Интеллектуальные информационные системы Лекция 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Интеллектуальные информационные системы. Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем. Любая информационная система(ИС) выполняет.
Advertisements

Системы с интеллектуальным интерфейсом (коммуникативные способности) Когнитивная графика Интеллектуальные базы данных Естественно-языковой интерфейс Гипертекстовые.
Модели представления знаний. 1. Логические; 2. Продукционные; 3. Представление знаний на основе фреймов; 4. Представление знаний на основе семанти- ческих.
Экспертная система компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться.
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ. Отличия систем искусственного интеллекта от обычных программных систем ХарактеристикаПрограммирование в системах.
Система поддержки принятия решений в кризисных ситуациях В.С.Кретов,д.т.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ И.С.Лебедев,ведущий.
От сложного – к простому. От непонятного – к понятному.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Тема 2. Базы данных, базы знаний, экспертные системы, интеллектуальные информационные системы.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Системный анализ процессов химической технологии Лекция 3 Преподаватель:профессор ИВАНЧИНА ЭМИЛИЯ ДМИТРИЕВНА РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Информационные технологии в экономике «Искусственный интеллект» ВГУЭС Владивосток.
БАЗЫ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Назначение баз данных В настоящее время накоплено огромное количество информации в различных областях знаний и деятельности.
АРХИТЕКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕПОЗИТОРИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ CASE- СИСТЕМЫ Репозиторий, построенный на основе традиционного подхода, представляет.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Тема 3 Знания. Организация базы знаний. Преподаватель –Юлия Александровна Грачёва.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Транксрипт:

Интеллектуальные информационные системы Лекция 4

Интеллектуальные информационные системы Коммуникативные способности (интеллектуальный интерфейс) Интеллектуальные базы данных Естественно- языковый интерфейс Гипертекстовые системы Контекстные системы помощи Когнитивная графика Решение сложных задач (экспертные системы) Классифицирующие системы Доопределяющие системы Трансформирующие системы Многоагентные системы СПОСОБНОСТЬ К САМООБУЧЕНИЮ (САМООБУЧАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ) Индуктивные системы Нейронные сети Системы на прецедентах Информационные хранилища Адаптивность (адаптивные ИС) CASE- технологии Компонентная технология

Решение достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной области.

Возможность принятия решений в уникальных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из базы знаний. Решение задач предполагается осуществлять в условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной информации и качественных процессов оценок

1. Консультанта для неопытных или непрофессиональных пользователей; 2. Ассистента в связи с необходимостью анализа экспертом различных вариантов принятия решений; 3. Партнера эксперта по вопросам, относящимся к источникикам данных из смежных областей деятельности

База знаний (хранилище единиц знаний) – центральный компонент системы Программный инструмент доступа и обработки знаний, состоящий из механизмов вывода заключений (решения), приобретения знаний, объяснения получаемых результатов и интеллектуального интерфейса

Эксперт Инженер знаний Пользователь Интеллектуальный интерфейс Механизм объяснения База знаний Механизм вывода Механизм приобретения знаний Извлечение знаний Экспертная система

- совокупность единиц знаний, которые представляют собой формализованное с помощью некоторого метода представления знаний отражение объектов проблемной области и их взаимосвязей, действий над объектами и возможных неопределенностей, с которыми эти действия осуществляются.

Правила Объекты (фреймы) Комбинация правил и объектов

Если То CF (Фактор определенности) В качестве факторов определенности (CF) выступают либо условные вероятности байесовского подхода (от 0 до 1), либо коэффициенты уверенности нечеткой логики (от 0 до 100)

Правило 1: Если Коэффициент рентабельности > 0.2 То Рентабельность = "удовл." CF 100 Правило 2: Если Задолженность = "нет" и Рентабельность = "удовл." То Финансовое_сост. = "удовл." CF 80 Правило 3: Если Финансовое_сост. = "удовл." и Репутация="удовл." То Надежность предприятия = "удовл." CF 90

представляют собой совокупность атрибутов, описывающих свойства и отношения с другими объектами. В отличие от записей БД каждый объект имеет уникальное имя. Часть атрибутов отражают типизированные отношения, такие как род - вид (super-class - sub-class), целое - часть и др. Вместо конкретных значений атрибутов объектов могут задаваться значения по умолчанию (указатель наследования атрибутов устанавливается в S), присущие целым классам объектов, или присоединенные процедуры (process).

