Борьба за существование и естественный отбор Тема урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверка Д/з А) Результат борьбы за существование, выражающийся в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями.
Advertisements

Борьба за существование и естественный отбор Цели урока: Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции. Определить роль борьбы за существование.
Естественный отбор и его формы Составила учитель биологии ЦО ГБОУ 641 г.Москва Ларионова С.В.
Воронежская обл. Терновский район МОУ Тамбовская СОШ Мерзликина Г. В. Борьба за существование и естественный отбор.
Формы естественного отбора. Движущий отбор Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы.
Борьба за существование и естественный отбор В борьбе стихий, в развитье постепенном Все существа, все формы создались И жизнею могучею зажглись! Э.Дарвин.
Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать.
1. Назовите основные факторы эволюции. 2. Будет ли действовать отбор на носителей рецессивных мутаций? 3. Что такое дрейф генов? 4. Какой фактор приводит.
Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Тема урока «Формы естественного отбора». Движущий отбор Данная форма отбора способствует сдвигу среднего значения и приводит к появлению новой формы организмов.
Тема : Естественный отбор и его виды. Биология Выполнила : учитель биологии Протасова Галина Васильевна МБОУСОШ 94.
Основные движущие силы эволюции: 1.Изменчивость. 2.Борьба за существование. 3.Естественный отбор. 4.Наследственность. Чарльз Дарвин.
Естественный отбор и его формы. Учение Дарвина о естественном отборе. Дарвин утверждал, что каждое животное стремится к размножению в геометрической прогрессии,
Пивкина Лариса Анатольевна МОУ «Сугоякская СОШ». Естественный отбор (ЕО) процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных.
Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным в его трудах по теории эволюции (дарвинизме). Понятие о естественном отборе существенно.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
Формы Естественного отбора Презентация выполнена ученицей 9 Б класса Базаровой Аленой.
Формы естественного отбора Борьба за существование 9 класс Тест Автор : Е. Е. Харченко.
Формы естественного отбора. Цель урока: Сформировать знания о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. Задачи урока: 1)сформировать.
Транксрипт:

Борьба за существование и естественный отбор Тема урока:

Цели урока: Сформировать представление о формах борьбы за существование. Сформировать представление о формах естественного отбора.

2. Естественный отбор 3. Задания 1. Борьба за существование 4. Домашнее задание

В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат. Для простоты расчета будем считать, что каждая мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Таким образом, потомство одной самки через 5 лет составляет особей. Объясните, почему число мышей на планете заметно не увеличивается.

Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей и средствами к их жизни неизбежно приводит к борьбе за существование. Под выражением борьба за существование понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.

Внутривидовая борьба Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной. Сосны в одновозрастном лесном насаждении

Межвидовая борьба С одной стороны это может быть такая борьба за существование как взаимоотношения между хищником и жертвой (зайцы и волки). С другой стороны между различными видами может существовать конкуренция за ресурсы (пища, свет, места обитания). К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма. Рассмотрите рисунок, стрелками покажите возможные взаимосвязи между видами.

Борьба с неблагоприятными факторами неживой природы Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности.

Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

Действует в постоянных условиях среды. На значение этой формы указал выдающийся российский ученый И.И. Шмальгаузен. Стабилизирующий отбор направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений, концентрация глюкозы в крови у позвоночных и т. д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса. Стабилизирующий отбор

Стабилизирующий отбор Действием стабилизирующей формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений. Связано это с тем, что цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей. Шмель не способен проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не сможет коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком. Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились реликтовые животные: кистеперая рыба латимерия, представитель древних рептилий гаттерия, голосеменное растение гинго.

Движущий отбор Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

Движущий отбор Например, среди крыс очень быстро распространилась устойчивость к яду, вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда поедают приманки, отравленные таким ядом. Примером утраты признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у кротов, ведущих подземный образ жизни, редукция корней и листьев у растений-паразитов.

Разрывающий (дизруптивный) отбор Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака, но не благоприятствующих среднему состоянию.Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы.

Дизруптивный отбор Примером разрывающего отбора может служить случай образования различных популяций растения погремка большого в связи с покосами. Эта форма отбора возникает при устранении из исходной популяции растений со средними сроками цветения. В конечном итоге единая популяция распадается на две, находящиеся на одной территории, но оказывающиеся изолированными друг от друга в смысле воспроизведения.

Говоря о естественном отборе в целом, нельзя упускать из вида его творческую роль. Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

Задание 1 Определите формы взаимоотношений организмов: В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через суток гибнут те растения,которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений. Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто- зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое. После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода. Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.

Задание 2 Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь Х.К. Бампус собрал и принес в лабораторию 136 оглушенных стихией домовых воробьев. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил ученый?

Задание 3 Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют светлую окраску тела и крыльев. Развитие промышленности, связанное с этим загрязнение стволов деревьев и гибель лишайников, живучих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости черных (механистических) бабочек. В окрестностях некоторых городов черные бабочки за короткое время стали преобладающими, тогда как сравнительно недавно они там полностью отсутствовали. Составьте до конца схему образования новой темно-окрашенной бабочки.

Домашнее задание Заполните таблицу: Форма отбора Когда действует Результат Примеры