1 Познание как предмет философского анализа Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis - знание и logos - учение и переводится как учение о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Транксрипт:

1 Познание как предмет философского анализа Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis - знание и logos - учение и переводится как учение о познании. Термин гносеология имеет несколько значений: -учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; -философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используются и понятия эпистемология, теория познания.

2 Познание как предмет философского анализа Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный общественно- исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.

3 Познание как предмет философского анализа в античной философии Гераклит Эфесский считал, что человеческий, субъективный логос (то есть познание) имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом. Зенон Элейский пытался выразить реальное развитие в логике понятий, обратив внимание на многообразные противоречия, возникающие при отображении объективного мира в сознании.

4 Познание как предмет философского анализа в античной философии Античные софисты (Протагор, Горгий) исследовали мышление само по себе, его ошибки, противоречия, силу, стремились развить гибкость мышления, подчеркивали активную роль субъекта в процессе познания, анализировали возможности языка, слова в познании. Сократ подчеркивал тесную взаимосвязь познания и нравственности, роль метода в добывании истины в процессе исследования различных представлений, понятий.

5 Познание как предмет философского анализа в античной философии Платон считал, противоречие является необходимым условием для начала размышления. Он отличал мнение как недостоверное представление от достоверного знания. В его гносеологии имеется догадка о двух уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме. Аристотель продемонстрировал веру в силу разума и подчеркнул, что результат познания есть истинное знание. Он дал первую классификацию приемов и инструментов мышления, важнейшим из которых являлась его логика. Аристотель попытался выйти за рамки формальной логики, он поставил вопрос о содержательной логике - диалектической.

6 Познание как предмет философского анализа Агностицизм –направление в гносеологии частично или полностью отрицающее возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие из которых до сих пор не преодолены. Например, неисчерпаемость познания и проблема его границ, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия.

7 Познание как предмет философского анализа Элементы агностицизма можно обнаружить в различных философских системах как идеалистической, так и материалистической ориентации. Впервые мысль о том, что вещь сама по себе и ее восприятие не тождественны, сформулирована у Парменида : он различает «истинное бытие» и «мнение».

8 Познание как предмет философского анализа Дэвид Ю м, полагал: все знания производны от опыта. Опыт же - поток ощущений, за пределы которого невозможно выйти. Человек может судить лишь о впечатлениях, но не способен понять, чем эти впечатления вызваны, что лежит в их основе - природа, бог или сам человек. Повторяемость, сходство, общность ощущений расцениваются Юмом не как знания о мире вне нас, но как акт веры, который необходим в целях практического действия.

9 Кантианство - Эта концепция основана на глубочайшем анализе познавательного процесса, его составных элементов, его противоречий. О том, каковы вещи сами по себе, - полагал И. Кант, - мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Для И. Канта предметы существуют вне и независимо от сознания, однако их сущность непознаваема. Познаваемо лишь внешнее, доступное ощущению.

10 Познание как предмет философского анализа современная гносеология Центром гносеологии становится человек. Наблюдается социологизация гносеологии, то есть процесс преобразования гносеологии в социально- гуманитарное исследование. На современном этапе для гносеологии характерен методологический плюрализм. Она использует любые методы, которые являются наиболее эффективными в данной ситуации: философские, общенаучные, общелогические методы, теоретические и эмпирические средства и приемы.

11 Познание и практика ۩ Практика - это специфическая форма деятельности в определенном социокультурном аспекте, в результате которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования и своей жизнедеятельности, которые не даны природой в готовом виде. ۩ Практика и познание - две стороны единого исторического процесса. Однако решающая роль в этом процессе отводится практике.

12 Познание и практика Основные функции практики в процессе познания: ۩ Практика - движущая сила и основа познания. Она пронизывает все стороны, формы, ступени познания. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика является основой познания также и потому, что обеспечивает процесс познания техническими средствами, приборами, оборудованием. ۩ Практика есть цель познания, так как она осуществляется для регулирования деятельности людей. ۩ Практика - решающий критерий истинности знания

13 Истина и заблуждение ۩ Истина - знание, соответствующее своему предмету, то есть адекватное, верное отражение действительности. Истина - цель познания в любой его форме. ۩ Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания.

14 Истина и заблуждение ۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью - преднамеренным искажением истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформацией, передачей заведомо ложного знания.

15 Истина и заблуждение 1. Истина объективна по содержанию - обусловлена реальной действительностью, ее содержание не зависит от отдельных людей. 2. Истина субъективна по форме и по способу реализации. 3. Истина не есть свойство материальных объектов, а есть свойство знания о них. 4. Постижение истины есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта. Признаки истины:

16 Истина и заблуждение Абсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.

17 Истина и заблуждение Относительная истина выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.

18 Истина и заблуждение Критерии истинности знания: Решающим критерием истинности знания является практика. В качестве вторичных критериев истинности знания выступают: логическая полнота и непротиворечивость, согласованность с фундаментальными идеями (когерентность), простота и красота, способность к саморазвитию (эвристичность), способность к самоанализу (рефлексии)

19 Формы и методы познания ۩ Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств, которые являются результатом биологической эволюции и социальной истории.

20 Формы и методы познания ۩ Чувственное познание Осуществляется в трех основных формах: Ощущения - отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения разделяются на зрительные (визуальные), слуховые, осязательные, вкусовые и т.д. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, это синтез отдельных ощущений. Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем. Сюда относятся образы памяти, образы воображения.

21 Формы и методы познания По сравнению с ощущением и восприятием у представления отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обобщенный образ предмета, созданный выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

22 Формы и методы познания Рациональное мышление - не чисто природное свойство человека, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Рассудок - обыденное, житейское мышление (здравый смысл). Логика рассудка - формальная логика, изучающая структуру высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы.

23 Формы и методы познания Главная задача разума - постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Логика разума - диалектическая логика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания такие, как гипотеза, теория и др

24 Формы и методы познания Проблема соотношения чувственного и рационального в процессе познания Существуют две противоположные точки зрения - сенсуализм (от латинского sensus - чувство, ощущение) и рационализм (от латинского ratio - разум, мышление).

25 Формы и методы познания Сенсуалисты полагали, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеалисты (Беркли, Юм и др.). Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть только взяты из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

26 Формы и методы познания В современной постпозитивистской философии (Поппер, Кун, Лакатос и др.) рациональность понимается как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методологией науки.

27 Диалектика как теория и как метод познания учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

28 Диалектика как теория и как метод познания Законы диалектики: Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений трактуется как механизм развития и выражается посредством категорий «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок». Закон отрицания отрицания вскрывает преемственность и направленность развития.

29 Диалектика как теория и как метод познания Принцип всеобщей связи: Это принцип единства мира при всем его многообразии и принцип многообразия в единстве. Принцип развития: все в мире имеет свою историю. Применительно к отдельным формам движущейся материи (физической, химической, биологической, социальной) этот принцип означает становление и развитие. Что касается отдельных объектов, всегда имеющих конечное время существования, то здесь следует иметь в виду все стадии бытия объекта: становление, прогрессивное развитие, регрессивное развитие, исчезновение. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи принцип развития

30 Познание как предмет философского анализа The EHD лекции