В основе использования любого механизма вывода лежит процесс нахождения в соответствии с поставленной целью и описанием конкретной ситуации (исходных данных) относящихся к решению единиц знаний (правил, объектов, прецедентов и т.д.) и связыванию их при необходимости в цепочку рассуждений, приводящую к определенному результату.

Рисунок 1 Прямая цепочка рассуждений Рисунок 2 Обратная цепочка рассуждений

В процессе или по результатам решения задачи пользователь может запросить объяснение или обоснование хода решения. С этой целью ЭС должна предоставить соответствующий механизм объяснения. Объяснительные способности ЭС определяются возможностью механизма вывода запоминать путь решения задачи. Тогда на вопросы пользователя "Как?" и "Почему?" получено решение или запрошены те или иные данные система всегда может выдать цепочку рассуждений до требуемой контрольной точки, сопровождая выдачу объяснения заранее подготовленными комментариями. В случае отсутствия решения задач объяснение должно выдаваться пользователю автоматически. Полезно иметь возможность и гипотетического объяснения решения задачи, когда система отвечает на вопросы, что будет в том или ином случае.

Однако не всегда пользователя может интересовать полный вывод решения, содержащий множество ненужных деталей. В этом случае система должна уметь выбирать из цепочки только ключевые моменты с учетом их важности и уровня знаний пользователя. Для этого в базе знаний необходимо поддерживать модель знаний и намерений пользователя. Если же пользователь продолжает не понимать полученный ответ, то система должна быть способна в диалоге на основе поддерживаемой модели проблемных знаний обучать пользователя тем или иным фрагментам знаний, т.е. раскрывать более подробно отдельные понятия и зависимости, если даже эти детали непосредственно в выводе не использовались.

База знаний отражает знания экспертов (специалистов) в данной проблемной области о действиях в различных ситуациях или процессах решения характерных задач. Выявлением подобных знаний и последующим их представлением в базе знаний занимаются специалисты, называемые инженерами знаний. Для ввода знаний в базу и их последующего обновления ЭС должна обладать механизмом приобретения знаний.

Интеллектуальный редактор позволяет вводить единицы знаний в базу и проводить их синтаксический и семантический контроль, например, на непротиворечивость, в более сложных случаях извлекать знания путем специальных сценариев интервьюирования экспертов, или из вводимых примеров реальных ситуаций, как в случае индуктивного вывода, или из текстов, или из опыта работы самой интеллектуальной системы.

По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом: По способу формирования решения экспертные системы разделяются на два класса: 1. Аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив (определение характеристик объектов). 2. Синтетические системы производят генерацию неизвестных решений (формирование объектов).

экспертные системы делятся на два класса: 1. Статические системы решают задачи при неизменяемых в процессе решения данных и знаниях, динамические системы допускают такие изменения. Статические системы осуществляют монотонное непрерываемое решение задачи от ввода исходных данных до конечного результата. 2. Динамические системы предусматривают возможность пересмотра в процессе решения полученных ранее результатов и данных.

экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).

экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источникиков знаний. Источники знаний могут быть альтернативными (множество миров) или дополняющими друг друга (кооперирующими).

Анализ Синтез Детерминирован- ность знаний Классифицирую- щие Трансформирую щие Один источникик знаний Неопределенность знаний Доопределяющие МногоагентныеМножество источник. знаний Статика Динамика

К аналитическим задачам относятся задачи распознавания различных ситуаций, когда по набору заданных признаков (факторов) выявляется сущность некоторой ситуации, в зависимости от которой выбирается определенная последовательность действий. Таким образом, в соответствии с исходными условиями среди альтернативных решений находится одно, наилучшим образом удовлетворяющее поставленной цели и ограничениям.

