Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему). Ширина Галина Александровна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Витухина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы. МОУСОШ 5 с.Прикумское Минераловодского района.
Advertisements

Для чего нужна пунктуация Знаки ставятся по силе разума.. М.В. Ломоносов.
Пунктуация. Знаки препинания нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. К. Паустовский. Учитель русского языка и литературы. Школы.
Функции знаков препинания «Знаки препинания служат нотами при чтении» (А.П. Чехов)
Что такое предложение? Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
ДА. ДА ? ДА ! ДА ?! ДА … Д А, да, да, Д А : Д А. - это спокойное ДА.
Подари улыбку другу!. МКОУ «Березовская СОШ» Урок-игра «Путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации». Габитова Анастасия Владимировна, учитель русского.
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. ( п.41)
Похвальное слово знакам препинания! Наши проекты: Презентацию подготовил Бодряга Миша.
Похвальное слово знакам препинания! Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Ульяновская СОШ 1», п. Ульяновка, Тосненского района.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Урок русского языка в 9 классе в системе подготовки к Государственной итоговой аттестации. Учитель - Ряскина Н.Н.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
МБОУ Гимназия 4 Исследовательская работа по теме: «Что могут знаки препинания» выполнила: ученица 4 класса «Б» Евсеенко Даша руководитель: Аникина Н.А.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 1. ПОВТОРИТЬ СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИЯХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ 2. УЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ФУНКЦИЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ 3. НАПИСАТЬ.
Пишем сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Работа учителя русского.
Транксрипт:

Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему). Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы. МОУСОШ 12

Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме

Для чего нужна пунктуация? Знаки ставятся по силе разума.. М.В. Ломоносов

Пунктуация (от лат. «пунктум» - точка) – это 1).Система знаков препинания и 2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.

Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.

В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный знаки (? !), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (; ), двоеточие (:), тире (-), скобки круглые ( ), кавычки (« …»)

Функции знаков препинания Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.

Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?

Отделительные знаки препинания Знаки препинанияПримеры Точка(. ) Вопросительный знак( ?) Восклицательный знак( !) Многоточие ( … ) Снова выплыл из рощи синим лебедем мрак. Ты жива ещё, моя старушка? Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать !. Пришли соседи…Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт. (С.Есенин)

Разделительные знаки препинания Знаки препинания Примеры Запятая(, ) Точка с запятой( ; ) Тире(-) Двоеточие( И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Катятся ядра,свищут пули(А. Пушкин ) Ночь побледнела, и месяц садится за реку.(А.Пушкин). Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут.(И.Тургенев). Лес рубят- щепки летят.(пословица). Сейчас вода в озере прозрачная: вся ряска опустилась на дно. (К. Паустовский)

Выделительные знаки препинания Знаки препинания Запятая и две запятых : Примеры Обращение Вводное слово. Причастный оборот Деепричастный оборот Приложение Междометие Спой, светик, не стыдись.(И.Крылов).К счастью, мы вернулись. Тучи,рассеянные бурей, … Учась, достигнешь многого. Впереди был вал, возвышение, образованное природой(А.Пушкин ) Ба, знакомые все лица(А.Грибоедов)

Тире и два тире Обобщающее слово после однородных членов. Вводное предложение Приложение Шум, веселье, смех-всё смешалось. Мой приход- я это смог заметить- смутил гостей Подростки-девочки и мальчики- поливали сад.

Восклицательный знак Обращение Междометие Ребята! Давайте жить дружно. Эх! Хорошо на свете жить.

Скобки двойные. Кавычки двойные. Вставное предложение. Прямая речь Село Новосельское(мы говорим о Новокубанском районе) расположено среди распаханных полей. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».

Двоеточие. Двоеточие и тире. Обобщающее слово перед однородными членами. Обобщающее слово при при однородных членах. Вокруг одно и тоже: небо, равнина, холмы. И всё это: и река, и прибрежные вербы, и этот мальчишка- напоминали мне далёкие годы.

Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла высказывания. 1).Как он ответил? – Как, он ответил? –Как он ответил! 2). У нас один путь к победе. - У нас один путь- к победе! Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.

Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение текста, но иногда делают предложение противоположным по смыслу. Задание2 …Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась такая:»Помиловать нельзя, казнить.»

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Задание3. Прочитайте. Объясните необходимость знаков препинания. Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Задание4. Расставить и объяснить знаки препинания. И однажды пушкинские строки На моём на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер Силу потерявший на войне. Строки шли как волны выше круче Слушал парк дыханье затая Сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.я. Сколько пунктограмм отражено в тексте?

Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте? И однажды пушкинские строки На моём, на русском языке, Прочитал в Гайд-парке хмурый докер, Силу потерявший на войне. Строки шли,как волны,выше, круче. Слушал парк, дыханье затая, И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.я.

Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания». У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.

Восклицательный знак! Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: -Ура! Долой! Караул! Разбой!

Вопросительный знак? Притащился кривоносый Вопросительный знак: -Кто? Кого? Откуда? Как?

Запятые, Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.

Двоеточие. Многоточие. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие, И прочие, И И прочие…

Заявили запятые: - Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвались с той же строчки тётя точка с запятой: -Если нет над вами точки, Запятая- знак пустой!

Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: -Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…

Вопросительный знак Удивился: -То есть как? Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! И сказала точка, Точка-одиночка: -Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.

А вы как считаете? Какой знак препинания самый важный? Попробуйте высказать свою точку зрения.

О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ.

С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи. Помогите Антону доказать свою точку зрения. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?»

Пишите сочинение, следуя плану: 1. 1.Толкование ключевого слова, темы Комментарии по теме Тезисы Аргументы примера Вывод.

Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументируйте ваши мысли. Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»

Сочинение – рассуждение. Для чего нужна пунктуация? План. 1. Толкование ключевого слова, темы. 2. Комментарии по теме. 3. Тезисы. 4. Аргументы примера. 6. Вывод.

Желаем успеха!

Литература. 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г. 2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день. Калининград,1994г. 3. С. Маршак. Знаки препинания. 4.А. Каневский. О пользе знаков препинания. 5.Демонстрационный вариант 2008г. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса