога. Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.

В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание Бога. 2. Выделяет два вида знания: сверхъестественное, даваемое в Божественном откровении и зафиксированное в священных текстах; естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.

Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они являются только именами вещей? Решения: Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм) Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте. Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени

Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума. Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество». Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Платон Аристотель

Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Универсалии существуют трояко: 1. до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; 2. в вещах (in rem) – как их общие свойства; 3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский

Позиции для сравнения Патристика Схоластика Представители Августин Блаженный, Фома Аквинский Теология Отношение к Богу Бог – творец и правитель всего сущего Бог –это законодатель всего сущего Антропология Отношение к человеку Человек - это «раб Божий» Человек – «животное политическое» Этика Как жить праведно Главные добродетели это: смирение и вера Умеренность во всем и есть праведность Гносеология Отношение к разуму познанию Разум не нужен, только вера Теология – это единство веры и разума

Вопросы? Вопросы?