Экспертные системы, решающие задачи распознавания ситуаций, называются классифицирующими, поскольку определяют принадлежность анализируемой ситуации к некоторому классу. В качестве основного метода формирования решений используется метод логического дедуктивного вывода (от общего к частному), когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаимосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

Более сложный тип аналитических задач представляют задачи, которые решаются на основе неопределенных исходных данных и применяемых знаний. В этом случае экспертная система должна доопределять недостающие знания, а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью или уверенностью в необходимости их выполнения.

В качестве методов работы с неопределенностями могут использоваться байесовский вероятностный подход, коэффициенты уверенности, нечеткая логика. Доопределяющие экспертные системы могут использовать для формирования решения несколько источникиков знаний. В этом случае могут использоваться эвристические приемы выбора единиц знаний из их конфликтного набора, например, на основе использования приоритетов важности, или получаемой степени определенности результата, или значений функций предпочтений и т.д.

1. Интерпретация данных выбор решения из фиксированного множества альтернатив на базе введенной информации о текущей ситуации. Основное назначение определение сущности рассматриваемой ситуации, выбор гипотез, исходя их фактов. Типичным примером является экспертная система анализа финансового состояния предприятия. 2. Диагностика выявление причин, приведших к возникновению ситуации. Требуется предварительная интерпретация ситуации с последующей проверкой дополнительных фактов, например, выявление факторов снижения эффективности производства. 3. Коррекция диагностика, дополненная возможностью оценки и рекомендации действий по исправлению отклонений от нормального состояния рассматриваемых ситуаций.

В отличие от аналитических статических экспертных систем синтезирующие динамические экспертные системы предполагают повторяющееся преобразование знаний в процессе решения задач, что связано с характером результата, который нельзя заранее предопределить, а также с динамичностью самой проблемной области.

1. генерации и тестирования, когда по исходным данным осуществляется генерация гипотез, а затем проверка сформулированных гипотез на подтверждение поступающими фактами; 2. предположений и умолчаний, когда по неполным данным подбираются знания об аналогичных классах объектов, которые в дальнейшем динамически адаптируются к конкретной ситуации в зависимости от ее развития; 3. использование общих закономерностей (метауправления) в случае неизвестных ситуаций, позволяющих генерировать недостающее знание.

Для таких динамических систем характерна интеграция в базе знаний нескольких разнородных источникиков знаний, обменивающихся между собой получаемыми результатами на динамической основе, например, через "доску объявлений" (Рисунок 13Доска объявлений).

1. Проведение альтернативных рассуждений на основе использования различных источникиков знаний с механизмом устранения противоречий; 2. Распределенное решение проблем, которые разбиваются на параллельно решаемые подпроблемы, соответствующие самостоятельным источникикам знаний; 3. Применение множества стратегий работы механизма вывода заключений в зависимости от типа решаемой проблемы; 4. Обработка больших массивов данных, содержащихся в базе данных; 5. Использование различных математических моделей и внешних процедур, хранимых в базе моделей; 6. Способность прерывания решения задач в связи с необходимостью получения дополнительных данных и знаний от пользователей, моделей, параллельно решаемых подпроблем

1. Проектирование определение конфигурации объектов с точки зрения достижения заданных критериев эффективности и ограничений, например, проектирование бюджета предприятия или портфеля инвестиций. 2. Прогнозирование предсказание последствий развития текущих ситуаций на основе математического и эвристического моделирования, например, прогнозирование трендов на биржевых торгах. 3. Диспетчирование распределение работ во времени, составление расписаний, например, планирование графика освоения капиталовложений. 4. Планирование выбор последовательности действий пользователей по достижению поставленной цели, например, планирование процессов поставки продукции. 5. Мониторинг слежение за текущей ситуацией с возможной последующей коррекцией. Для этого выполняется диагностика, прогнозирование, а в случае необходимости планирование и коррекция действий пользователей, например, мониторинг сбыта готовой продукции. 6. Управление мониторинг, дополненный реализацией действий в автоматических системах, например, принятие решений на биржевых торгах.